Родительское собрание на тему «Портфолио. Общешкольное родительское собрание. Мастер класс. «Семья и школа – партнёры в воспитании» Родительское собрание на тему портфолио ученика

Виртуальное родительское собрание

"Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации его личностного развития"

Цель собрания:

1. Проинформировать родителей о школьном портфолио, его структуре и организации ведения портфолио обучающихся.
2. Формировать у родителей положительное отношение к совместной работе по оформлению портфолио обучающихся.


Что такое СЕМЕЙНАЯ ПАМЯТЬ?


Мы, родители, записываем в альбомы, снимаем на видеокамеру, фотографируем, т. е. всячески стараемся сохранить для истории драгоценные мгновения. Но как-то так получается, что мы, в основном, фиксируем физический рост и внешние изменения наших детей. А их внутренний мир? Их интересы, их удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания?.. Жаль, но порой остаются "за кадром" творческие работы наших малышей: рисунки, башни из кубиков, снежные крепости и песочные замки, пластилиновые фигурки и так далее. А с ними и впечатления от прогулок, путешествий, походов в театр или на концерт и многое-многое другое.

В школе мы так же фиксируем результаты обучения ребенка по различным предметам школьной Программы. Оценка показывает личностные успехи и достижения ребенка в усвоении материала предметов на разных ступенях обучения. Мы собираем в альбомы фотографии и грамоты как свидетельства участия ребенка в жизни класса и школы.

Достаточно ли этого? Что нужно сделать для того, чтобы никакая информация о ребенке необходимая ему в будущем не была нами, взрослыми, потеряна?

Хорошим решением для исправления этой ситуации в школе вполне может стать портфолио!

На нашем виртуальном собрании мы попытаемся выяснить:
1. Что такое «Портфолио»?
2. С какой целью создается «Портфолио обучающегося»?
4.Какими бывают Портфолио обучающихся?
5. Кто и как должен его составлять?

Что такое Портфолио?

Каждый из Вас, наверное, не раз слышал это слово. Давайте разберёмся, что оно значит. Это слово иностранного происхождения. В переводе с английского - портфель для документов, с французского – собрание листов, с итальянского – папка с документами. Мы можем сделать вывод, что это множество каких – то листов или документов, собранных в одном месте.


В педагогической литературе «Портфолио» - это:
· Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению.
· Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).

С какой целью создаётся Портфолио?

Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного Портфолио – показать все, на что ты способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути


Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.


Воспитательные и педагогические цели ведения портфолио в начальных классах:
Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и само актуализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни;
Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;
Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.

Цель портфолио: Собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Задачи портфолио.
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
а) Создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха.
б) Поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности.
в) Поощрять его активность и самостоятельность.
г) Формировать навыки учебной деятельности.
д) Содействовать индивидуализации образования ученика.
е) Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации.
ж) Укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.

Нужно ли оформлять портфолио нашим детям?

С 2011 года с введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения портфолио школьника является обязательным для оформления личной документации ученика.

«Портфель личных достижений» ученика начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт. Таким образом, всем ученикам начальных классов необходимо вести портфель своих достижений.

Введение обязательного портфолио – не просто пиар-ход, это маленький переворот во всей системе образования, когда количество дополняется качеством. У каждого ученика будет "Портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.

Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован". Главное не победа, главное - участие!

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.


Каким мы видим портфолио наших детей?

Жёстких рамок и стандартов к офрмлению и структуре портфолио ПОКА НЕ СУЩЕСТВУЕТ!!! Поэтому всё зависит от Вашего творчества и творчества вашего ребёнка.

В школе разработано «Положение о портфолио ученика начальной школы». В нём прописана структура портфолио. Он состоит из титульного листа и основных разделов. Давайте вместе подумаем, что мы можем поместить в каждый раздел. А теперь я более подробно познакомлю вас с тем, что может быть помещено в каждый раздел.


ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.


РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"

"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

"Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.

"Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.


РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички.


РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк "Творческого задания". В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.

РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"

В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению, дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа "Не готов к уроку!", либо ничего не отражающей похвалой типа "Молодец!". А что если вместо того же "Молодец!" дать небольшой отзыв в портфолио? Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей".

Считаем важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

РАЗДЕЛ "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"

В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить.

Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет бОльшую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"

Кто и как должен составлять портфолио?

Портфолио – это результат действия двух ладоней, это совместная работа школы и семьи. Помните, каким бы профессиональным не был бы ваш учитель и классный руководитель, пусть он будет даже мастером... никогда без Вашей помощи ему не сделать того, что можно сделать вместе.


Типичные ошибки при составлении портфолио.

1. «Мама или я - Новиков Илья?»

Известное стихотворение Агнии Барто, как нельзя лучше демонстрирует самую распространенную ошибку: сбор материалов взрослыми (учителем, классным руководителем или родителями), а не ребенком. Вместо поддержки (на правах совещательного голоса) при сборе и оформлении портфолио, которая, разумеется, нужна, родители полностью подменяют ребенка в этом процессе. В таком случае вместо помощи ребенку в самоопределении вы сведёте работу над портфолио к принципу "папа у Васи" и будете вынуждены провести 11 школьных лет в гонке за дипломами. Взрослым нельзя опираться лишь на свои предпочтения и свое мнение о способностях и интересах ребенка. К сожалению, мы, взрослые, имеем нехорошую привычку считать, что мы лучше нашего ребенка знаем, что ему нужно.


2. Лучше меньше, да лучше.

Многие ребята и их родители стремятся собрать максимальное количество документов и материалов, помещаемых в Портфолио. Важно помнить, что главное в технологии Портфолио - помочь ученику разобраться в том, каковы истинные интересы и возможности ученика, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов. Ученик должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ.

3. Информационный вакуум.

Важно помнить, что Портфолио собираете вы, и вы, более чем кто-либо, заинтересованы в его качестве. Не ждите рекомендаций извне, действуйте сами:

1) Участвуйте в различных классных, школьных и районных мероприятиях.

2) Найдите в Интернет образовательные сайты, предложите ребенку участвовать в мероприятиях, проводимых детскими сайтами (или совместно с ними).
Рекомендации.
1. Согласовывайте с ребенком все документы, которые хотите разместить в Портфолио.

2. Пополняйте Портфолио систематически, а не от случая к случаю.

3. Ни в коем случае не подменяйте ребёнка в процессе формирования Портфолио как копилки его успехов.

4. Не стремитесь к количеству достижений, лучше обратите внимание на их качественную сторону.

5. Привлекайте самого ребёнка к планированию конкретных учебных задач и анализу успехов в целях формирования сознательного отношения к учебе и её конечным результатам, это поможет сформировать ответственность у школьника за результаты учебного труда или внеурочной деятельности.

6. . Помогайте ребёнку вести его Портфолио с учётом индивидуальных способностей, возможностей и особенностей – каждый ребёнок уникален, его нельзя ни с кем сравнивать.

7. Не отказывайте в помощи при сборе материалов: можно напоминать ученику о пересмотре его достижений, помогать в систематизации материалов, обсуждать достижения ребёнка, своевременно пополнять копилку его успехов.

8. Предоставляйте ребёнку возможность периодически пересматривать свои работы и по желанию их заменять.

МБОУ СОШ 16

Цель собрания :

Формирование у родителей положительного отношения к совместной работе по оформлению портфолио; информирование по организации ведения портфолио.

Задачи :

Дать необходимые сведения по «Положению о портфолио школьника»;

Показать необходимость ведения портфолио школьника для создание ситуации успеха для каждого ученика, повышения самооценки и уверенности в собственных возможностях;

Заинтересовать родителей в совместной деятельности семьи, школы и детей для максимального раскрытия индивидуальных способностей каждого ребенка.

Участники : родители учащихся.

Учитель :______________________________________

Форма проведения : мастер-класс.

Оборудование : компьютер, проектор.

Ход собрания :

1. Председатель родительского комитета открывает собрание и передает слово учителю.

3) Будет ли портфолио способствовать повышению самооценки ученика?

4) А может быть, портфолио, наоборот, будет способствовать понижению самооценки ученика: не так умел, не так успешен, как другие?

Учитель предлагает провести эксперимент с салфеткой :

А сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. Главное условие, не

смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед Вами лежит салфетка. Все салфетки одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте

внимательно и выполняйте следующее:

Сложите салфетку пополам

Оторвите правый верхний уголок


Опять сложите пополам

Снова оторвите правый верхний уголок.

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте

свою снежинку. Покажите их друг другу и. Посмотрите, сколько

замечательных, но абсолютно разных и непохожих друг на друга снежинок у вас получилось?

А почему? Как вы думаете? (все люди разные)

Родители обсуждают и приходят к выводу

Вывод :

Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному. Ваши дети тоже все разные. Различны их способности,

возможности и личностные качества. Портфолио даёт шанс каждому ребёнку

почувствовать себя успешным, повышает самооценку и уверенность в себе

4. Анкета для родителей «Интересы и склонности Вашего ребенка:

А сейчас, давайте проведём ещё один эксперимент. Мне бы хотелось

проверить, хорошо ли вы знаете своих детей, чем они интересуются, что

любят делать?

Для этого я прошу написать на конверте с фамилией вашего ребёнка

3 области, в которых расположены на ваш взгляд интересы вашего ребёнка:

I - математика, II - компьютер, III - животные, IV -чтение,

V - рисование, VI - спорт, VII - труд, VIII - музыка, IX - рукоделие .

Сверьте ответ с результатом анкетирования вашего ребёнка (конверты с детскими анкетами на столе).

Вывод : совпадение говорит о том, что вы хорошо знаете своего ребёнка, вы

идёте верным маршрутом. Если ответы не совпали, вам стоит прислушаться

к своему ребёнку, задуматься, то ли направление внеурочной деятельности

вами выбрано? Или может быть, ваш ребёнок стал жертвой

нереализованных в детстве ваших интересов?

По своей структуре «портфолио» напоминает многослойный пирог или

многоярусную пирамиду.

5. Практическая работа.

Перед вами карточки, с материалами портфолио. Распределите материалы по разделам и скажите, кто будет оказывать детям помощь в их сборе.

Какие разделы должны быть в портфолио?

ÿ Титульный лист «Все обо мне» (Дата поступления в первый класс, рост, вес и т. д.) ;

ÿ Моя семья;

ÿ Мои друзья;

ÿ Мои увлечения;

ÿ Мои достижения;

ÿ Мое творчество;

ÿ «Пожелания».

Благодарю всех за активное участие. Желаю вам процветания и

благополучия! До новых встреч.

Памятка для родителей

1. Обговорите со своим учеником (ребёнком), где он хочет хранить материалы портфолио. Это может быть: обыкновенная папка-скоросшиватель, папка с файлами, простой альбом для рисования, куда можно наклеивать ваши материалы, фотоальбом для фотографий размера А4. А, может, вы придумаете своё «хранилище»?

2. Договоритесь, что будет делать ваш ученик, а что будете делать вы, чтобы портфолио делалось вместе. Можно предложить, что ученик будет собирать материалы, а вы их (в присутствии ученика) будет складывать в «хранилище». А, может, ученик будет делать всё делать самостоятельно, а вы только хвалить его за проделанную работу.

3. Оформление папки-хранилища начните с титульного (главного) листа: на нём фотография ученика (какая нравиться ему, а можно взять и не одну, а можно сделать коллаж под названием «Я расту», где ваш ученик соберёт фотографии и скомпонует их, чтобы оформить титульный лист.

4. Для начала определите, какие разделы «будут жить» в вашем портфолио. Мы предлагаем самые основные:

ü Моя семья;

ü Мои друзья;

ü Мои увлечения;

ü Мои достижения;

ü Мое творчество;

ü «Пожелания».

5. В эти разделы можно поместить свои отзывы, рассказы о себе и друзьях, фотографии с места событий, грамоты, благодарности, письма друзей, именинные медали, вообщем, всё, что относится к темам раздела.

5. Все разделы лучше сопровождать фотографиями, поэтому без вашей, родители, помощи не обойтись!

6. Обсуждайте «пополняемость» портфолио с учеником, и не забывайте его хвалить, если портфолио постепенно пополняется.

7. Пройдёт время и «география» ваших разделов и их начинок будет пополняться. Поэтому, работайте над портфолио сообща и дружно, это вам позволит быть успешным учеником и родителем ученика!

Общешкольное родительское собрание
Тема: «Влияние семейного воспитания на формирование личности ребёнка»
Цель: Обсуждение проблемы воспитания в семье.
Задачи:
Дать возможность родителям оценить свои поступки.
Помочь родителям правильно воспитывать ребёнка.
Формировать культуру общения родителей и детей, умение видеть отрицательные моменты в
воспитании собственных детей.
Ход собрания.
Прежде, чем начать беседу, предлагаю выполнить задание. У вас лежат листки бумаги. Возьмите их в
руки, закройте глаза и выполняйте, то, что я вам буду говорить.
Задания:
Сложите лист пополам.
Сложенный лист еще раз пополам.
Оторвите верхний правый угол
Оторвите нижний правый угол.
Откройте глаза.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
5.
Посмотрите на то, что у вас получилось. Все « бумажные творения» не похожи, хотя, вы все
выполняли одинаковые задания.
Вывод: бумажные узоры отличаются друг от друга, так и мы с вами не похожи друг на друга. У нас
разные характеры, взгляды на жизнь, однако, есть то, что нас объединяет – наши дети. Дети тоже не
похожи друг на друга.
И сегодня на родительском собрании мы будем говорить о влиянии семейного воспитания (Слайд 1)
История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую
древность.
Воспитание ­ это ежечасное и ежеминутное занятие, в котором принимают участие два человека: мать
и отец. Вместе они несут ответственность за то, кем вырастет их ребенок. (Слайд 2)
Кто в детстве не получил воспитания,
Не будет счастья в жизни знать потом;
Сгибай сырую палочку как хочешь ­
Сухую выпрямишь одним огнем.
Муслихиддин Саади.
Для семейного воспитания характерны непрерывность и продолжительность, и в этом с семьей не
может сравниться ни один воспитательный институт. (Слайд 3)
Многие родители считают, что ребенка в основном должна воспитывать школа. Но социологи
доказали, что именно семья стоит на первом месте по воспитанию детей. В ней закладываются основы
личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как
личность.
Семья является одной из важнейших ценностей человека. В семье человек растет и
развивается, поэтому именно в семье происходит закладывание основ личности. Семейное воспитание
формирует качества личности, которые в дальнейшем помогут с легкостью выйти из сложных
ситуаций, трудностей, встречающихся на жизненном пути.
Любой ребенок сознательно или нет, копирует своих папу и маму, заимствует поведение
других родственников. Соответственно ребенок несет в себе заряд той социальной среды, в которой
существует его семья.
Считается, что формирование личности ребенка зависит от стилей родительского воспитания,
от характера взаимоотношения родителей и детей.
При рассмотрении воспитательной деятельности родителей выделяют следующие стили
воспитания:
 Авторитарный;
 Демократический;
 Попустительский;

 Хаотичный;
 Либеральный.
Авторитарный стиль
Все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всём должен подчиняться их воле,
авторитету.
Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как­то обосновывать
свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и
физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает
конфликты и враждебность.
При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на
чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение
подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают
душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство
привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к
окружающим.

Демократический стиль
Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с
их возрастными возможностями.
Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений,
выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного
поведения и стараются помочь им, чутко относясь к запросам. При этом родители проявляют
твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует
правильное, ответственное социальное поведение.
Либеральный стиль
Предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родители слабо или совсем не
регламентируется поведение ребенка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее
направление коммуникаций – от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы,
родители не устанавливают каких­либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессии, ведут
себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся
активными, решительными и творческими людьми.
Хаотический стиль
Это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных,
конкретных требований к ребенку или разногласия в выборе воспитательных средств между
родителями.
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и
провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже
агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для
общения. Из­за обремененности собственными проблемами не остается сила воспитание детей. Если
безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность
к отклоняющемуся поведению.
Попустительский стиль
Ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со
стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение,
неспособность или нежелание руководить детьми.

Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не
способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы
к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со
стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх
и неуверенность.
Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в
асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного,
ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
От условий воспитания зависит поведение (Слайд 10)
Адекватное
высокая самооценка,
умение ставить цели и добиваться их,
дисциплинированность,
ответственность,
самостоятельность
Неадекватное
завышенная или заниженная самооценка,
тревожность,
страх
неуверенность
конфликтность
От чего зависит неадекватное поведение (Слайд 11)
недостаточное внимание ребенку со стороны родителей
вместо общения откупаются подарками
низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних
недостаточная требовательность
большая свобода – бесконтрольность, равнодушие к жизни ребенка
раздражительность взрослых, нежелание их решать проблемы детей
назидательность, занудность в общении с ребенком

















Советы

Родителям
 Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет
вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
 Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
 Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему
ребенку, ждите, что очень скоро он скажет тоже самое о вас.
 Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для
вашего ребенка.
 Не бойтесь извиниться перед кем­то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не
теряете, лишь приобретаете его уважение.
 Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите
благородству своего ребенка.
 Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
И если что­то в поведении вашего ребенка становится не таким, каким должно быть, то надо
засучить рукава и исправлять. И если уж кого­то обвинять, то только самих себя.
(Слайд 13)
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители ­ пример тому.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.
Притча о Разумном воспитании
Однажды к мудрецу пришла молодая женщина и спросила:
­ Учитель, как следует мне воспитывать сына, в ласке или в строгости? Что важнее?
­ Посмотри, женщина, на виноградную лозу, ­ сказал мудрец, ­ если ты не будешь её обрезать, не
станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв власть над её
ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Ну а если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей
и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном
сочетании и того, и другого, тебе удастся вкусить желанных плодов.
Уважаемые родители! Удачи вам в воспитании ваших детей! Спасибо за внимание.

Родительское собрание
на тему:
«Портфолио ученика, как средство мотивации личностного развития»

Сценарий собрания

Цель собрания:

1. Проинформировать родителей о «Положении о школьном портфолио», его структуре и организации ведения портфолио обучающихся.

2. Формировать у родителей положительное отношение к совместной работе по оформлению портфолио обучающихся.

Ход собрания

I . Мотивация родителей

Что такое СЕМЕЙНАЯ ПАМЯТЬ?
- Мы, родители, записываем в альбомы, снимаем на видеокамеру, фотографируем, т. е. всячески стараемся сохранить для истории драгоценные мгновения. Но как-то так получается, что мы, в основном, фиксируем физический рост и внешние изменения наших детей. А их внутренний мир? Их интересы, их удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания?.. Жаль, но порой остаются "за кадром" творческие работы наших малышей: рисунки, башни из кубиков, снежные крепости и песочные замки, пластилиновые фигурки и так далее. А с ними и впечатления от прогулок, путешествий, походов в театр или на концерт и многое-многое другое.
- В школе мы так же фиксируем результаты обучения ребенка по различным предметам школьной Программы - оценка показывает личностные успехи и достижения ребенка в усвоении материала курсов на разных ступенях обучения. Классный руководитель собирает в альбомы фотографии и грамоты как свидетельства участия ребенка в жизни класса и гимназии.
- Достаточно ли этого? Что нужно сделать для того, чтобы ни какая информация о ребенке необходимая ему в будущем не была нами, взрослыми, потеряна?

9.http://www.imc-eduekb.ru

Родительское собрание

«Взаимодействие семьи и школы»

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Семья - ячейка школьного коллектива. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальными, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. В воспитании неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации данные одной семье нельзя апробировать на другой семье. В данных ситуациях нужно научиться избегать советов. В функции школы входит информирование, поддержка учащихся и родителей, в свою очередь семья реагирует и помогает школе. В семье воспитание строится на любви, опыте, традициях, личном примере из детства, на советах соседей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику школы, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями, особую тональность взаимодействия с родителями. Родители не всегда должны говорить о своем ребенке, что он непослушный, капризный, плохой. Нужно научить родителей искать и находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное.

Главное условие взаимодействия школы и семьи - полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, зачем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат. Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Семейное воспитания вносит эмоциональность в отношения, предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего очага, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений. И для того чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребенка в семье. Что же это за условия? Прежде всего, та семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей. Условия правильного семейного воспитания - рационально организованный быт, режим жизни в семье. Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться. С этой точки зрения и определяются основные задачи работы педагогов школ с родителями школьников: систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей. Ознакомление их с основами теоретических знаний, с практикой работы с учащимися; привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе, формирование у родителей потребности в самообразовании, ознакомление учителей-предметников с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.

При построении взаимодействия семьи и школы должны учитывать определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей.

Работа педагогов школ с родителями осуществляется по направлениям: со всем родительским коллективом, группой или индивидуально. Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты.

Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку. Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.

Для успешной организации образовательного процесса необходимые знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия педагогического коллектива нашей школы с семьей предполагает ряд аспектов. Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских собраний. В систему работы школы вовлекаем родителей и в органы школьного самоуправления, создан Совет школы, комиссия содействия семьи и школы, родители руководят органом самоуправления.

Родители учащихся не меньше педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Заседания Совета школы, Попечительского совета проводятся 1 раз в четверть, функционирует общешкольный родительский комитет, дежурит родительский патруль. Из всего вышесказанного можно сделать вывод решение проблемы социализации личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей.

Цели:

. Прояснить представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьёй.

. Раскрыть позицию школы: ответственность педагогов за развитие детей не является всеобъемлющей, часть её лежит на родителях.

Ход заседания

Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о наших детях, о том, какую роль в их воспитании играют семья и школа, и как от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

Взаимодействие семьи и школы важны не только в начальной школе, актуальными они остаются и в старшем возрасте.

А что же такое воспитание?

В это слово каждый из присутствующих вкладывает свой смысл.

"Воспитание - это формирование личности"

"Воспитание - это формирование характера ребёнка (норм, правил, морали)"

"Воспитание - это формирование в человеке определенных норм морали, восприятия окружающего мира, людей".

Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Воспитание - навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова).

Особенности восприятия учащимися воспитательных воздействий:

Высокий - школьник активно поддерживает учителя, сотрудничает с ним во всех сферах школьной жизни, положительно реагирует на требования старших.

Средний - учащийся выборочно реагирует на педагогические требования и воздействия, болезненно воспринимает замечания в свой адрес, поддерживает педагога в той области, где совпадают общие и личные интересы.

Низкий - школьник положительно реагирует лишь на единые и устойчивые педагогические требования, стремится уйти из поля педагогического контроля, не помогает учителю.

Невосприимчивость, трудновоспитуемость - учащийся оказывает сопротивление положительным воздействиям и требованиям, вступает в противоборство с учителями (срыв уроков, нарушение дисциплины, грубость).

Ролевая игра.

Вы доверяете нам самое дорогое — ваших детей. В школе дети проводят очень много времени. В течение дня дети общаются и с другими людьми.

Давайте вместе проанализируем, кто оказывает воздействие на ребенка.

Родители называют, один из ведущих записывает на доске.

Посмотрите, всех людей можно условно разделить на 3 группы: дом (семья), школа, и улица (друзья).

Я хочу предложить вам игру, в ходе которой можно было бы сформулировать представления о роли каждой категории в жизни ребенка. Родители условно разделяются на три группы "Родители", "Школа", "Улица" И с позиции той группы, где вы оказались, подумайте и напишите на бумаге то, как оказывает влияние та или иная группа, что может дать хорошего или плохого в формировании личности ребёнка.

Давайте ознакомимся с результатами вашей работы. Каждая группа зачитывает то, что у вас получилось.

Сравнивая ответы, мы можем выделить то, что объединяет группы.

Но есть и то, что ребёнок может получить только в школе, дома или на улице.

Взаимодействие семьи и школы может решить многие вопросы воспитания ребенка, снизить отрицательное влияние социальной среды, но школа никогда не сможет конкурировать с семьей. Семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

Упражнение «Если мой ребенок…, то я…» Продолжить предложение.

- « Если мой ребенок огорчен, то я...»

- «Если мой ребенок пришел из школы с синяком и в разорванной куртке, то я...»

- «Если мой ребенок проявляет жестокость по отношению к одноклассникам, то я...»

- «Если мой ребенок не реагирует на мои просьбы, все забывает, то я...»

Упражнение « Решение внутрисемейных ситуаций» Обсудить и проиграть.

1.Ваш ребенок приходит из школы и жалуется, что учитель занижает ему оценки. Как вы поступите?

2.Ваш ребенок жалуется на то, что одноклассники его обижают, не понимают, смеются над ним. Как вы поступите?

3.В вашей семье двое детей. Они часто ссорятся друг с другом по разным причинам, считают, что вы уделяете больше внимания одному, чем другому. Как вы поступите?

Какие методы воздействия были предложены для решения ситуаций?

Я хочу предложить вашему вниманию сказку.

Сказка. "Фиолетовый котенок"

Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.

Ну что мне с ним делать? — Кошка всплескивала лапами. — Ведь хороший, умный котенок, а тут — ну что ты будешь делать, хоть кол на голове теши — ни в какую. Только в лунном! Ну что ты будешь делать?

Да что с ним цацкаться? — рычал кабан.

Макнуть его головой в солнечный ушат или просто в речку! Ишь ты — все котята как котята, а этому лунный свет подавай!

Он просто глупый, — каркала ворона.

Голова маленькая, мозгов немного. Вырастет — его из солнечного света не вытащишь! Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете. Луна была большая, белая, яркая.

Милый котенок, — говорила Луна, — а почему ты фиолетовый?

А какие бывают еще? — удивлялся котенок.

У меня есть брат, — сказала. Луна, — он очень большой и ярко-желтый. Хочешь на него посмотреть?

Конечно, хочу. Он похож на тебя?

Тогда не ложись спать, когда я стану таять в небе, а немножко подожди. Он выйдет из-за той горы и займет мое место.

Ранним утром котенок увидел Солнце.

Ух, какой ты теплый! — воскликнул котенок. — А я знаю твою сестру Луну!

Передай ей привет, — сказало Солнце, — когда встретишь. А то мы редко видимся.

Конечно, передам.

Фиолетовый котенок вырос и теперь умеет мыть лапки не только на солнце, а даже в мыльной ванной.

Эта сказка, как вы уже поняли об отношении к воспитанию. Кошка, кабан и ворона — это обычные методы воспитания. Это, в сущности, вина, угроза и насмешка.

А Луна — это символ веры. Она не воспитывает котенка, а расширяет его мир.

Заключительное слово.

Какие методы взаимодействия вы хотели бы предложить? Воспитание детей - рискованное дело. В случае удачи последнее приобретено ценою большого труда, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим.

Если вы находитесь здесь, в этом классе, значит, у вас есть семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет — это все на втором плане. Главное — что она у вас есть. Цените и берегите ее, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой — приспособить к жизни в обществе.

Памятка для родителей

о создании благоприятной семейной атмосферы

. Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

. Время для ночного отдыха каждого ребенка требуется сугубо индивидуальное. Показатель один - чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

. Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать контрольные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».

. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о своих событиях в его жизни.

. Ребенок должен чувствовать, что он любим.

. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Памятка для родителей

Воспитание трудолюбия у детей в семье

. Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получилось - не раздражайтесь, а терпеливо объясните еще раз.

. Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте начатую работу доводить до конца.

. Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.

. Не наказывайте ребенка трудом.

Памятка для родителей

О воспитании доброты

1. Общение - суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами - это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.

2. Доброта начинается с любви к людям (прежде всего к самым близким) и природе. Будем развивать в детях чувство любви к окружающим.

3. Научим детей ненавидеть зло и равнодушие.

4. Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к нему.

5. Давайте совершать добрые, хорошие поступки, дети учатся доброте у нас.

6. Научимся владеть собой.