Формы и методы подготовки подростков к семейной жизни: возможности общего среднего образования в мировом опыте. Реферат: Подготовка подростков к семейной жизни Добрачная подготовка молодежи к семейной жизни

Подготовка молодежи к семейной жизни - Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни важнейшим является правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правового сознания.

В данное время отмечается значительное ослабление регулирующего воздействия ранее установленных в обществе и закрепленных в общественном сознании норм и стандартов поведения в семье. Связано это в первую очередь с тем, что в современных условиях исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье. Значительно изменились и функциональные роли, типичные для мужчины-супруга и женщины-жены, имевшие место в прошлом.

Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.

Наряду с нравственным регулированием брачно-семейных отношений существует и правовое регулирование этих отношений, которое фиксирует и закрепляет их социальную сущность путем определения основных гражданских прав и обязанностей членов семьи друг перед другом и перед обществом.

С точки зрения формирования личности, существенным моментом психологической готовности индивида к вступлению в брак является его готовность не только к реализации потребности в близости с человеком другого пола, но и к осознанию значения своих действий, первым делом в системе правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения.

Между тем исследования показали, что только у 55% учащихся старших классов и ПТУ сложилось положительное отношение к праву как к личной ценности. При этом у 61% из них оно носит устойчивый и сознательный характер, обеспечивающий регуляцию их поведения. У 39% этих учащихся положительное отношение к праву неустойчиво, ситуативно. Регулятивная функция права опосредуется у них сугубо эгоистической мотивацией, основанной на эмоциональном переживании конкретной ситуации.

У 45% старшеклассников и учащихся ПТУ положительное отношение к праву не сформировано. В том числе у 36% юношей и девушек обнаружено устойчиво отрицательное отношение к праву как необходимой ценности для личности. По мере взросления представление о праве как необходимой ценности для личности не только не увеличивается, а часто уменьшается.

83% учащихся получают информацию о праве от учителей, бесед, организуемых в школе, при чтении книг, просмотре телепередач и кинофильмов. При обсуждении правовых вопросов в семьях, в беседах с близкими они получают часто негативное отношение к праву в пользу других видов социальных норм.

Среди норм, противоречащих правовой регламентации, первое место занимают те, которые якобы защищают их индивидуальную неприкосновенность. На втором месте оказываются житейские нормы, неверно трактующие принципы коллективной солидарности. Третье место занимают нормы, выражающие правила ложного товарищества.

При определенных условиях частные (по отношению к обществу) нормы микросоциальной среды осознаются индивидом как общепринятые нормами практической морали, подменяя нормы права и общественной морали.

Признавая большое значение подготовки молодежи к жизни, педагоги, родители, психологи основное внимание уделяют формированию мировоззрения юношей и девушек, выбору ими будущей профессии, специальности. Вопросы «куда пойти учиться?», «как стать хорошим специалистом?» и пр. - центральные в разработке проблемы самоопределения и подготовки молодежи к жизни.

Но есть еще одна очень важная сторона жизни человека - жизнь семейная. Современная семья - самый чувствительный показатель духовного и социального здоровья общества. Семья является сложнейшим социальным объединением, с которым так или иначе связана жизнь каждого из людей. Поэтому один из важнейших аспектов самоопределения взрослеющего человека - формирование его готовности к созданию в будущем собственной семьи. Самоопределение в этой сфере жизни, как и во всех других, - сложный и длительный процесс. Он предполагает, что перед человеком открываются разные возможности самоосуществления, выбора своего пути и в этом направлении.

Неверно предполагать, что каждый человек, достигший определенного возраста, готов к созданию семьи. Ранний брак для двух молодых людей может оказаться не просто воплощением романтической мечты быть вместе и в радости, и в горе, но может стать настоящим испытанием на прочность чувств и характера. У молодых людей могут возникнуть психологические трудности. Юноша и девушка как бы переходят из одного мира отношений в другой. До брака их отношения были больше похожи на дружеские. Дружеские же отношения с начала и до конца остаются неофициальными, формально необязательными. Они существуют только потому, что есть потребность в их сохранении. Отношения мужчины и женщины тоже возникают сначала как дружеские, а потом, после заключения брака, становятся и официальными. Супружеские отношения по содержанию остаются неофициальными, а по форме становятся официальными. Молодые люди берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за семью, за детей. По словам К. Маркса, «никто не принуждает к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак» .

Супружество предъявляет определенные требования к поведению и поступкам молодоженов, оно в той или иной степени ограничивает индивидуальную свободу, приносит ежедневные хлопоты. И вот этот переход от некоторой необязательности к ответственности не для всех юношей и девушек совершается сразу и безболезненно.

Поэтому один из важных аспектов самоопределения взрослеющего человека - формирование его психологической готовности к созданию своей семьи. Психологическая готовность прежде всего включает в себя осознание юношей и девушкой того, что регистрация брака есть не завершение, а лишь начальный этап на пути создания семьи; понимание того, что счастье семьи во многом зависит от глубины осознания молодыми людьми правовой и нравственной основы брака; и конечно, то, насколько у них развита способность быть по-настоящему любящим, т.е. любить человека ради него самого.

Любовь проявляется в отношении одного человека к другому, предполагает искреннюю заинтересованность в его жизни, заботу, готовность к самопожертвованию. Любовь переживается как особое единение с другим человеком, слияние духовного и телесного.

Такое единение является единственно возможным способом наиболее полного и глубокого познания и понимания другого человека.

Уместно вспомнить предупреждение В. А. Сухомлинского: «Труднейшая страница человеческой мудрости - это постичь умом и сердцем, что значит любить так, чтобы был счастлив тот, кого ты любишь, чтобы счастливым приходил в мир тот, кого порождает любовь. От того, как будут овладевать молодые поколения этой великой мудростью, зависит не только личное счастье. От этого зависит нравственная чистота и счастье всего общества» .

Создание семьи - личный выбор каждого человека. Но этот выбор требует достаточной личностной зрелости, способности принять на себя ответственность за него. В плане психологической подготовки школьников к семейной жизни, безусловно, полезны и специальные лекции, беседы, и реализация программ по проблемам полового просвещения, воспитания, семьеведения и пр. Но главное - такая подготовка должна заключаться в развитии их личности, повышении уровня их нравственного развития.

Воспитательная работа со старшеклассниками в пору романтических увлечений ранней юности приобретает форму социально-психологической поддержки процесса полового и семейного самоопределения . На что следует в связи с этим обратить внимание родителей и учителей?

В настоящее время семья переживает сложный период, сопровождающийся увеличением количества разводов, снижением удовлетворенности браком, нарушением функций семьи и ее недееспособности. Особое значение в укреплении брачно – семейных отношений имеет подготовка молодых людей к семейной жизни, выполнению родительских и супружеских обязанностей, таким образом устойчивость брачно – семейных отношений в определенной степени зависит от степени готовности к семейной жизни. Что понимается под термином «готовность к браку»?

Готовность к браку понимается как система социально – психологических установок личности, определяющая эмоционально – положительное отношение к семейной жизни, ценностям родительства и супружества. (Трапезникова Т. М. Этика и психология семейных отношений, с. 3)

По мнению Сысенко В.А., нравственно – психологическая подготовленность личности к браку означает восприятие (усвоение) целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся: готовность принять на себя ответственность по отношению к своему брачному партнеру и будущим детям, уважение прав и достоинств других членов семейного союза, подготовленность к общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру (постконвенциональный уровень сформированности моральных суждений по Кольбергу), умение приспосабливаться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его духовных движений и состояний, умение саморегулировать свое поведение и деятельность.

Подготовка к браку процесс длительный, требующий комплексного психолого – педагогического воздействия, учитывающего не только возрастные, но и половые различия. Поэтому, когда речь идет о половом воспитании, мы в первую очередь говорим о различном подходе к воспитанию мальчиков и девочек.

Подготовка к браку включает в себя важнейшие компоненты жизнедеятельности семьи .

Нравственная подготовка к браку – это создание условий для формирования личности с высокой культурой чувств и поведения, воспитание черт характера, способствующих сотрудничеству супругов, родителей и детей, ответственности за сделанный выбор, а также повышение значимости семьи как ценности.

Психологическая подготовка предполагает знания психологии личности, особенностей супружеских взаимоотношений, методов разрешения супружеских и семейных конфликтов, способов саморегуляции собственной психики и поведения.

Анализ проблем в современных семьях приводит специалистов к заключению, что многие вступившие в брак юноши и девушки не готовы к сложностям совместной жизни, не обладают необходимым уровнем развития супружеской зрелости . Земска М. выделяет несколько компонентов супружеской зрелости под которой понимается – совокупная характеристика физической, психической и социальной зрелости личности (Трапезникова Т.М., там же, с. 33).

Физическая зрелость – предполагает такую стадию биологического развития организма, которая позволяет стать человеку отцом или матерью.

Психологическая зрелость – это степень умственного, эмоционального развития, при котором человек способен выполнять супружеские и родительские обязанности, способен отвечать за свои поступки и брать на себя ответственность за себя и других людей.

По мнению Ковалева С.В. основными элементами подготовки к семейной жизни должны стать « повышение ответственности молодежи перед брачной и семейной жизнью, увеличение социальной престижности отцовства и материнства, повышение психологической готовности молодежи к браку, предоставление им необходимых знаний по гигиене и уходу за ребенком, детской психологии, психогигиене сексуальной жизни, основные проблемы взаимоотношений между супругами, усиление антиалкогольной пропаганды, освещение вопросов наиболее рационального ведения хозяйства, эффективной и экономной организации бюджета семьи» (Ковалев С.В. Психология современной семьи, с.3)

Все эти задачи должны быть решены при подготовке к семейной жизни, однако это невозможно решить только в рамках образовательного учреждения. Необходимо, чтобы семья в полной мере осуществляла подготовку молодежи к семейной жизни.

Подготовка к семейной жизни осуществляется в нескольких направлениях (Ковалев С.В.):

1. Деятельное осознание социальной сущности семьи и вытекающие из этого последствия для личной жизни.

2. Воспитание и самовоспитание необходимых для жизни в браке качеств.

3. Формирование адекватных брачно – семейных представлений

4. Усвоение определенной суммы знаний по психологии и социологии брака и семьи.

Чтобы добрачное воспитание было эффективным, в нем должны отразиться следующие принципы:

1. Принцип всеобщности – требует воспитательного воздействия на все категории молодежи (мужчины и женщины, ПТУ, институты и т. д.)

2. Принцип долговременности – предполагает многолетнюю, продолжительную воспитательную работу.

3. Принцип комплексности – ориентирует воспитание на все аспекты проблем, связанных с супружеством и семьей (право, анатомия и физиология, личная гигиена, беременность, наследственность, развитие ребенка, планирование рождаемости, социология, психология личности, функции семьи, современное состояние брака, половое воспитание, семейное воспитание.

4. Принцип всесторонних (параллельных) действий – предполагает одновременное применение воспитательных средств семьи, образовательного учреждения, СМИ, литературы и искусства и т.д.

5. Принцип невозбуждения сексуального желания означает, что половое воспитание не должно вести к сексуальной стимуляции, особенно у подростков.

6. Принцип правдивости включает изложение правды о половых отношениях в соответствии с возрастом ребенка и возможностями понимания.

7. Принцип выработки индивидуальных и социальных значений предусматривает выработку индивидуального эмоционального отношения к половым отношениям и социального значения половых проявлений.

8. Принцип активности требует от воспитателя использовать любые ситуации для выработки у ребенка правильных установок.

На современном этапе выделилось два основных подхода к вопросу подготовки молодежи к семейной жизни: (по материалам Уильям Хейнз). Изменения в обществе и половое воспитание.

1. Половое образование (сексуальное просвещение).

Половое образование учит детей анатомии половых органов, пропагандирует «безопасный секс». Оно изучает пол, сексуальное поведение и т. д. Вне нравственных рамок. Природа человека рассматривается как сугубо физическая, без учета психологических и духовных измерений.

2. Семейное воспитание – оно призвано способствовать естественному развитию и подготовки к супружеству и родительству. Их цель заключается в том, чтобы отвести сексуальности подобающее место в воспитании человека, в нем подчеркивается нравственное и духовное развитие личности. Важным измерением личностного развития становятся отношения, которые устанавливаются с другими людьми, особенно членами семьи. Предлагаемые программы по семейному воспитанию предполагают включение следующих вопросов для обсуждения: супружество, его самодостаточность и исключительность, подготовка к браку, семья, общение, достоинство и ценность человека, смысл любви, целомудрие, принятие решений, свобода и ответственность, финансовое обеспечение в семье, развод – причины и следствия, развитие подростка, решение конфликтов и примирение, дружба в семье, общественное измерение личной нравственности.

Эти два подхода противоположны друг другу и ни один не отвечает современным требованиям действительности, т. к. подход должен базироваться на современных представлениях о семье и в то же время учитывать состояние проблемы на данном этапе.

Исходя из этого западные педагоги и психологи разработали основные положения концепции полового воспитания (по Нойберту Р.)

1. Половое воспитание - это преимущественно нравственная подготовка ребенка к пониманию этой сферы жизнедеятельности человека.

Искажение представлений о взаимоотношениях полов возникает тогда, когда процесс половой социализации сознательно затягивается или игнорируется семьей и школой.

2. При раскрытии особенностей пола необходимо учитывать возрастные фазы полового развития. Психосексульное развитие. Вы можете дополнительно ознакомиться с терминологией по половому воспитанию.

3. Подготовка к семейной жизни – составная часть подготовки человека к самостоятельной жизни. Половое воспитание органически связано с формированием целостной личности.

В процессе самой жизни дети перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. У них рано начинают развиваться чувства товарищества, дружбы, чести, достоинства.

Это способствует формированию представлений о любви как высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношениях. Все это очень ценно, но при нынешнем темпе жизни естественный механизм передачи таких знаний уже недостаточен. Поэтому важное место должно принадлежать и специальной подготовке подрастающего по-

1 Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Вопросы психологии. 1983. № 3. С. 83-89.

коления в школе и в родительской семье к созданию в будущем своей семьи; к выполнению супружеских и родительских обязанностей; к воспитанию детей.

Можно согласиться с И.В. Гребенниковым, что соответственно подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна включать следующие основные аспекты:

1. Социальный, раскрывающий политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии, а также содержащий данные об общественной сущности брачно-семейных отношений, предназначении семьи, семейных ценностях, социальных ролях супругов и родителей.

2. Нравственно-этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств: дружелюбного отношения к представителям другого пола; уважения к матери, отцу, старшим и младшим; потребности в воспитании детей; ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости; чувства долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; культуры интимных чувств.

3. Правовой, ориентированный на ознакомление с основами законодательства о браке и семье; с важнейшими положениями семейного права; с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.

4. Психологический, формирующий понятия о личностном развитии; об особенностях психологии межличностных отношений юношества; о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни; владение навыками общения.

5. Физиолого-гигиенический, включающий знания физиологических особенностей мужского и женского организмов; особенностей половой жизни, вопросов личной гигиены и др.

6. Педагогический, включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

7. Хозяйственно-экономический: вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями вести домашнее хозяйство и т. д. Всестороннее воспитание семьянина осуществляется под воздействием различных социально-педагогических и психологических факторов.

Многие исследователи, подчеркивая многофакторный характер указанного процесса, выделяют среди них семью, школу, общество сверстников, художественную литературу, средства массовой информации, общественность, церковь. Процесс воспитания семьянина, как и любой другой подобный процесс, представляет собой совокупность воспитательных взаимодействий. При этом эти взаимодействия носят целенаправленный (учитель - ученик) или стихийный (подросток - сверстники) характер.

Важнейшее значение в указанных взаимодействиях имеет не только воздействие на воспитанника, но и его ответная реакция. Она тоже не остается неизменной, меняется, развивается. Все это нельзя не учитывать, организуя работу с молодежью.

Таким образом, подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и иривычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.

Предназначение семьи. Формирование установки на вступление в брак и деторождение

Среди многих аспектов проблемы формирования психологической готовности молодежи к семейной жизни в качестве одного из важнейших можно выделить правильное понимание молодежью роли семьи и брака в современном обществе, что, в свою очередь, связано с особенностями формирования у них установок, ориентацией на вступление в брак.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Зачем человеку семья? Этот вопрос редко задают себе зрелые, взрослые люди, но довольно часто - молодые. В то же время понятие «семья» имеет для каждой личности и свое внутреннее содержание. Для ребенка - это его мать, отец, братья, сестры, бабушки дедушки, дяди и тети, участвующие в его воспитании. Для молодого человека после вступления в брак представляется, что семья - это прежде всего он и его молодая жена, затем дети.

Многочисленные аспекты семьи имеют для личности разный смысл. Семья обеспечивает человеку полный психолого-физиологический комфорт, выполняет функции «эмоционального убежища». В семье человек испытывает ощущение своей полезности и ценности. Масса человеческих трагедий разыгрывалось на волне ощущения человеком своей «ненужности». Семья позволяет каждому почувствовать свою уникальность, свою неповторимость, свою «нужность» в полном объеме.

Каждый человек фатально и беспредельно одинок в этом мире. Мы приходим и уходим, наше пребывание в этой жизни длится весьма короткий срок. Да еще не знаем своего часа смерти. Современный человек живет с ощущением временности своего пребывания.

В уникальности человеческого бытия, в неповторимости его личностных качеств, есть две стороны: 1. Страх потеряться, остаться незамеченным, «ненужным»; 2. Желание преодолеть одиночество, стать ценным, «нужным», любимым и незаменимым. Чем более востребованным, нужным и ценным ощущает себя человек, тем больше у него шансов и сил преодолеть одиночество. Все хотят быть любимыми. К. Юнг писал о том, что серьезной причиной душевных расстройств и заболеваний является «блокирование психической энергии»; это происходит, когда человек, уходя от трудностей, не осуществляет свое жизненное призвание. Любовь в семье избавляет от одиночества, дает возможность полного (не только телесного, сексуального) принятия человека. Именно семья предоставляет человеку все ресурсы для самоактуализации.

Кроме потребности быть любимым каждый человек сам стремится любить. В юности решение вступить в брак вызвано стремлением молодых людей мечтой о

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

длительной духовной и физической интимности. Здесь семья выступает как супружество, создает возможности для проявления чувств гуманизма и любви. Ориентация на супружество является важнейшей ценностной ориентацией молодых людей перед вступлением в брак в первые годы совместной жизни. С течением времени рано или поздно у супругов появляется потребность иметь детей, стремление быть родителями. Данная потребность реализуется в формах материнства и отцовства.

Для семьи, для каждого из супругов важна социальная и психологическая сторона отцовства и материнства, то есть обязанности по уходу и воспитанию Потомства, которые возлагают на себя взрослые.

Кроме того, удобства семейной жизни проявляются в совместном ведении домашнего хозяйства членами семьи (сначала супругами, далее - помогают дети), вкусном домашнем питании, чистой и ухоженной одежде, обуви, комфортабельном жилище.

Семейная жизнь обеспечивает человеку регулярную половую жизнь с постоянным и надежным партнером, что немаловажно в современном окружении, где набирает силу СПИД, венерические заболевания. Итак, для чего нужна семья:

чтобы было на кого опереться; чтобы было с кем посоветоваться; чтобы был кто-то рядом, чьим мнением дорожат; чтобы был кто-то, кто не оставит в беде; чтобы был кто-то, с кем по-настоящему хорошо; чтобы был рядом кто-то, кто разделяет такие же ценности;

чтобы был кто-то, кто не будет завидовать; чтобы был кто-то, с кем можно совместно радоваться успехам;

Чтобы был кто-то рядом, кому можно доверять; чтобы был рядом кто-то, кто в трудную минуту поддержит и защитит;

Чтобы был кто-то, кто смотрит на вещи сходным образом;

Чтобы был рядом кто-то, кто уравновешивал бы слабости.

Все это и составляет в совокупности образ семьи как надежного убежища в мире бушующих политичес

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ких, экономических, технологических, климатических и прочих страстей и сложностей жизни. При бесспорной важности всего вышеизложенного, не следует его переоценивать и догматизировать. Это значит, что подготовка к браку и семейной жизни не может быть сведена только к формально-упрощенному декларированию семейных ценностей и созданию брачно-семейных установок.

Брак как психологическое отношение между полами включает в качестве обязательного условия как саму по себе нравственность, так и избирательность индивидуальной эротической любви. Только такая любовь делает брак нравственным, и, следовательно, социальным по своей природе, способным стать основой и репродуктивной функции семьи. Супружеский и родительский долг, ответственность определяют характер взаимоотношений между членами семьи: мужчиной и женщиной, отцом - матерью - ребенком.

Вместе с тем современный брак все больше ориентируется на удовлетворение потребностей в интимном и неформальном общении. По результатам одного из социологических опросов1 возможность никогда не иметь детей беспокоит только 38 % российских студенток, и только 24 % молодых россиянок согласны с тем, что «быть хорошей женой и матерью - главное призвание женщины».

Таким образом, еще один непременный элемент в подготовке молодежи к семейной жизни включает установку, ориентацию на деторождение и обзаведение максимальным числом детей в семье.

Что дают дети?

Делают супругами-родственниками. Посредством ребенка супруги, т. е. «родственники по выбору», - муж и жена - становятся родителями - отцом и матерью, т. е. биологическими родственниками;

Ребенок дает родителям возможность открыто проявлять чувство любви и эмоционального самовыражения (родного малыша можно погладить, «потискать», поцеловать куда угодно, обнять, с ним можно «повозиться» и т. д.);

1 Здравомыслова О. Две трети российских студенток хотят мужа-кормильца // Я сама. № 4. 1997. С. 40.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Ребенок заставляет родителей повышать свой культурно-образовательный уровень. Уже возраст «почемучек» обнаруживает, что взрослые многого не знают: мама отсылает к папе, а папа обещает посмотреть в словаре. Обучение детей в школе, в той самой, где «задавать все больше нам стали почему-то» и где «нынче первый класс вроде института» вообще заставляет родителей «заново учиться» и, как ни странно, многому учиться у своих детей;

Ребенок выступает неким этическим регулятором, он заставляет взрослых сдерживать свои негативные эмоции, контролировать свою речь, следить за манерами и поведением. Интересно, что такой «контролер» в семье иногда очень полезно и благотворно влияет на родителей и развивает их самоконтроль;

Ребенок непроизвольным образом позволяет взрослым вернуться в их собственное детство, как бы вторично его пережить;

Ребенок в семье обеспечивает партнерство, - сначала по играм, затем возможно по каким-то более серьезным досутовым занятиям, далее - по ведению хозяйства и, иногда, разделяет и продолжает профессиональные увлечения родителей;

И, наконец, ребенок представляет потенциальную опору и поддержку в старости.

Воспитание семьянина: пути, формы и средства

Морально-нравственная и операционально-образовательная подготовка. Анализ действия существующих брачно-семейных отношений показывает, что рольшинство специалистов, занимающихся проблемами семьи и семейного воспитания, считают главным условием устойчивого существования брака и семьи моральный уровень людей, включающий, прежде всего, ту или иную степень осознанности нравственных норм. Бесспорность подобного положения совершение очевидна. Действительно, уровень развития нравственного сознания человека в значительной мере определяет его деятельность и поведение в сфере семейных отношений.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Практика показывает, что современные молодые люди, используя слова К. Вяземского и «жить торопятся, и чувствовать спешат».

Из откровений: «Все началось, когда мне было лет 13- 14 и, как многим другим девчонкам в этом возрасте, жутко хотелось любви, при том, что все остальное уже было. Мне нравилось, что сильные, красивые парни с неподкупной преданностью в глазах обращают внимание именно на меня. Мне гудели на улицах машины, подмигивали шоферы и смотрели вслед прохожие. Потом была первая любовь. Появились разные кампании, дискотеки, накачанные рыцари. Началась бурная, веселая жизнь... »

В наше время ведущим мотивом вступления в брак является «любовь». Однако, называя «любовь» в качестве мотива брака, молодые люди, по-видимому, вкладывают в это слово разные содержания. Т.А. Флоренская выделяет1 три различные понимания этого слова: любовь как сексуальное влечение; любовь как потребность быть любимым; любовь как доминанта на другом. Она приводит их описания.

1. Доминирование полового влечения. Гипертрофия полового влечения ведет к образованию сексуальной доминанты, захватывающей все жизненные силы человека, превращая его в раба своих влечений. Это становится преградой для психического и духовного развития человека. Отождествление любви с физиологией чаще всего происходит с теми детьми, которые выросли в семьях с неблагоприятными супружескими отношениями. Принципиальный «механизм» для гипертрофии сексуальной потребности остается таким же, как в случае гипертрофии потребности в алкоголе. Т.А. Флоренская пишет, что такие люди не способны к созданию семьи, т. к. у них слишком сильна потребность в смене «объектов» удовлетворения сексуальной потребности. Такую ситуацию специалисты в области психологии семейных отношений характеризуют как «серийную моногамию».

2. Потребность быть любимым. Эта потребность свойственна каждому человеку с самого раннего

1 Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М, 1991.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

детства. Однако нередко потребность быть любимым остается направленной исключительно на себя. Такая одностороння потребность - быть любимым и неспособность к любви является психической защитой от чувств повышенной тревожности, неудовлетворенности, уходящих корнями в раннее детство. Эта эгоцентрическая, невротическая, по сути, потребность, проявляется в повышенной требовательности любви к себе, ревности, мнительности, усиленному желанию привлечь внимание к себе, обидчивости и т. п. Повышенная потребность быть любимым и признанным выражается в болезненных реакциях на неуспех, повышенном уровне притязаний, не соответствующим реальным возможностям человека. Эта несостоятельность в любви, неспособность любить в сочетании с сильной потребностью быть любимым проявляется в бурных аффектах. Такие люди в браке постоянно заняты выяснением отношений, а не делами, которых так много в браке. 3 Способность любить. Уровни способности «любить» различны - от взаимного чувства до бескорыстной самоотверженной любви, способной пережить отсутствие взаимности. Такой человек верен в любви и надежен в семье. Если чувственные удовольствия неизбежно приводят к пресыщению, то любовь не насыщаема: любимый человек не надоедает, он раскрывается все глубже и глубже. Любящие образуют один организм, разъединение которого подобно смерти. В настоящее время брак становится добровольным делом двух молодых людей, которые даже при наличии экономической зависимости от родителей нередко не посвящают их в свои намерения. Говоря о браке, нельзя забывать о том, что желание вступить в супружеский союз и степень готовности к его заключению - это далеко не одинаковые понятия. По мнению психологов, нравственно-психологическая подготовленность личности к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, кото1рыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся:

1 Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. М., 1996. 127

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственности за их поведение;

Понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;

Стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру;

Умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний.

B.C. Торохтий считает, что эти требования реализуются в разных семьях в разной степени, на основании этого очевидного факта он вводит понятие «способность к браку», предполагающее несколько составляющих.

1. Это способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, деятельно делать добро.

2. Способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, т. е. «входить» в эмоциональный мир партнера, понимать его радости и горести, переживания и неудачи, поражения и победы, находить духовное единство с другим человеком.

3. Способность к кооперации, сотрудничеству, межличностному общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организация домашнего потребления и распределения.

4. Высокая этическая и психологическая культура, предлагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм. Все эти способности являются показателями умения человека быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу. B.C. Торохтий, отмечая высокую значимость подготовленности каждой личности к браку, отмечает, что

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

прочность, судьба брака зависит от многих факторов. Ведь объединяются в семью две личности с их сложными психологическими и физиологическими особенностями. Для находящихся в браке людей очень важно быть зрелыми в социально-психологическом отношении личностями.

К психологической зрелости, по мнению B.C. Topox-тия, относится отсутствие чрезмерного эгоизма, агрессивности и напротив - наличие способности признавать собственные ошибки и стремления к постоянному самосовершенствованию в супружеских отношениях.

Совокупность факторов, обеспечивающих зрелость личности во внутрисемейных отношениях и, следовательно, входящих обязательным элементом в подготовку молодежи к семейной жизни включает также:

Коммуникативные умения;

Владение психотехникой общения и саморегуляции;

Психологическую поддержку;

Добродушие и отходчивость в ссоре;

Терпимость к недостаткам другого;

Умение преодолевать конфликтные ситуации;

Желание и готовность к появлению детей и совместной заботе об их развитии, воспитании и обучении;

Социальную активность членов семьи и их умение не замыкаться в узком кругу семейных дел.

Добавим сюда еще умение прощать.

Такая зрелость не достигается одномоментно и зависит от многих факторов. В качестве первого фактора выделяется потребность в психологической готовности и способности к выполнению роли мужа и жены, а затем отца и матери. Каждая социальная роль включает определенные ожидания, которые предъявляются к ее исполнителю. Поэтому готовность к роли мужа и жены означает четкое знание этих ожиданий (т. е. прав и обязанностей) и желание выполнять их.

Следует учить, что семейная жизнь требует особый подготовки будущих супругов. В соответствии с этим необходимо разработать программу, в рамках которой эти супруги готовились бы к выполнению своих обязанностей в качестве мужа и жены, в качестве родителей. Следует помнить, что в родительской семье у ребёнка складываются сценарии поведения практически по всем основным направлениям. Отсюда очень актуальна задача организации родительского всеобуча в масштабе всей страны, а также подготовки к семейной жизни в целом.

Одна из характерных особенностей современной семьи - это её повышенная конфликтность и, как следствие, возросший уровень разводов. Среди наиболее распространенных причин разводов называется низкая культура чувств, этическая неграмотность, неумение супругов строить повседневные отношения, безумность в выборе супругов и др. В связи с этим очень важно помочь подрастающему поколению в развитии необходимых личностных качеств, для будущей семейной жизни.

Процесс подготовки к семейной жизни сложный, многосторонний. Здесь хотелось бы выделить следующие важные, на мой взгляд, аспекты. Это, прежде всего, формирование у ребёнка, начиная с детских лет, осознания значимости семьи для него. Каким оно будет, во многом зависит от личного опыта и примера родителей. Вот почему так необходимы беседы родителей с детьми о проблемах собственной семейной жизни. От действия родителей во многом зависит и полноценное психосексуальное развитие детей. Именно родителям следует вести ребёнка по ступеням психосексуального развития. Всё воспитание ребёнка в семье, начиная с рождения, должно быть, направлено на становление его как будущего родителя.

Педагогический такт и культура нравственного обогащения внутрисемейных отношений, создание атмосферы психологического комфорта для развития ребёнка составляют те необходимые условия, от которых во многом зависит успешная подготовка молодёжи к семейной жизни.

Отрицательно влияние на ребёнка и безумная материнская любовь: забытая, что привязанная к нему всем сердцем, она становится ревнивой, оберегает его от всех «нездоровых» влияний и добивается тем самым равнодушия или недовольства, направленного в первую очередь против неё.

Доверие к родителям возникает тогда, когда дети уверены в справедливости, объективности, доброте старших. Тогда они стремятся подражать им.

По оценки самих детей, следует уважать родителей за то, что они должны быть в меру строги, требовательны, справедливы, могут дать хороший совет, правильно оценит поступок, показать, объяснить, помочь в работе.

Плохо, когда родители много обещают, а потом не выполняют своих намерений. Это приводит к тому, что дети перестают верить в справедливость и искренность старших и считают возможным для себя поступать также. Разрыв между словом и делом наносит большой ущерб не только личному авторитету родителей, но и нравственному воспитанию детей.

Одно из главных направлений семейного воспитания - воспитание духовное.

«Без изучения человеческой души невозможно воспитание человека. Ибо воспитать человека - значит воспитать его душу… Женщина, лишённая способности понимать человеческую душу, не имеет права бать ли матерью, или воспитательницей…» подчёркивал Н.Щелгунов.

Духовные потребности ребёнка развиваются с самого раннего детства. Детям свойственна необычная природная чистота и открытость, поэтому родители должны стремиться обогащать внутренний мир детей. Их духовная активность должна проявляться той же мере, какая присуще всей семье, быть её отражением. Заботой родителей прежде всего должно стать формирование мира ребёнка в целом - развитие всей эмоциональной сферы, ибо чувства отражают те процессы, которые совершаются в душе. Нужно ещё созреть, чтобы чувства помогли человеку понимать и правильно оценивать жизнь, ибо от здоровья чувств зависит духовное здоровье человека. Если дети имеют неверные, мелкие. Ядовитые чувства, то не может быть в них правильной духовной жизни.

Духовно развитый человека - тот, кто не только понимает, но и правильно оценивает и так же действует. Духовное воспитание в семье - это общая духовная жизнь со своими родителями. Отношение детей к семье. К родителям должно стать неисчерпаемым источником, духовных, жизненных сил.

Путь развития человека бесконечен, и поэтому воспитание не может дать ничего законченного - оно лишь открывает путь и учит идти им. В связи с этим необходимо. Чтобы в ребёнке постоянно развивалось стремление идти вперёд к совершенству.