Биоритмы организма человека. Биологические ритмы человека Биологические ритмы организма человека

Луна, вращаясь вокруг Земли, влияет на Землю на физическом плане – приливы и отливы водных ресурсов Земли следуют в ее ритме. Естественно, что Луна так же влияет и на человека, который в основном состоит из воды. Лунные ритмы воздействует на психику человека и как следствие на его поведение.

Так в новолуние настроение меняется от подавленности до спокойствия, в полнолуние – от эмоционального подъема до тревожности, раздражительности и агрессивности, в зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Луна является управителем двухчасового ритма последовательной активности 12-ти органов человека (суточный режим работы каждого из внутренних органов), что было подмечено китайской народной медициной.

Причем активизация органов подчиняется внутренним биологическим часам. При энергетическом возбуждении

организма происходит взаимодействие главных органов, подстройка их друг под друга, и под изменения окружающей среды. Полный цикл энергетического возбуждения органов завершается примерно за 24 часа.

Каждый орган нашего тела имеет свой биоритм. Он проходит в течение суток одну высшую фазу максимальной активности органов, в которой он 2 часа подряд хорошо и эффективно работает (в это время он как бы является ведущим, т. е. несет на себе большую нагрузку), а также двух часовую фазу минимальной активности.

В фазе максимальной активности орган человека лучше поддается лечебному воздействию. В организме запускается целый каскад дополнительных биохимических реакций, комплексно использующих вещества натуральных препаратов и лекарств.

Время максимальной активности органов человека по часам в суточном биоритме:

  • с 1 часа ночи до 3 часов — активна печень,
  • с 3 до 5 часов — легкие,
  • с 5 до 7 часов — толстый кишечник,
  • с 7 до 9 часов — желудок,
  • с 9 до 11 — селезенка (поджелудочная железа),
  • с 11 до 13 часов — сердце,
  • с 13 до 15 часов — тонкий кишечник,
  • с 15 до 17 часов — мочевой пузырь,
  • с 17 до 19 часов — почки,
  • с 19 до 21 часа — перикард (система кровообращения),
  • с 21 до 23 часов — общая концентрация энергии (три огня или обогревателя),
  • с 23 часов до 1 часа — желчный пузырь.

Эти часы наиболее благоприятны для их лечения, очищения и восстановления. Например, функция сердца сильна с 11 до 13 часов — в это время необходимо давать наибольшую нагрузку, в том числе и в виде физических упражнений;

Время минимальной активности органов человека в по часам суточном биоритме:

  • с 1 часа ночи до 3 часов _ тонкий кишечник,
  • с 3 до 5 часов — мочевой пузырь,
  • с 5 до 7 часов — почки,
  • с 7 до 9 часов — перикард,
  • с 9 до 11 — тройной обогреватель,
  • с 11 до 13 часов — желчный пузырь,
  • с 13 до 15 часов — печень,
  • с 15 до 17 часов-легкие,
  • с 17 до 19 часов — толстый кишечник,
  • с 19 до 21 часа — желудок,
  • с 21 до 23 часов — селезенка и поджелудочная железа,
  • с 23 часов до 1 часа — сердце.



Биологические часы человека

Примечание: (активность органов по часам )

1. Три обогревателя. Анатомического представительства этот орган не имеет, но функциональная его роль велика. Верхняя его часть включает легкие и сердце, ведает дыханием, системой кровообращения, контроль за порами кожи. Средняя часть — селезенка и желудок контролирует переваривание пищи. Нижняя часть — почки, печень, мочевой пузырь, тонкая и толстая кишки осуществляют фильтрацию, выводят из организма избыток воды и ненужные вещества.

2. Перикард является функциональной системой, регулирующей кровообращение (вместе с сердцем), дыхание и половые функции. В его задачу входит и защита сердца от угрозы извне.

Восточные целители, опираясь на огромный опыт, доказали, что большое значение имеет при приеме лекарственных средств не только доза, но и время их приема. Поэтому, зная время высшей активности органов, можно значительно эффективнее проводить процедуры, направленные на укрепление здоровья, введение целебных веществ или вымывание ядов. Самое благоприятное влияние на эти органы и части тела будут оказывать лечебные и оздоровительные процедуры, если при этом мы будем учитывать еще и ежедневное положение Луны.

Так, например, с 7 до 9 часов самое подходящее время для завтрака (желудок максимально активен), с 11 до 13 часов — для самого большого приема пищи (когда активно сердце). Страдающим плохой циркуляцией крови рекомендуется с 11 до 13 часов меньше двигаться и оставаться в тени в жаркие дни. Если у вас проблемы с тонким кишечником, то лечение эффективно именно в это время. С 17 до 19 часов благоприятное время для ужина, лечения почек и спины (время активности почек). С 19 до 21 часа на небе появляется Луна, в это время эффективнее всего лечиться от импотенции и фригидности. Период с 21 до 23 часов исключительно хорош для того, чтобы помочь с кожным покровам и волосам.

С 23 до 1 часа самая мистическая часть суток.

Суточная активность органов по часам и функций

(наиболее благоприятное время для их оздоровления, очищения и лечения)

Ян-период (с 6.00 до 18.00) — активность организма, распад его структур, добывание и переваривание пищи, т. е. трата энергии (катаболизм).

Инь-период (с 18.00 до 6.00) — переход организма в пассивное состояние, усвоение поглощаемой пищи (анаболизм), восстановление за день разрушенных структур

Питта (Желчь) — благоприятное время (10.00-14.00,22.00- 2.00) для протекания всех физиологических реакций в организме: пищеварение, обмен веществ, иммунитет и т. д.

Вата (Ветер) — (14.00-18.00,2.00-6.00) иссушение и охлаждение организма, благоприятное время для циркуляции в организме воздуха, крови, лимфы и других жидкостей.

Капха (Слизь) — (18.00-22.00,6.00-10.00) ослизнение организма, снижение теплотворных способностей, предрасположение организма к простудам и опухолевым заболеваниям.

Наибольшая частота пульса отмечается в 17-18 часов, уменьшение пульса-в 13-14 и 22-23 часа. Артериальное давление имеет минимальные значения в ранние утренние часы и около полуночи, а максимальные в 16-20 часов. Поэтому большинство лекарств, понижающих давление, целесообразно принимать в 15-17 часов.

Максимальные показания температуры тела и давления крови наблюдаются в 18 часов, веса тела — в 20 часов, минутного объема дыхания — в 13, лейкоцитов в крови в 24 часа.

Установлено, что снижение температуры тела способно вызывать перестройку физиологических ритмов. Биологические часы замедляются. Жизнь человека продлевается.
При повышении температуры тела, например, при заболевании гриппом, биологические часы человека, наоборот, начинают спешить.

В течение суток активность органов по часам у человека имеют место несколько подъемов физиологической активности.

В дневное время они наблюдаются с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов. Это время наиболее благоприятно для выполнения физической работы, принятия решений, новых начинаний.

Ночной физиологический подъем приходится на время от 0 до 1 часа ночи. Некоторые с успехом используют это время для творчества.

В 5-6 часов утра у человека самая высокая работоспособность: давление увеличивается, сердце бьется чаще, кровь пульсирует. У вирусов и бактерий в это время меньше всего шансов внедриться в наш организм. На утренние часы приходится самый значительный пик нормальных родов.

Наиболее благоприятное время отхода ко сну — 21-23 часа — приходится на один из физиологических спадов. И если не удается заснуть к 23 часам, то позже это сделать труднее из-за приближающегося к 24 часам физиологического подъема. Особенно это полезно знать людям, страдающим от бессонницы.

Утро может хранить опасность для людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Их организм особенно чувствителен к сигналу «просыпайся». Обычно давление крови, сниженное ночью, резко подскакивает при пробуждении. Изменение биоритма под действием светового раздражителя заставляет гланды выбрасывать в кровь повышенное количество гормонов. Это вызывает слипание кровяных телец, что в итоге может привести к инсульту.

После 12 часов дня проходит первый период дневной активности. В кровь из печени поступает меньше глюкозы. Начинает чувствоваться усталость. Нужен отдых. После 13 часов кривая выработки энергии идет вниз, наши реакции замедляются. Эта вторая нижняя точка в суточном цикле.

После 14 часов самочувствие начинает улучшаться. Органы чувств и, прежде всего, обоняние и вкус, становятся особенно чувствительными. Это лучшее время для приема пищи.

В 16 часов берет начало второго суточного физиологического подъема. В это время хорошо заниматься спортом: организм чувствует потребность в движениях, а психическая активность постепенно угасает. Во время вечерних тренировок гибкость спортсменов возрастает, зато их рост уменьшается, причем это наиболее заметно у людей астенического типа, а наименее — у пикников.

После 18 часов возрастает давление крови, мы становимся нервными, легко возникают ссоры по пустякам. Это плохое время для аллергиков. Часто в это время начинает болеть голова.

После 19 часов наш вес достигает максимума (суточного), реакции становятся необычайно быстрыми. В это время регистрируется меньше всего дорожно-транспортных происшествий.

После 20 часов психическое состояние стабилизируется, улучшается память.

После 21 часа почти в 2 раза возрастает количество белых кровяных телец, температура тела понижается, продолжается обновление клеток. Организм нужно подготавливать ко сну.

Между 2 и 4 часами ночи ухудшаются память, координация движений, появляется замедленность в действиях, возрастает количество ошибок при выполнении умственной работы, уменьшается на 2-4 килограмма мышечная сила, и на 15-20 ударов сокращается частота сердцебиения, на 4-6 вздохов-выдохов снижается легочная вентиляция, на 4-5% падает насыщение крови кислородом.
Лишь печень использует этот период для интенсивного обмена веществ, удаляя из организма все ядовитые вещества. В нашем организме происходит большая чистка.
В четвертом часу ночи мозг получает минимальное количество крови. Хотя организм работает на минимальных оборотах, но слух обостряется. Человека может разбудить даже малейший шум. В это время умирает больше всего людей.

Значение суточных ритмов можно использовать для усиления, а также для снижения доз лекарственных препаратов, так как в период активности органов максимально усваиваются даже небольшие дозировки.

Источники:

  • Майкл Смоленский, один из ведущих специалистов в области хронобиологии и Линн Ламберг, ветеран медицинской журналистики написали книгу «Руководство по биологическим часам для лучшего здоровья» («The Body Clock Guide to Better Health» by Michael Smolensky and Lynne Lamberg)
  • Дипак Чопра - »Полноценный сон. Полная программа по преодолению бессонницы.»
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Внутренний ритм организма - периодичное чередование возможностей и подготовленности организма к тем или иным внешним воздействиям в зависимости от времени суток, годового сезона, возраста человека и других природных периодов. В существовании таких ритмов практически никто из ученых не сомневается, споры идут лишь об их причине и последствиях.

Знание этих ритмов позволяет принимать наиболее верное решение, например, когда лучше всего делать прививку детям, сдавать экзамен, готовить обед, отдыхать, когда опасаться сердечного приступа, пить вино или водить автомобиль и т. д. В течение любого часа дня и ночи реакции на конкретные раздражители человеческого организма различны, но они имеют свойство повторяться в 24-часовом ритме, определяющем жизнедеятельность. Знание работы органов и систем облегчит его «эксплуатацию».

Известно несколько отечественных и зарубежных разработок на тему «наши внутренние часы». В деталях они различаются: каждая имеет свои акценты и оригинальные находки, достойные внимания. Но цель едина: разобраться в этом ритме и действовать в соответствии с ним, а не вопреки.

3.00 - так называемый «час смены». В это время симпатическая часть вегетативной нервной системы берет на себя контроль над организмом. В результате сужения кровеносных сосудов кожи начинается «фаза разогрева», во время которой возрастает температура тела, а организм постепенно готовится к работе.

4.00 - многим начинает не хватать воздуха. При некоторых болезнях легкие могут быть в эту пору самой слабой частью организма. Гладкие мышцы бронхов сокращаются, дыхательные пути максимально сужены, вдохнуть воздух становится трудно. Здоровые люди не ощущают ничего.

5.00 - до почек не доходит почти ничего. Активность почек минимальна. В течение всей ночи они отправляли меньше мочи в мочевой пузырь и удаляли меньше вредных веществ. В этом случае биологический ритм для нас благоприятен, так как если бы почки были одинаково активны все время, то приходилось бы вскакивать среди ночи неоднократно.

6.00 - время начала активности. «Внутренние часы» пробуждают все системы. Сердце начинает работать быстрее, артериальное давление возрастает. В крови появляется больше глюкозы и аминокислот, необходимых клеткам для получения энергии и материалов для синтеза веществ, поддерживающих жизненные процессы.

7.00 - с утренними калориями забот меньше. Пищеварительный тракт в самом высоком тонусе, это самый подходящий момент для опорожнения нижнего отдела толстой кишки. И желудок в лучшей форме - он легко справится с завтраком. Большая часть поступивших с пищей углеводов в процессе метаболизма превратится в энергию, которая в ближайшие часы будет использована. Поэтому утренние калории вызывают меньше забот даже при избытке веса. Концентрация в крови мужского полового гормона (тестостерона) на 40% выше, чем в полночь. Поэтому многие мужчины ощущают самую сильную сексуальную потребность, не имея времени на ее удовлетворение (маленький стресс!).

8.00 - сердце в опасности! В эти часы сердце отягощает не только рост артериального давления и ускорение ритма сокращений. Появляется иная опасность особенно для больного сердца, венозные сосуды которого сужены из-за атеросклеротического процесса. Слипание тромбоцитов (кровяных пластинок) достигает суточного максимума. Это значит, что тромбоциты имеют наибольшую склонность к образованию кровяных сгустков (тромбов), которые могут полностью перекрыть уже суженные кровеносные сосуды сердечной мышцы. Самым тяжелым последствием этого может стать инфаркт миокарда.

9.00 - максимум кортизона, минимум лимфоцитов. Кортизон - гормон коры надпочечников - достигает максимального содержания в крови. Одним из последствий этого является уменьшение числа лимфоцитов до самого низкого уровня в течение суток. Поскольку лимфоциты играют особо важную роль в иммунной системе, сила защитных реакций организма резко снижается. Поэтому факторы, вызывающие инфекционные заболевания, могут легко проявить свое опасное действие.

10.00 - мозг полностью активен. Это самая подходящая пора для интенсивной умственной деятельности. Лучше всего функционирует также кратковременная память, хранящая информацию только в течение нескольких часов. Общее настроение достигает максимума.

11.00 - самый благоприятный момент дня. Большинство телесных функций - на самых высоких показателях. Организм способен выполнить любые задания.

12.00 - с этого момента только «под гору». «Полуденный максимум» еще продолжается, но способность к максимальной отдаче начинает снижаться. Конечно, после достижения пика активности необходим отдых.

13.00 - ритм принуждает нас к отдыху. Сонливость в течение дня наступает каждые 4 часа и это совершенно естественный физиологический цикл. Просто у людей в разном возрасте и с иными установками активности он имеет разную интенсивность - от небольшой зевоты и желания подремать до засыпания «на ходу». Наиболее ярко этот цикл проявляется около 13.00. Тот, кто должен в это время работать, вынужден применять больше усилий, а результаты при этом – значительно ниже, так как производительность снижается в среднем на 20%.

14.00 - сделай в конце концов передышку для себя. «Послеполуденный минимум» продолжается. Тело и разум - в своеобразном расслаблении, не способны на мобилизацию. Отдых просто необходим.

15.00 - новый прилив сил. Способность к напряжению начинает возвращаться. «Внутренние часы» переставляют вегетативную нервную систему: от ее симпатического отдела, обеспечивающего высокую отдачу, к парасимпатическому, управляющему периодом покоя. Результаты ощущаются, однако, с большим опозданием, только через несколько часов.

16.00 - время профилактических прививок. В это время прививки наиболее продуктивны, так как вызывают самую меньшую иммунную реакцию, отличаясь этим от утренних прививок. Думаете, врачи не знают об этом? Нет, просто им удобнее делать прививки утром, а то подопечные (студенты, школьники) разбегутся, не дождавшись «таких противных» прививок, а то, что они жизненно необходимы, не желает знать ни подрастающее поколение, ни невнимательные к своему здоровью взрослые.

17.00 - повторный пик. Способность человека к усилию достигает второго, хотя и несколько меньшего максимума. Сердце вновь перекачивает больше крови, мышцы сильнее. Если теперь у вас есть возможность, займитесь физическими упражнениями, получите наибольший заряд энергии. Это также время для стаканчика вина. В поздние послеполуденные часы организм перерабатывает алкоголь в 5 раз легче, чем ранним утром. Но... напомним, пить - все-таки вредно!

18.00 - стремление к покою и отдыху. Температура тела в это время самая высокая - около 37,4 ОС, т.е. на 1 градус выше, чем в 3.00 утра. Но с этого времени температура тела будет постепенно снижаться (конечно, у здорового человека). Одновременно замедляют свой темп важные функции организма, физическая потенция уменьшается, начинает превалировать стремление к отдыху и покою.

19.00 - совсем не подходящее время для стрессов. Самые лучшие для организма часы уже позади. Даже на стресс организм реагирует явно слабее. В аналогичной стрессовой ситуации в полдень число сердечных сокращений увеличивается на 35%, а сейчас - только на 25%.

20.00 - пик автоводительских способностей. В это время водители реагируют очень быстро и верно. Время реакции - самое короткое в течение суток и составляет 0,095 с. В 22.00 человек реагирует значительно медленнее, а в 2.00 - рефлекс «просто никуда», с 7.00 возвращается сносное время для рефлекса.

21.00 - «стоп» для желудка и кишечника. Пищеварительный тракт уже отдыхает Желудок способен выделить очень мало пищеварительного секрета; около полуночи выделение прекращается почти полностью. Поэтому обильный ужин «камнем лежит в желудке» и может серьезно нарушать сон (помните об этом пожилые люди, ведь желудок давит на сердце, когда вы лежите!).

22.00 - дети растут во сне! Гипофиз ребенка приблизительно через час после того, как он заснул, выделяет очень много гормонов роста. Действуют они, в частности, на ростовые хрящи трубчатых костей, возбуждая в них усиленное деление клеток. Родители, помните – дети растут во сне!

23.00 - лучше всего быть в постели. Сон до полуночи - самый здоровый. Нам могут возразить, что это - у «жаворонков», а «совам» лучше засыпать попозже, так как у них в это время период самой плодотворной работы. Все правильно, однако исследования 80-90-х годов показали, что «птичья» установка отнюдь не врожденное, а приобретенное состояние (сознательное насилие над естественным биоритмом), и в первой половине ночи сон крепкий, глубокий, во второй - неспокойный, сопровождающийся сновидениями.

Само собой разумеется, что нет абсолютной регламентации жизни человеческого организма в течение суток. Но деятельность организма накладывает свой отпечаток не только индивидуальность каждого человека, но и пресловутые «переводы времени».

Общие представления о биоритмах. Ритмичность процессов прослеживается во всем и везде: по закону ритма живут человек и вся окружающая его природа, Земля, Космос.

Когда-то природа «завела» биологические часы живого так, чтобы они шли в соответствии с присущей ей самой цикличностью. Смена дня и ночи, чередование времен года, вращение Луны вокруг Земли и Земли вокруг Солнца — изначальные условия развития организма. Биологический ритм стал общим принципом живого, закрепленным в наследственности, неотъемлемой чертой жизни, ее временной основой, ее регулятором.

Биоритмы — периодические изменения интенсивности и характера биологических процессов, которые самоподдерживаются и самовоспроизводятся в любых условиях.

Биоритмы характеризуются:

  • периодом — продолжительностью одного цикла колебаний в единицу времени;
  • частотой ритмов - частотой периодических процессов в единицу времени;
  • фазой - частью цикла, измеряемой в долях периода (начальная, конечная и т.д.);
  • амплитудой - размахом колебаний между максимумом и минимумом.

По продолжительности выделяют следующие циклы:

  • высокочастотные — продолжающиеся до 30 минут;
  • среднечастотные — от 0,5 до 24 часов, 20-28 часов и 29 часов — 6 суток;
  • низкочастотные — с периодом 7 суток, 20 суток, 30 суток, около одного года.

Таблица. Классификация биоритмов человека

Характеристика

Продолжительность

Ультрадианные (уровень работоспособности, гормональные сдвиги и др.)

Циркадианные (уровень работоспособности, интенсивность метаболизма и деятельности внутреннихорганов и др.)

Инфрадианные

28 ч — 4 суток

Околонедельные (циркасептанные) (например, уровень работоспособности)

7 ± 3 суток

Околомесячные (циркатригинтанные)

30 ± 5 суток

Ультраннулярные

Несколько месяцев

Цирканнуальные

Около одного года

Для человеческого организма характерен целый спектр ритмопроявляющихся процессов и функций, который объели- нен в единую согласованную во времени колебательную систему, обладающую следующими особенностями: наличием связи между ритмами разных процессов; наличием синхронности, или кратности, в протекании тех или других ритмов; наличием иерархичности (подчинением одних ритмов другим).

На рис. 1 представлена схема биоритмов, которая отражает часть спектра ритмов жизнедеятельности человека. (На самом деле в человеческом организме ритмично все: работа внутренних органов, тканей, клеток, электрическая активность мозга, обмен веществ.)

У человека выявлены и исследованы среди многих других четыре основных биологических ритма:

Полутора часовой ритм (от 90 до 100 минут) чередования нейрональной активности мозга как во время бодрствования, так и во время сна, являющийся причиной полуторачасовых колебаний умственной работоспособности и полуторачасовых циклов биоэлектрической активности мозга во время сна. Через каждые полтора часа человек испытывает попеременно то низкую, то повышенную возбудимость, то умиротворенность, то беспокойство;

Месячный ритм. Месячной цикличности подчинены определенные изменения в организме женщины. Недавно установлен околомесячный ритм работоспособности и настроения мужчин;

Годовой ритм. Отмечаются циклические изменения организма ежегодно во время смены времен года. Установлено, что в разное время года различно содержание гемоглобина и холестерина в крови; мышечная возбудимость выше весной и летом и слабее осенью и зимой, максимальная светочувствительность глаза тоже наблюдается весной и ранним летом, а к осени и зиме падает.

Высказываются предположения, что существуют ритмы 2-, 3- и 11-летние — 22-летние, наиболее вероятной считается связь их с метеорологическими и гелиогеографическими явлениями, обладающими примерно такой же цикличностью.

Кроме ритмов, приведенных выше, жизнь человека подчиняется социальным ритмам. К ним люди приучаются постоянно. Один из них — недельный. Дробя в течение многих веков каждый месяц на недели — шесть рабочих дней, один день для отдыха, человек сам приучил себя к нему. Этот режим, не существующий в природе и появившийся в результате социальных причин, стал неотъемлемой меркой жизни человека и общества. В недельном цикле меняется прежде всего работоспособность. Причем одинаковая закономерность прослеживается у групп населения, различающихся по возрасту и характеру труда: у рабочих и инженеров на промышленных предприятиях, у школьников и студентов. Понедельник начинается с относительно низкой работоспособности, от вторника к четвергу — самый гребень недели — она набирает максимальный подъем, а с пятницы опять падает.

Рис. 1. Ритмы жизнедеятельности человека

Биологическое значение биоритмов. Биоритмы выполняют в организме человека по крайней мере четыре основные функции.

Первая функция — оптимизация жизнедеятельности организма. Цикличность — базисное правило поведения биосистем, необходимое условие их функционирования. Это связано с тем, что биологические процессы не могут интенсивно протекать длительное время; они представляют собой чередование максимума и минимума, ибо доведение функции до максимума лишь в определенные фазы каждого периода цикла экономнее, чем стабильное непрерывное поддержание такого максимума. В биосистемах за всякой активностью должно следовать ее снижение для отдыха и восстановления.

Поэтому принцип ритмической смены активности, при которой происходит расход энергетических и пластических ресурсов, и ее торможения, предназначенного для восстановления этих расходов, изначально заложен при возникновении (рождении) любой биологической системы, включая человека.

Вторая функция — отражение фактора времени. Биоритмы — биологическая форма преобразования шкалы объективного, астрономического времени в субъективное, биологическое время. Целью его является соотнесение циклов жизненных процессов с циклами объективного времени. Основными характеристиками биологического времени как особой формы движущейся материи являются его независимость от нашего сознания и взаимосвязь его с физическим временем. Благодаря этому осуществляются временная организация биологических процессов в организме и согласование их с периодами колебаний внешней среды, что обеспечивает адаптацию организма к окружающей среде и отражает единство живой и неживой природы.

Третья функция — регуляторная. Ритмование — это рабочий механизм создания функциональных систем в центральной нервной системе (ЦНС) и базисный принцип регуляции функций. Согласно современным представлениям, создание рабочих механизмов в ЦНС обеспечивается синхронизацией ритмической высокочастотной деятельности составляющих ее нервных клеток. Таким образом осуществляется объединение отдельных нервных клеток в рабочие ансамбли, а ансамблей — в общую синхронную функциональную систему. Ритмование разрядов мозга имеет принципиальное значение для преобладания главной в данный момент реакции среди прочих. Так создается доминанта, господствующая в данное время функциональная система ЦНС. Она объединяет в едином ритме различные центры и определяет текущую последовательную их деятельность путем навязывания «своего» ритма. Так в структурах мозга создаются нервные программы, определяющие поведение.

Четвертая функция — интеграционная (объединительная). Биоритм — это рабочий механизм объединения всех уровней организации организма в единую суперсистему. Интеграция реализуется по принципу иерархичности: высокочастотные ритмы низкого уровня организации подчиняются средне- и низкочастотным уровням более высокого уровня организации. Иначе говоря, высокочастотные биоритмы клеток, тканей, органов и систем организма подчиняются базовому среднечастотному суточному ритму. Это объединение осуществляется по принципу кратности.

Общая характеристика биоритмов

Жизнь человека неразрывно связана с фактором времени. Одна из эффективных форм приспособления организма к внешней среде — ритмичность физиологических функций.

Биоритм — автоколебательный процесс в биологической системе, характеризующийся последовательным чередованием фаз напряжения и расслабления, когда тот или иной параметр последовательно достигает максимального или минимального значения. Закон, по которому происходит этот процесс, может быть описан различными функциями, а в самом простом варианте — синусоидальной кривой.

К настоящему времени у человека и животных описано около 400 биоритмов. Естественно, что возникла необходимость их классифицировать. Предложено несколько принципов классификации биоритмов. Чаще всего классифицируют их на основании частоты колебаний (осцилляции), или периодов. Выделяют следующие основные ритмы:

  • Высокой частоты, или микроритмы (от долей секунды до 30 мин). Примером могут служить осцилляции на молекулярном уровне (синтез и распад АТФ и др.), частота сокращений сердца (ЧСС), частота дыхания, периодичность перистальтики кишечника.
  • Средней частоты (от 30 мин до 28 ч). В эту группу входят ультрадианные (до 20 ч) и циркадные, или циркадианные (околосуточные — 20-28 ч) ритмы. Пример — чередование сна и бодрствования. Циркадианный ритм является основным ритмом физиологических функций человека.
  • Мезоритмы (длительностью от 28 ч до 6-7 дней). Сюда относятся циркасептальные ритмы (около 7 дней). С ними связана работоспособность человека, они в значительной степени обусловлены социальным фактором — рабочей неделей с отдыхом на 6-7-й день.
  • Макроритмы (от 20 дней до I года). К ним относятся циркануальные (цирканные), или окологодовые ритмы. В эту группу входят сезонные и околомесячные ритмы (лунный ритм, овариально-менструальный цикл у женщин и т.д.).
  • Мегаритмы (длительностью в десяток или многие десятки лет). Наиболее известный из них — 11-летний ритм активности Солнца, с которым связаны некоторые процессы на Земле — инфекционные заболевания человека и животных (эпидемии и эпизоотии).

Характеристику каждого биоритма можно описать методами математического анализа и изобразить графически. В последнем случае речь идет о биоритмограмме, или хронограмме.

Как видно из рис. 2, биоритмограмма имеет синусоидальный характер. В ней различают временной период, фазы напряжения и расслабления, амплитуду напряжения, амплитуду расслабления, ак- рофазу данного биоритма.

Временной период — важнейшая характеристика биоритма. Это отрезок времени, по истечении которого происходит повторение функции или состояния организма.

Рис. 2. Схема биоритмограммы на примере циркадного ритма ЧСС: 1 — временной период (сутки); 2 — фаза напряжения (день); 3 — фаза расслабления (ночь); 4 — амплитуда напряжения; 5 — амплитуда расслабления; 6 — акрофаза

Фазы напряжении и расслабления характеризуют усиление и снижение функции в течение суток.

Амплитуда — разница между максимальной и минимальной выраженностью функции в дневное (амплитуда напряжения) и ночное (амплитуда расслабления) время. Общая амплитуда — разница между максимальной и минимальной выраженностью функции в рамках всего суточного цикла.

Акрофаза — время, на которое приходится наивысшая точка (максимальный уровень) данного биоритма.

В некоторых случаях кривая приобретает уплощенный или платообразный вид. Это встречается при малой амплитуде напряжения. Другими разновидностями являются инвертированные и двухвершинные биоритмограммы. Инвертированные кривые характеризуются снижением исходного уровня в дневное время, т.е. изменением функции в направлении, противоположном обычному. Это неблагоприятный признак.

Двухвершинные кривые отличаются двумя пиками активности в течение дня. Появление второго пика рассматривается в настоящее время как проявление адаптации к условиям существования. Так, например, первый пик работоспособности человека (11 — 13 ч) — это естественное проявление биоритма, связанное с дневной активностью. Второй подъем работоспособности, наблюдаемый в вечерние часы, обусловлен необходимостью выполнения домашних и других обязанностей.

Происхождение и регуляция биоритмов

Происхождение биоритмов определяется двумя факторами — эндогенным (внутренним, врожденным) и экзогенным (внешним, приобретенным).

Постоянные циклические колебания в различных системах организма складывались в процессе длительной эволюции, и теперь они являются врожденными. К ним относятся многие функции: ритмическая работа сердца, дыхательной системы, мозга и т.д. Эти ритмы называют физиологическими. Выдвинуто несколько гипотез эндогенной природы биоритмов. Наибольшее число сторонников имеет мультиосцилляторная теория, согласно которой в пределах многоклеточного организма (человека) может функционировать главный (центральный) водитель ритма (биологические часы), навязывающий свой ритм всем остальным системам, не способным генерировать собственные колебательные процессы. Наряду с центральным водителем ритма возможно существование второстепенных осцилляторов, иерархически подчиненных ведущему.

Биоритмы, зависящие от циклических изменений окружающей среды, являются приобретенными, и их называют экологическими. Эти ритмы испытывают большое влияние космических факторов: вращение Земли вокруг своей оси (солнечные сутки), энергетическое влияние Луны и циклических изменений активности Солнца.

Биоритмы в организме складываются из эндогенного — физиологического и экзогенного — экологического ритмов. Средняя частота ритмов обусловлена сочетанием эндогенных и экзогенных факторов.

Считается, что центральным водителем ритма является эпифиз (железа внутренней секреции, находящаяся в промежуточном мозге). Однако у человека эта железа функционирует только до 15-16 лет. По мнению многих ученых, роль центрального синхронизатора (биологических часов) у человека берет на себя область головного мозга, называемая гипоталамусом.

Контроль смены состояния бодрствования и сна зависит в значительной степени от светового фактора и обеспечивается связями коры головного мозга и таламуса (центр, в котором собираются импульсы от всех органов чувств), а также активизирующими восходящими влияниями ретикулярной формации (сетчатые структуры мозга, выполняющие активизирующую функцию). Важную роль играют прямые связи сетчатки глаза с гипоталамусом.

Прямые и опосредованные связи коры головного мозга и гипоталамических структур обеспечивают возникновение системы гормонального контроля периферической регуляции, действующей на всех уровнях — от субклеточного до организменного.

Таким образом, в основе временной организации живой материи лежит эндогенная природа биоритмов , коррегируемая экзогенными факторами. Устойчивость эндогенного компонента биологических часов создается взаимодействием нервной и гуморальной (лат. humor- жидкость; здесь — кровь, лимфа, тканевая жидкость) систем. Слабость одного из этих звеньев может привести к (нарушению биоритмов) и последующим нарушениям функций.

Исследователями доказано, что для постоянного совершенствования и тренировки приспособительных механизмов организм периодически должен испытывать стресс, определенный конфликт с окружающей его физической и социальной средой. Если учесть, что периодичность заложена в самой природе живых систем, то становится ясным, что именно такое динамическое взаимодействие организма со средой обеспечивает его стабильность и устойчивую жизнеспособность. Основу всякой активной деятельности составляют процессы интенсивного расходования жизненных ресурсов организма, и в то же время эти реакции являются мощным стимулом для еще более интенсивных восстановительных процессов. Можно утверждать, что динамическая синхронизация — взаимодействие эндогенных и экзогенных ритмов — придает организму живучесть и устойчивость.

Е.С. Симакова

РУССКИЙ ЯЗЫК

ТРЕНИРОВОЧНЫХ ВАРИАНТОВ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ

ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

УДК 373:811.161.1

ББК 81.2Рус-922

Симакова, Елена Святославовна

С37 ЕГЭ–2017: Русский язык: 40 тренировочных вариантов

экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену / Е.С. Симакова. - Москва: Издательство АСТ, 2016. - 319, с. - (ЕГЭ–2017. Большой сборник тренировочных вариантов) ISBN 978-5-17-096611-0 (ООО «Издательство АСТ») Вниманию школьников и абитуриентов предлагается поcобие для подготовки к ЕГЭ, которое содержит 40 тренировочных вариантов экзаменационных работ.

Каждый вариант составлен в соответствии с требованиями единого государственного экзамена, включает задания разных типов и уровня сложности.

В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания части 1 и критерии оценивания задания с развёрнутым ответом части 2.

УДК 373:811.161.1 ББК 81.2Рус-922 ISBN 978-5-17-096611-0 (ООО «Издательство АСТ») © Симакова Е.С.

© ООО «Издательство АСТ»


........................ 143 Инструкция по выполнению работы..... 5 Вариант 22......................... 150 Вариант 1.......................... 6 Вариант 23......................... 158 Вариант 24......................... 165 Вариант 2.......................... 13 Вариант 25......................... 172 Вариант 3.......................... 20 Вариант 26.................

–  –  –

Пособие предназначено для выпускников общеобразовательных организаций, абитуриентов, учителей. Оно содержит практические тренировочные материалы, обеспечивающие качественную подготовку к единому государственному экзамену, а именно варианты тестов для самоконтроля, снабжённые ответами, рекомендации по написанию сочинения-рассуждения.

Структура экзаменационной работы, типы заданий различной сложности в каждом варианте разработаны по «Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по русскому языку» и «Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по русскому языку», составленными

Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В каждый тест включены следующие задания:

Совершенствующие умение осознавать связь и последовательность предложений в тексте;

Формирующие способность определять и квалифицировать средства речевой выразительности;

Развивающие орфографические и пунктуационные навыки;

Повышающие речевую культуру учащихся, в том числе улучшающие знание норм современного русского литературного языка (орфоэпические, морфологические, синтаксические и другие нормы);

Обучающие сочинению на основе предложенного текста.

Выполнение тренировочных заданий служит подготовкой к тестированию: с одной стороны, обучающийся осваивает тестовую форму контроля, а с другой - повышает собственный уровень знания всех разделов науки о языке, приобретает и совершенствует необходимые для сдачи ЕГЭ умения. Пособие создаёт условия для систематической работы и планомерного повторения школьного курса русского языка.

Пособие включает 40 вариантов экзаменационных работ (всего 1000 заданий). Все задания снабжены ответами, которые помогут проконтролировать качество знаний.

В связи с возможными изменениями в формате и количестве заданий рекомендуем в процессе подготовки к экзамену обращаться к материалам сайта официального разработчика экзаменационных заданий - Федерального института педагогических измерений:

Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 25 заданий. Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит одно задание.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.

Задание 25 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха! ВАРИАНТ 1

Часть 1 Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

(1)В Норвегии сохранилось больше 20 церквей, построенных на закате эпохи викингов по весьма хитроумной технологии. (2)Викинги давно потеряли свою конкретно-историческую сущность и занимают место на полке рядом с троллями на правах неопределённой древности. (3)… у них есть история, конец которой пришёлся на XI век, когда Норвегия стала христианской. (4)По всей стране начали усердно строить деревянные церкви с хитроумной каркасной системой, позволяющей заменять любую сгнившую деталь или разобрать церковь на брёвнышки, как конструктор, и перевезти на другое место. (5)Поэтому церкви часто дарили королям или просто хорошим людям, покупали и продавали. (6)Чем богаче община, тем пышнее резные порталы, украшенные драконами и прочей старомодной нечистью - на тот случай, если вдруг христианские святые не помогут.

1) Конец эпохи викингов ознаменовался строительством деревянных разборных церквей.

2) Более 20 церквей, сохранившихся в Норвегии с эпохи викингов, имеют каркасную систему и могут быть разобраны и перевезены на новое место.

3) Разборные деревянные церкви с особой каркасной системой сохранились в Норвегии с конца эпохи викингов.

4) В XI веке Норвегия стала христианской, и по всей стране начали строить деревянные церкви с хитроумной каркасной системой, которые можно было продавать, покупать или дарить.

5) В разборных деревянных церквях в Норвегии резные порталы украшены не только изображениями христианских святых, но и драконами и нечистью.

Ответ:

–  –  –

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОРИЯ, -и, ж.

1) Действительность в её развитии, движении. Законы истории.

2) Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Всемирная (всеобщая) история. История средних веков.

3) Происшествие, событие, преимущественно неприятное (разг.). Попасть в историю.

4) Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. События, вошедшие в историю.

5) Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории.

–  –  –

Договоры о ДОВЕРИТЕЛЬНОМ управлении имуществом подопечного, связанные с недвижимостью, подлежат обязательной государственной регистрации.

ДОВЕРЕННОЕ лицо выполнило просьбу доверителя.

С возрастом британские котята у моих знакомых начали ДУРЕТЬ: они полысели и мех потерял блеск.

Народ стекался туда в кинозал, несмотря на БУДНИЙ день.

В ВАРОЧНОМ цехе было сыро и холодно.

–  –  –

8 РУССКИЙ ЯЗЫК: 40 ТРЕНИРОВОЧНЫХ ВАРИАНТОВ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ

–  –  –

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

«ТО(ЖЕ) мне герой!» - воскликнула (В)СЕРДЦАХ Тамара.

(И)ТАК, это (НА)РЕДКОСТЬ дивное растение нуждается в тщательном уходе.

Разведчик был (НА)ЧЕКУ и смотрел (В)ОБА.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ курс доллара снизился, (НЕ)СМОТРЯ на прогнозы финансовых аналитиков.

По жизни они шли РУКА(ОБ)РУКУ, (ПО)ЭТОМУ легче преодолевали трудности.

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Недюжи(1)ый ум, изыска(2)ые манеры и дисциплинирова(3)ость помогли Суворовы стать известным вое(4)чальником.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

2) Ты и песнь моя обручальная и звезда моя сумасшедшая. (Н. З.)

3) Печь была жарко натоплена и в ней варился обед… (М. Л.).

4) Физиономия его представляла к тому времени что-то резко свидетельствовавшее о характеристике и сущности всей прожитой им жизни. (Ф. Д.)

5) Кухарке приказали прибирать со стола как можно тише и не стучать посудой и ногами. (А. Ч.)

Ответ:

10 РУССКИЙ ЯЗЫК: 40 ТРЕНИРОВОЧНЫХ ВАРИАНТОВ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ

А танк (1) всё увеличивая скорость (2) всё сильнее охватываемый (3) широко мотающимся по броне (4) огнём (5) тараном вонзился (6) вошёл в эту тьму (7) сомкнувшую орудие (8) стал поворачиваться вправо и влево на одном месте…. (Ю. Б.) Ответ:.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Между тем (1) в девичьей становится уже совсем темно, и Ковалёв (2) наконец (3) решается посмотреть, не едет ли Судак. (И. Б.) Был у неё незаурядный читательский талант, а (4) может (5) и своего рода гениальность. (Л. У.) Ответ:.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Казалось (1) что вечно будут стоять по горизонтам (2) эти бледно-синеющие тучки (3) под которыми (4) серели соломенные крыши (5) зеленели лозины (6) и пестрели разноцветные клетки окрестных полей. (И. Б.) Ответ:.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер (4) закрыв лицо рукавами (5) низко пронёсся (6) вдоль опустевшей улицы. (В. Н.) Ответ:.

–  –  –

(1)В маленькой тёмной клетке с толстыми железными прутьями уже с десяток лет жила пара волков. (2)Хотя у многих обитателей зоопарка были имена, волки почему-то так и остались безымянными. (3)Волчица казалась совсем молодой, - она была худая, рыжеватая, высокая, с чуть косящими ярко-жёлтыми глазами. (4)Волк был крупный, с тяжёлой головой и тоже очень худой и плоский, как стиральная доска. (5)Длинная светлая грива закрывала его шею, и каждую весну во время линьки на ней подолгу висели безобразные клоки шерсти. (6)Он прихрамывал на обе задние лапы, и когда, вихляя, начинал ходить по клетке, то становился похож на инвалида, разбитого параличом. (7)В молодости волку удалось однажды убежать из клетки.

(8)Но преодолеть высокий каменный забор, которым был огорожен весь зоопарк, он так и не сумел. (9)Утром его поймали, снова загнали в клетку и долго били железным прутом. (10)После этого он стал постоянно подволакивать задние лапы.

(11)Волчица была очень привязана к нему, и он отвечал ей самой нежной и мужественной любовью, на какую только был способен. (12)Они часто играли друг с другом, как щенки, и волчица всегда успевала нежно лизнуть его в нос. (13)Волк редко сердился на неё, но если это случалось, то становился свирепым и страшным:

шерсть его подымалась дыбом, он морщил губы, открывая огромные, загнутые, как сабли, жёлтые клыки. (14)А волчица тут же падала по-щенячьи на спину и подымала вверх лапы в знак своей полнейшей покорности.

ВАРИАНТ 1 (15)Но чаще всего волки лежали и дремали, не обращая внимания на людей, и просыпались лишь тогда, когда рабочие начинали развозить мясо. (16)Знакомое поскрипывание тележки с мясом они улавливали мгновенно и преображались, - прыгали на сетку, махая хвостами и поскуливая от нетерпения.

(17)Каждую весну, в апреле или мае, волчица приносила детёнышей. (18)Но только один раз за всю жизнь ей удалось выкормить своих волчат, - она была счастлива в то лето… (19)Потом её детей, подросших и крепких, продали в цирк. (20)Она-то, конечно, этого не знала, но как больно, как тоскливо ей было тогда! (21)Будоража весь зоопарк, она выла днями и ночами, и ей подвывал волк. (22)Но ещё страшнее было тогда, когда её детёныши пропадали в тот же день, в который они появлялись на свет. (23)Ещё мокрые, не облизанные ею, они успевали только припасть к её разбухшим соскам, как приходили люди, длинными железными палками выгоняли волков в соседнюю клетку и забирали всех волчат. (24)Она выла, рычала, грызла в ярости сетку, но что она могла?! (25)После того, как уносили её детёнышей, волчица лежала целыми днями не двигаясь, как мёртвая, ничего не ела, ничего не ощущала, кроме изнуряющей боли в груди, переполненной молоком. (26)Но шло время, она постепенно оживала, будто и забывала о волчатах, снова начинала играть с волком и ласкала его порой так нежно, как ласкала бы своих исчезнувших детей.

(М. Д. Валеева*) * Майя Диасовна Валеева (р. 1962) - татарская писательница, автор книг о мире природы и человека.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В зоопарке паре волков не дали имён, хотя другие животные не оставались безымянными.

2) Волка жестоко избили за попытку побега, и теперь он, медленно передвигаясь по клетке, подволакивал задние лапы.

3) Ежегодно волчица приносила детёнышей, которых забирали и продавали в цирк.

4) Волки ненавидели людей и пугали их диким воем.

5) Если к клетке подходили люди, привозившие мясо, то волки прыгали на сетку, махая хвостами и поскуливая от нетерпения.

–  –  –

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

–  –  –

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ВАРИАНТ 2

Часть 1

Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Внутренние ритмы человека примерно соответствуют суткам: человек засыпает и просыпается с периодичностью 24 плюс-минус три часа. (2)Ориентируясь на зрение, мозг выбрасывает в кровь мелатонин - гормон сна, не позволяя организму отставать или опережать суточные ритмы. (3)При быстрой смене часового пояса выработка мелатонина сбивается с устоявшегося графика и биологические ритмы дрейфуют. (4)Сбои в смене дня и ночи нарушают и цикличность выработки кортизола - одного из гормонов бодрствования. (5)У большинства людей его уровень в крови нарастает с полуночи, достигая максимальной концентрации к 6–8 часам утра, когда почти прекращается выработка мелатонина. (6)…, если вовремя не засыпать, организм ответит сонливостью днём и бессонницей в ночное время. (7)Следствием хронического нарушения выработки этих гормонов становятся ожирение и заболевания сердца.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Суточные ритмы человека связаны с выбросами в кровь гормонов сна и бодрствования, нарушение режима ведёт к неправильной выработке этих гормонов и заболеваниям.

2) При быстрой смене часового пояса биологические ритмы человека сбиваются.

3) Регулирующие суточные ритмы человека гормоны мелатонин и кортизол определяют периоды сна и бодрствования человека, нарушения в их выработке отрицательно влияют на здоровье.

4) Мозг выбрасывает в кровь человека гормоны мелатонин и кортизол, ориентируясь на зрение.

5) Сбои в смене дня и ночи и хроническое недосыпание ведут к ожирению и заболеваниям сердца.

Ответ:

–  –  –

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОРГАНИЗМ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОРГАНИЗМ, -а, м.

1) Живое существо, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. Животные, растительные организмы.

2) Сложно организованное единство, целостность. Государственный организм.

3) Совокупность физических и духовных свойств человека. Крепкий организм.

Ослабленный организм.

–  –  –

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

АБОНЕНТ библиотеки получил книгу, присланную из столицы.

Матери на юбилей подарили сумочку их КРОКОДИЛЬЕЙ кожи.

КУЛАЧНЫЕ бои были старинным русским развлечением.

Племянником Анны оказался НЕПРИМЕТЛИВЫЙ и ко всему равнодушный мальчик.

Конфликт быстро разрешился, благодаря ПОЛИТИЧНОМУ подходу руководителя.

–  –  –

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

В течение прошлого года сразу несколько компаний выпустили на рынок необычные изобретения. Весной финская Valkee презентовала наушники, которые не играют музыку, но оснащены светодиодами, чтобы светить в уши. Осенью австралийские ученые из Университета Флиндерса объявили о завершении испытаний и поступлении в продажу очков, которые не улучшают зрение и не защищают от солнца, а, наоборот, светят в глаза. С помощью этих устройств разработчики предлагают бороться с джетлэгом. Джетлэг (от англ. jet — самолет, lag — замедление, отставание) — синдром смены часового пояса, несовпадение внутренних (циркадных) ритмов организма с суточным ритмом. Термин был придуман американским журналистом и путешественником Хорасом Саттоном. «Если вы мечтаете стать успешным человеком, путешествовать по миру и однажды заехать в Катманду на чашку кофе к королю Махендре, будьте готовы столкнуться с джетлэгом — слабостью, не связанной с похмельем. Самолеты летают так быстро, что ритмы вашего собственного тела остаются далеко позади», — написал он в газете Los Angeles Times 13 февраля 1966 года. Действительно, острый джетлэг, вызываемый авиаперелетом на дальние расстояния, можно описать как состояние, близкое к похмелью: голова трещит, руки дрожат, мысли спутаны, в животе урчит, заснуть в нужное время не получается.

В 1919 году англичане Джон Олкок и Артур Браун впервые перелетели на бомбардировщике с острова Ньюфаундленд в Ирландию. Расстояние в 3000 км они преодолели всего за 16 часов. До этого момента люди перемещались со скоростями, недостаточными для рассогласования внутренних часов с внешними. Поэтому можно предположить, что Олкок и Браун были первыми людьми, испытавшими острую рассинхронизацию биологических ритмов.

В 1965 году интерес к сбоям циркадных ритмов проявили в США. «Федеральное управление гражданской авиации настолько обеспокоено влиянием джетлэга на пилотов, не говоря уже о дипломатах и бизнесменах, что провело масштабное исследование под громким названием «Межконтинентальный биомедицинский авиационный проект», — писал в той же статье в LAT Саттон. Специалисты управления проанализировали состояние летчиков после серии межконтинентальных перелетов и пришли к выводу, что быстрая смена часовых поясов снижает внимание и работоспособность пилотов, мешает принимать ключевые решения.

Спустя ровно 50 лет после полета Олкока и Брауна, в 1969 году, в воздух поднялся Boeing-747 — первый в мире дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет, которому было суждено стать символом доступных трансконтинентальных путешествий. Так десинхроноз превратился из профессиональной болезни летчиков в известную всем путешественникам проблему, главные признаки которой — несварение желудка и бессонница. Но сегодня ученые говорят о том, что жертв острого джетлэга, вызванного перелетами, значительно меньше, чем людей, которые никуда не летают, но страдают от джетлэга хронического. В группе риска все, кто не спит по ночам, работает посменно или вахтовым методом.

Жертвы джетлэга

«Мы подходили к всесоюзному первенству уверенно, одерживая победы в каждом из матчей. И вдруг фиаско — наша волейбольная сборная проиграла местной команде. Для игроков день не был днем — наши организмы работали в ночном режиме. По времени Владивостока, откуда мы прилетели, игра началась в три часа ночи, закончилась в пять утра», — рассказывает Сергей Ежов, участник всесоюзного первенства, ныне доктор медицинских наук, профессор Тихоокеанского государственного экономического университета.

В начале 1970-х годов, будучи студентом медицинского факультета, он заинтересовался хронофизиологией географических перемещений и рассогласованием биологических ритмов.

«В спорте высоких достижений от победы отделяют доли секунд и миллиметры. Повлиять на результат может недостаточная концентрация внимания или непривычная работа сердца. В 1995 году доктор Лоренс Рехт проанализировал исходы более тысячи бейсбольных матчей высшей лиги в СШАс 1991 по 1993 год. Согласно его выводам, опубликованным в журнале Nature, «авиаперемещения в восточном направлении снижают индивидуальную выносливость спортсмена более чем в шесть раз».

В обход сетчатки

Человек настраивает свои биологические часы в зависимости от освещенности. Рептилии, рыбы и птицы отличают день от ночи без участия сетчатки глаз: тонкие кости черепа позволяют свету проникать в мозг напрямую. С людьми, как и со всеми приматами, дела обстоят иначе. Биологические часы у Homo sapiens «встроены» в гипоталамус, точнее, в супрахиазматическое ядро. Эта часть мозга лежит над перекрестом зрительных нервов, через которые и получает от сетчатки информацию об освещенности.

Внутренние ритмы человека примерно соответствуют суткам: человек засыпает и просыпается с периодичностью 24 плюс-минус три часа. Ориентируясь на зрение, мозг выбрасывает в кровь мелатонин — гормон сна, не позволяя организму отставать или опережать суточные ритмы. При быстрой смене часового пояса выработка мелатонина сбивается с устоявшегося графика и биологические ритмы дрейфуют. Что происходит с мозгом без световой подстройки, видно на примере незрячих. «Зачастую у слепых обнаруживается фотонезависимый цикл работы эндокринной и метаболической систем, а также режимы сна — бодрствования и поведения», — объясняет Мэри Чой, преподаватель Колледжа Туро в Нью-Йорке. Известно, что организм слепых людей самостоятельно отсчитывает время для завтрака или ночного сна. Однако если в определенные часы слепым давать мелатонин, они начинают жить как зрячие, установили в 2005 году ученые из Орегонского университета здоровья и нации: исчезает циркадный дрейф в работе внутренних органов, который мешает не только засыпать, но и переваривать пищу.

Сбои в смене дня и ночи нарушают и цикличность выработки кортизола — один из гормонов бодрствования. У большинства людей его уровень в крови нарастает с полуночи, достигая максимальной концентрации к 6-8 часам утра, когда почти прекращается выработка мелатонина. Поэтому, если вовремя не засыпать, организм ответит сонливостью днем и бессонницей в ночное время. Следствием хронического нарушения выработки этих гормонов становится ожирение и заболевания сердца.

Недавно для путешественников были разработаны приборы, которые обманывают мозг, создавая искусственное освещение. Доктор Маркку Тимонен из Университета Оулу в Финляндии предложил транскраниальный способ доставки терапевтической порции света, то есть напрямую в мозг. Для этой цели и созданы наушники Valkee. Нехитрое устройство внешне напоминает плеер, но оно не играет, а светит в фоточувствительные зоны мозга в обход сетчатки — через слуховые каналы. Исследователи утверждают: 8-12 минут ежедневной светотерапии достаточно для избавления от зимней депрессии. Весной 2012 года авиакомпания FINAIR уже начала выдавать эти наушники своим пассажирам в дорогу — желающим «просветлить» мозги для борьбы с джетлэгом продолжительность сеанса придется подбирать самим.

Детище австралийских сомнологов — очки Re-Timer — помогает пассажирам не чувствовать сонливость по прибытии к месту назначения. Специальные светодиоды направляют в глаза мягкий зеленоватый свет, искусственно удлинняя световой день путешественника. Чтобы избежать проблем с пищеварением, вызванных, например, перелетом из Сиднея в Берлин, путешественникам советуют надевать очки по вечерам за три дня до вылета и сутки спустя после прилета. Сегодня многие уже знают, как бороться с постперелетным поносом, бессонницей и тяжелой головой, — об этом даже предупреждают перед вылетом в аэропорту. Значительно меньше ясности в том, что делать с хроническим джетлэгом. Ведь его испытывает абсолютное большинство современных людей.

Отупение от сдвига

Десятки исследовательских групп по всему миру заставляют подопытных животных «летать», искусственно изменяя продолжительность дня. Исследователи из Университета Нью-Джерси дважды в неделю удлиняли период бодрствования животных на шесть-семь часов (перелет из Владивостока в Москву). В таких условиях у животных ослабевает противораковый иммунитет: клетки NK (natural killers) сбиваются с циркадных ритмов и становятся менее агрессивными по отношению к опухоли. Это подтвердилось и в эпидемиологических экспериментах: лабораторные «перелетные» крысы быстрее умирали от рака легких.

«NK — особый вид лимфоцитов, уничтожающих не только инфицированные, но и опухолевые клетки, — объясняет Баходур Камолов, кандидат медицинских наук, научный сотрудник РОНЦ имени Блохина. — Есть данные, согласно которым индивидуальная устойчивость организма к онкологическим заболеваниям связана с количеством NK, продуцируемых в костном мозге, лимфатических узлах, тимусе и селезенке».

В исследовании китайских ученых из лаборатории State Key десятидневного джетлэга хватило, чтобы частота метастазирования карциномы Льюис у животных увеличилась почти в 3,5 раза. Правда, теперь ахиллесовой пятой противораковой защиты оказались не клетки NK, а гены-онкосупрессоры, необходимые для подавления развития опухоли.

Мыши и хомяки в тех же условиях просто тупели — теряли способность усваивать новую информацию и даже забывали, где кормушка, доказали биологи из Мичиганского университета.

Четыре факта о джетлэге

Отправляясь в дальнее путешествие, важно учитывать следующее.

1. С запада на восток организму перемещаться сложнее, чем в обратном направлении. Кстати, в 1965 году исследование состояния американских летчиков дало обратные результаты, вероятно, из-за недостаточной статистики.

2. Трое суток — минимальный период, необходимый молодому здоровому организму для адаптации после пересечения двух и более часовых поясов.

3. Перелет может напомнить о старых болезнях. «По результатам 30-летней работы я могу смело утверждать, что с десинхронозом связаны обострения хорошо компенсированных хронических заболеваний или инфекций, — говорит Иван Пигарев. — Не стоит удивляться, если вдруг на курорте у человека из-за снижения иммунитета проявляется герпес, а по возвращении домой обостряются уже залеченные травмы. Кстати, возвращение домой — более болезненный для организма процесс, чем путешествие на курорт».

4. Таблетки мелатонина предупреждают острый джетлэг. Планируя перемещение на расстояние более пяти часовых поясов, следует в день отлета принять мелатонин в период, который будет соответствовать ночному времени в месте прибытия, советуют врачи. При путешествии на расстояние более семи часовых поясов принимать мелатонин необходимо за два-три дня до путешествия.

Хроническое путешествие

Чтобы ощутить все последствия джетлэга, вовсе не обязательно дважды в неделю летать из Владивостока в Москву и обратно. Достаточно путешествовать на самолете один раз в полтора-два месяца. Или работать вахтовым методом. Хронический джетлэг постоянно испытывают бизнесмены, неспящие студенты, дальнобойщики и новоиспеченные мамы. Всем им знакомо состояние, схожее с легким похмельем, которое выветривается после чашки кофе. Изучая адаптационные способности спортсменов, доктор медицинских наук, профессор Тихоокеанского государственного экономического университета Сергей Ежов показал, что острая рассинхронизация не исчезает сразу, а переходит в латентную стадию: «Даже спустя сорок дней после перелета на расстояние семи часовых поясов, организм не возвращается в привычный режим работы. Десинхроноз наблюдается не только на молекулярном и клеточном уровне, но и во взаимодействии полушарий мозга между собой». Нарушение этих связей может приводить к заторможенности реакции.

Какую роль выполняет сон и чем грозит его отсутствие, наглядно демонстрируют эксперименты над животными. Крыса сидит на диске, установленном над водой, к ее голове подведены электроды. Как только животное засыпает, диск автоматически начинает вращаться. Грызун просыпается и, чтобы не упасть в воду, семенит лапками. Такую модель эксперимента биологи используют для изучения эффектов отсутствия сна. Для летального исхода крысам достаточно нескольких бессонных суток. От чего умирают лишенные сна грызуны? От состояния, близкого синдрому приобретенного иммунодефицита. «В таких экспериментах у животных не обнаруживается нарушений со стороны нервной системы (мозга), зато очевидны нарушения иммунной системы, — объясняет Иван Пигарев, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН. — У умерших животных выявляются серьезные заболевания практически всех внутренних органов». Иван Пигарев — автор новой гипотезы сна, согласно которой во время отдыха мозг «разговаривает» с внутренними органами, не имеющими представительства в коре, — желудком, сердцем, кишечником, печенью и другими.

Ранее считалось, что мозг отдыхает, подобно мышце. Пигарев показал, что во сне он не просто восстанавливается, а устраивает «летучку» между внутренними органами. В ходе этого «селекторного совещания» между внутренними органами анализируется прошедший день, решаются накопившиеся информационные проблемы и устраняются ошибки. Мозг решает, куда подбросить гормонов, как переварить соевую сосиску и вообще не загнуться от съеденного перед сном гамбургера. О возможности таких «мозговых летучек» Иван Пигарев задумался около полувека назад, а надежные подтверждения получил лишь в 1990-е. В своем первом эксперименте он стимулировал электродами кишечник спящей кошки. Опыты доказали, что во время сна мозг занимается менеджментом, помогая внутренним органам и иммунной системе разобраться с тем, что произошло за прошедший день. Эксперименты Пигарева объясняют серьезные последствия хронического джетлэга: если «летучки», которые устраивает во сне мозг, постоянно срывать, это грозит проблемами с пищеварением и сердцем.

Однако люди склонны адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. За годы эволюции человек научился переваривать даже коровье молоко, что помогло ему в освоении северных широт. В будущем мы станем летать только чаще, спать меньше, а работать больше, и не всегда в родных часовых поясах. Так, может, организмы людей будущего найдут способы борьбы и с джетлэгом? «Нет, — уверен Иван Пигарев. — Такой сценарий вряд ли возможен. Слишком сложен человеческий мозг, и ни к перелетам, ни к отсутствию полноценного сна он не привыкнет.

Более того, есть люди, которые вообще не могут приспособиться к новому часовому поясу, уверен Иван Пигарев. В момент рождения у человека в мозгу «отпечатывается» физиологическая принадлежность к часовому поясу, и организм не способен поменять место прописки. Это утверждение подкрепляется работами, проведенными в Лаборатории функциональных резервов человека РАН. Согласно их эпидемиологическим данным, заболеваемость среди пришлого населения (например, переехавших в Сургут нефтяников) в 3-4 раза выше, чем у местного населения. С Пигаревым согласен профессор Сергей Ежов: «Все зависит от хроноадаптационных способностей организма. Похоже, приучить себя к джетлэгу невозможно, хроноадаптационный потенциал, по всей видимости, имеет наследственную природу».

«Максимум, чего может достичь Homo sapiens, — считает Иван Пигарев, — «превратиться в кролика». Эти животные не испытывают десинхроноза, потому что у них непродолжительный сон сменяется столь же недолгим периодом бодрствования. За короткие промежутки организм не успевает кардинально перестроить свой гормональный статус и накопить большое количество ошибок, потому для восстановления и спать долго не приходится».