Омские поэты. Г. Омск. История, написанная стихами в подготовительной к школе группе

1.1. Омск глазами Леонида Мартынова

Сибирь начала ХХ века была богата поэтами, однако мало кто может оспорить первенство Л.Мартынова. Известный писатель и литературный деятель Сибири 20-30-х годов Вивиан Итин, один из первых редакторов «Сибирских огней», так отозвался о Леониде Мартынове: «Сибирские поэты, все стоящие близко к сибирской литературе, единогласно признают его поэтическое первенство». Леонид Николаевич Мартынов родился 9 (22) мая 1905 года в Омске. Его отец, Николай Мартынов, был инженером-строителем железных дорог, потомком мещан Мартыновых, ведущих начало от деда своего, владимирского коробейника-книгоноши Мартына Лощилина. Мать поэта, Мария Збарская, привила сыну любовь к чтению, к искусству. В 1921 году Мартынов становится активным сотрудником местных газет «Рабочий путь», «Сигнал», где публикует свои очерки, статьи, заметки, а позже и стихи, подписывая их псевдонимом «Александр Гинч». В 1923 году в журнале «Сибирские огни» было напечатано его стихотворение «Воздушные фрегаты».

Об Омске до Мартынова писали мало и вскользь. Просто город в то время еще не воспринимался поэтически. И лишь в 20-е годы возникла необходимость в художественном осмыслении тех перемен, которые произошли с нашим городом, оказавшимся в эпицентре гражданской войны. У истоков этой темы стоял Леонид Мартынов. В молодые годы Мартынов жадно впитывал разнообразные впечатления, полученные им на улицах и площадях степного города. Умея соединять реальное с воображаемым, Мартынов создавал свой особый мир. На его поэтической карте Омск был центром сказочного Лукоморья. Часто поэт называл родину «блаженной Гипербореей» - по примеру древних греков, считавших, что есть за Уралом утопическая страна, где все счастливы. С Омском связаны неповторимые моменты поэтической судьбы Мартынова . Он одним из первых из сибирских поэтов воспел свой родной Омск, «город серых заборов и русских печей»:

Город, город!

Ты огромен

И как будто ты бескраен.

И всегда твои мы дети,

Где бы ни было на свете,

Узнаем друг друга сразу,

Леонид Мартынов был истинным патриотом Омска, он стал своеобразным летописцем города на Иртыше, который, по преданию, впадает в Ипокрену. Знаменательно образное выражение «Иртыш, превращающийся в Ипокрену» (кстати, именно так был назван первый в Сибири журнал, выходивший в Тобольске в ХVIII веке). Как известно, Гиппокрена (Иппокрена) - это водный ключ на горе Геликони в Беотии, обладающий чудесным свойством вдохновлять поэтов. В предании сказано, что этот ключ появился от удара копыта коня Пегаса, иначе говоря, Гиппокрена является символом источника поэтического вдохновения. «Иртыш, превращающийся в Ипокрену» в творчестве Мартынова становится не только источником творческого вдохновения, но и воплощает романтическое мироощущение автора. В первых стихотворениях Мартынов еще не называет Омска: Выдвинутые подбородки,

Суковатые кулаки…

Это было в рабочей слободке

Над гранитным бортом реки…

Трудно узнать в этих строчках Омск, город еще прячется за невесть откуда взявшимся «гранитным бортом реки». Нелегко обнаружить омские приметы и в «Воздушных фрегатах» - первом стихотворении Мартынова, опубликованном в 1923 году «Сибирскими огнями». Над безымянным городом проплывают сказочные корабли. Но у стихотворения семнадцатилетнего поэта были и чисто омские корни. Сквозь романтические контуры «Воздушных фрегатов» явственно проступали черты реального Омска.

В отличие от небольших стихотворений, более крупные произведения Л.Мартынова начала 20-х годов - «Старый Омск» и «Адмиралтейский час» - имели, безусловно, омскую прописку.«Старый Омск» появился в 1924 году. Позже в творчестве Мартынова появляется легендарная «Река Тишина» - о нашей Оми, об омичах, их судьбах после революции.

А как широка река Тишина?

Тебе известна ее ширина?

Правый берег виден едва-едва -

Неясная цепь огней…

А мы поедем на острова.

Ты знаешь - их два за ней.

А как длина река Тишина?

Тебе известна ее длина?

От полночных низин до полдневных высот

Семь тысяч и восемьсот

Километров - повсюду она

В тридцатые годы Мартынов создает целый ряд исторических поэм. Они стали явлением в русской поэзии, поражают своеобразием, близостью стиха к разговорному языку, виртуозной гибкостью. В любое время поэт находил своих героев, свой Омск, все равно, восемнадцатый ли это век - как в «Тобольском летописце», девятнадцатый ли - как в «Правдивой истории об Увенькае», или начало двадцатого - как в «Сестре». Работа над архивными источниками, краеведческом материалом, историческими книгами помогла Мартынову написать такие прозаические книги, как «Крепость на Оми», «Повесть о Тобольском воеводстве». Сибирская тема нашла отражение и в других произведениях писателя: «Пушкин и Ершов», «Алябьев за Уралом», «Инженер Михайловский», «Художник Знаменский», «Труд ямщика Черепанова», «Писатели нашего края».Конечно, Мартынов сознавал, что Омск - только малая часть России. Но это его родной город. Здесь каждая улица - его улица, каждый дом - его дом. Он слышал их голоса, они рассказывали ему о времени далеком и близком :

Метет буран, но торг идет горячий на площади.

Шумит базар казачий.

В рядах мясном, молочном, рыбном, птичном

Идет хозяйка с видом безразличным.

И в лавочках свечных, мучных и хлебных

Не слушает она речей хвалебных,

Что произносят на степных наречьях

Торговцы в шубах козьих и овечьих

И в малахаях песьих, лисьих, волчьих.

Такой Омск - больше Омска, он может соединить народы. Леонид Мартынов упоминает об экзотике Омска, подчеркивая его расположение на границе русской Сибири и казахских степей.

А после - Омск. И пыльный май.

Киргиз трясется, желт и глянцев.

Его узорный малахай -

Экзотика для иностранцев.

В книге «Воздушные фрегаты» Л.Мартынов подробно исследует духовный ландшафт Омска. Л.Мартынов принадлежит к тому типу художников, у которых обостренно развито чувство времени, связанное с близким ощущением истории и движением жизни. Омск становится главным предметом авторского внимания. Об этом Мартынов заявляет в самой первой новелле цикла «Детские грезы»

А город - он точно огромный пустырь,

Заборы, заборы, заборы…

И в улицах снежных гуляет сама

Восточная злая пушная зима.

Все ходит, все бродит, все ищет…

Поздней ночью город пустынный

При бертолевых вспышках зимы.

И стынут на бульварах, оградах и заборах,

На складах, на амбарах, вокзалах и соборах

Промерзлые пласты звенящей пустоты.

И город не спит, погруженный в снега

Морозный, косой, деревянный.

Кстати, эти стихи Мартынов включит позднее в новеллу «История одной вражды». В ней он размышляет о том, как выглядел его город в прошлом. Вместе с поэтом по улицам старого Омска гуляет ветер. Мотив ветра присутствует во всех ранних стихах о городе: Это было еще до революции:

Вспоминаю город азиатский,

Этот северо-восточный ветер,

Проникавший через двойные рамы

В бани, в храмы, в церкви и в мечети

И в костел, в малюсенький костелик,

Созывавший дребезжащим звоном

Этих полек.

Город, таким образом, становится вдохновителем писателя, его музой. Кроме того, Омск открыл для Л. Мартынова центральную тему его творчества - тему Сибири. Весной 1932 года ОГПУ сфабриковало дело так называемой «сибирской бригады». В эту группу входили такие литераторы, как Н. Анов, П. Васильев, Е. Забелин, С. Марков, Л. Мартынов и Л. Черноморцев. Сам Мартынов позже писал: «Я был арестован секретно-политическим отделом ГПУ. Мне предъявили разные обвинения в антисоветской деятельности, вплоть до пропаганды идей… завоевания Индии для присоединения к СССР. Через 3 месяца я был освобожден, но в тот же день мне было предложено в административном порядке покинуть Москву, выбрав город для жительства. Я выбрал Вологду».

Возвращение в Омск было долгожданным. Однако за время его отсутствия город изменился. Друзья юности давно покинули Омск. Город перестал быть центром художественной и литературной жизни Сибири, уступив пальму первенства новой сибирской столице - Новосибирску. Все менялось на глазах. С каждым годом в Омске и на его окраинах увеличивалось количество исправительно-трудовых лагерей и колоний. Родина поэта постепенно становилась островком СИБЛАГа. Не потому ли так печальны некоторые пейзажи Мартынов, что автор был свидетелем превращения Омска в один из филиалов необъятного ГУЛАГа .

Веет зимней глубочайшей грустью

Снежный ветер, заметая след.

Думаешь невольно: «Захолустье!

Ничего здесь не было и нет!»

В годы Великой Отечественной войны Л. Мартынов жил в Омске, публиковал патриотические стихи в газете «Омская правда», многие из которых вошли в сборник стихов «За Родину» (Омск, 1941). Активно участвовал в выпуске агитплакатов, проводил литературные консультации в областной газете, писал газетные очерки и репортажи о буднях тыла, принимал активное участие в выпусках «Омского альманаха».

После выхода в 1944 году поэтического сборника «Эрцинский лес» в местной прессе начинается травля поэта. В «Омской правде» появилась статья под названием «Жар-цвет» или Словесные выкрутасы Леонида Мартынова». Потом появились другие, написанные в том же духе: «В кривом зеркале», «В дебрях Эрцинского леса» и т.п.

Недавно было расшифровано постановление бюро обкома ВКП(б) «О работе областного гос.издательства», в котором говорилось, в частности: «Грубейшей политической ошибкой ОМГИЗа было предоставление литературной трибуны поэту Мартынову, который, пользуясь покровительством тт. Жданова и Курневой, создал ряд своих безыдейных, идеологических вредных и халтурных произведений».

И Мартынов вынужденно замолчал. Он стал часто наведываться в Москву, а ранней весной 1946 года переезжает в Москву и, похоже, совсем отходит от омской темы. Но уже в начале 60-х годов в одном из стихотворений следует признание: «… нет! Воспоминаний не убить, только бы они не убивали!» И снова появляются стихи об Омске, которые звучат не как размышления историка, но как своеобразного философа, который многое помнит и многое понял о мире.

Музыкальных судий

Разберутся, как скрипели доски

Старых тротуаров деревянных

В городе, где шлялись мы, подростки…

Это были первые подмостки…

Разумеется и школа…

Он знал здесь каждый уголок, мог рассказывать о своем Омске часами, помнил такие подробности, которые и искушенному краеведу оказались бы в диковинку. Предваряя свой трехтомник, который собрал десятки его произведений об Омске, Леонид Мартынов обратил внимание на их взаимосвязь, взаимообусловленность - от первых стихотворений до новелл: «… по-моему, все ясно из текста. Разве не сказано в самих стихах, в каком году или даже месяце я родился. Где рос, как, у кого и чему учился … Если все это вместе - и лирические стихи мои, и исторические поэмы, и новеллы, если все это будет читаться как единое повествование, объединенной неким внутренним смыслом - я буду счастлив». Эти слова звучат сейчас для нас как завет, завещание Леонида Николаевича Мартынова.

1.2. Тимофей Белозёров о городе на Иртыше

Как невозможно представить омскую литературу без имен Л.Мартынова, П. Драверта, А.Сорокина, П.Васильева, так невозможно представить ее без имени Тимофея Максимовича Белозерова (1929-1986).

23 декабря 1999 года замечательному детскому поэту Тимофею Белозерову исполнилось бы 70 лет. Но даже в предновогодней суматохе никто не забыл об этом. Многие омские газеты откликнулись на это событие, посвященное жизни и творчеству Т.М.Белозерова. Он прожил 56 лет и издал 69 книг общим тиражом 16 миллионов экземпляров.

Первый период творчества поэта внутренне неоднороден. Это время интенсивных исканий: от ученичества и подражания - к обретению собственной стилевой манеры, утверждение определенного круга жанровых и тематических предпочтений. Одну из своих любимых тем - «речную» - поэт определил для себя сразу, уже в первом сборнике «На нашей реке». С этой книги поэт начинает свою лирику природы.

Многие образы и мотивы, намеченные в первых сборниках, к середине 60-х годов обретают поистине художественную «плоть» и «кровь», многообразие вариантов воплощения. Поэт освобождается от подражания признанным в детской поэзии авторитетам, что наблюдалось в раннем творчестве и порой приводило к откровенной дидактике. Сборники 60-х годов: «Огородный Подрастай» (1962), «Таежный светофор» (1962), «Орешки» (1968) включают новые жанры, ориентированные на фольклорную традицию: скороговорки, считалки, небылицы. В лирике природы наблюдения поэта все больше проникаются бесконечным желанием приобщиться к ее вечным тайнам, постичь внутреннюю целесообразность всего сущего. Характерное для рубежа 50-60-х годов стихотворное повествование, эпически развернутое, благодаря внешней обстановке - вписать жизнь поля, реки, леса, неба в определенный сюжет производственной деятельности человека (строительство, освоение целины, космос) сменялись лаконичными пейзажными зарисовками .

Таким образом, к началу 70-х годов был определен тот жанрово-тематический диапазон, в котором наиболее полно отразилось своеобразие художественного мира Т.Белозерова.

И не случайно подлинный взлет поэзии Т.Белозерова приходится именно на 70-е годы, когда один за другим выходят сборники «Среди зеленого и синего» (1970), «Кладовая ветра» (1972), «Зимушка-зима» (1974), «Жаворонок» (1978), прозаические миниатюры «Комариный колобок» (1973), «Сладкая клюква» (1983). В многочисленных откликах на эти книги критики, словно сговорившись, писали о том, что поэт овладел какой-то поэтической тайной, что под обаяние его поэзии попадает читатель любого возраста. Помнится, как мама читала мне и брату в детстве стихи Белозерова. Они казались нам такими близкими и понятными, что думалось, и мы бы могли написать такие (а ведь именно в этом и заключается волшебство настоящей поэзии).

Большинство произведений Т.Белозерова, созданных в этот период, по-прежнему посвящено сибирской природе, детству, однако образ лирического героя усложнился. Пейзажные зарисовки с натуры дополнились философскими размышлениями о смысле жизни. Сложившаяся этическая система сделала взгляд поэта на мир более зорким и цельным, художественный почерк - более твердым, поэтическое слово - емким и красочным.

В стихотворении «Город на Иртыше» рассказывается о том, как и с чего началось преобразование безлюдных просторов:

На пустынное место

Ступил человек.

Вытер лоб рукавом,

Сбросил легкую кладь.

Под руками - двуречье,

Простор! Благодать!

Застучал в сосняке

Головастый топор,

Опоясал избу

Островерхий забор.

И пошла по засекам

Упрямая весть:

Место городу есть!

Здесь повторяются две метафоры - «город - крепость», «город на слиянии рек».

Коротая охотничьим промыслом век,

На пустынное место пришел человек.

Вытер лоб рукавом, сбросил легкую кладь,

Под руками двуречье, простор, благодать! …

И пошла по засекам упрямая весть:

Место крепости есть!

Место городу есть! ...

Плыл размеренный век по ступеням крыльца,

Люди в узел двух рек завязали сердца!

С годами на месте «изб, опоясанных островерхими заборами», вырастали крупные села и города, которые даже спустя столетия приковывают взоры своей красотой. В стихотворении «По Иртышу» поэт скажет:

И вдруг, словно в сказке,

Заполнилось небо,

Зажглось куполами

Тобольских церквей

С просторами звонниц,

Широких и узких,

Со стрелами башен,

Зубцами Кремля -

С извечных времен

Для татар и для русских

Святые места и родная земля.

В освоении Сибири много значили тракты, т.е. улучшенные грунтовые дороги с верстовыми столбами. Еще в конце ХVI века прокладывали таковые от Верхотурья до Тюмени, а позднее и до Тобольска. К началу ХХ века тракты соединяли города и крупнейшие села на территории нынешней Омской области. С появлением новых дорог движение на старых или на их отдельных участках уменьшилось, а то совсем прекратилось. Об этом рассказано в стихотворении «Забытая дорога». Ею уже не пользуются, по ней «там и тут одуванчики цветут». А когда-то по этой дороге мчались тройки, шли со скарбом погорельцы, вели в острог каторжан. Стихи Т.Белозерова о Сибири - неотъемлемая и значительная часть его творчества.

15 февраля 1986 года перестало биться этого замечательного поэта. Прошли годы, а боль утраты не исчезла. Она так остра еще и потому, что светлые и жизнеутверждающие книги приходят к читателю, а самого Тимофея Максимовича нет. Но Омск не забыл своего выдающегося земляка.

1.3. Город Омск в творчестве других омских поэтов

Образы города Омска как особого Места, рисуемого омскими поэтами, можно условно разделить на две группы. Первые - рисуют город как таковой, город как особую природно-социальную и культурную среду. В этом случае авторы акцентируют внимание на особенностях урбанизированного, искусственно созданного человеком для своих собственных нужд и потребностей ландшафта.

Такой образ города мы встречаем в стихотворении Владимира Гришечко «Гимн города Омска» читаем :

Вырастают жилые кварталы ,

Рядом школы стоят, детсады ,

Стадионы, бассейны, вокзалы ,

Наших памятных будней следы

Красотой удивляют нежданно

Уникальных объектов черты

Хороводят с генплана фонтаны,

Сходные мотивы реализованы в другом его же стихотворении «Города». Данное произведение посвящено Омску (так как упоминаются и Омь и Иртышь), но основной мотив - специфика урбанизированного ландшафта.

Когда у брега Иртыша

Стоишь, любуясь чуть дыша

На вертикали этажей,

Да ленты новых витражей .

Как пара змей, автоармада

Спешит избавиться от чада ,

Но великаны - светофоры

Хватают за руки шофера

А ленты улиц и фасады

Сверкать огнями снова рады .

Лиричное отношение к городу мы встречаем в стихотворении Михаила Сильвановича «Омские улицы» . В данном произведении автор рисует уютный образ города.

Фонари , от снежинок мерцающих, жмурятся ,

Каждый дом золотыми огнями горит .

Я люблю, я люблю наши омские улицы

В этот час, когда светят кругом фонари .

В стихотворении Вячеслава Барыбова «Городу Омску» образ города описан с помощью метафор, на равных звучат две метафоры: «город - крепость», город «над излучиной рек».

Начинал ты как крепость ,

Как защита Руси…

Ты стоишь как картина

Над излучиной рек .

У тебя - исполина

Мотив города на слиянии рек повторяется в стихотворении Виктора Васильева «Омск» :

Иртыш под руку Омку подхватив ,

Лениво плыл под солнцем камышовым…

Валентин Берестов в своем стихотворении «Встреча с Иртышем» описывает характер Иртыша, его природно-ландшафтные характеристики:

С тайгою степь соединяя, задумчива и широка ,

Течешь ты, рыжая, степная, неторопливая река .

Не отражая берег плоский , ты только на небо глядишь,

Пока сибирские березки не подбегут к тебе, Иртыш

В стихотворении Владимира Гришечко «У Иртыша» мы встречаем иную характеристику береговой линии и характера реки.

На краю обрыва

У Иртыш - реки…

Еще один базовый образ нашего города, Омск - «город - сад», город парков и скверов, аллей и бульваров. В данном случае благодатный материал нам предоставляет творчество поэтов советского периода, когда идея города сада была чрезвычайно популярна . В частности, в «Омском вальсе» В. Васильева звучат такие строки:

«Город-сад, ветви яблонь, акаций и кленов.

Город-сад, здесь весной расцветают пионы.

Город мой, здесь сады расцветали над рекой,

Над рекой, тополя стерегут твой покой »

Таким образом, можно констатировать, что в творчестве омских поэтов отражены как природная, так и собственно урбанистическая составляющие. В рамках первой Омск представлен как «город-сад» и «город на реке». В рамках второй компоненты за городом закрепляется образ «города - крепости», промышленного города с развитой инфраструктурой. При этом образ города являет себя в диалектическом единстве «вечного» и «исторического» (постоянно изменчивого) компонентов.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что в работе рассмотрено творчество не всех омских поэтов, воспевавших город Омск.

Л. Мартынов одним из первых из сибирских поэтов воспел свой родной Омск, который предстал перед читателями как «город серых заборов и русских печей», город, который может соединять народы, город экзотики, так как расположен он на границе русской Сибири и казахских степей.

В творчестве Т. Белозёрова город Омск предстаёт, как «город - крепость», «город на слиянии рек».

В творчестве других омских поэтов описывается необыкновенная архитектура Омска, его красивый ландшафт, создаётся уютный образ города.

Рисуя образ города, поэты подчёркивают его основные характеристики: Омск - «город - сад», город парков и скверов, аллей и бульваров.

Таким образом, омские поэты описывали свой город с любовью, подчеркивая его особенности, характерные черты, отличающие его от других городов, подчеркивали его связь с сибирской природой, с народом Сибири, отмечали его величавость и красоту.

Список использованной литературы

1. Белозёров Т.М. По нашей реке. - Омск, 1957.

2. Васильев В.Н. Цветы запоздалые: Стихи и поэмы. - Омск, 2005. - С. 81.

3. Горелова Ю.Р. Культурное пространство города: социологический, ландшафтный и антропологический подходы к исследованию // Культурологические исследования в Сибири. - 2007. - № 1. - С. 46.

Белозеров Тимофей Максимович (1929-1986), поэт, член Союза писателей России. Им написано много стихов о природе и родном крае. Одно из моих любимых это «Город на Иртыше». Оно было создано в 1962 году. Является прекрасным, одним из лучших стихотворных произведений Тимофея Белозерова. «Город на Иртыше» это великолепное стихотворение, которое было написано в честь создания прекрасного города Омска. В него Тимофей Белозеров вложил свою любовь к родине. Поэт описывает простор и благодать, которую увидели люди, пришедшие на территорию будущего Омска первыми. Он использует эпитеты: головастый топор, синий дымок, упрямая весть, размеренный век и т.д. Тимофей Белозеров рассказывает читателю о пустынном месте, которое потом стало нашей родиной, о том, что народ быстро собирался и образовывал разные новые традиции и поверья. Поэт использует в произведении точное сравнение: словно пальцы в кулак сбирался народ. Больше всего мне нравятся последние пять строк:

Размеренный век

По ступеням крыльца,

Люди в узел двух рек

Завязали

Эти строки проникнуты глубоким смыслом. Писатель хотел донести до нас то, что город Омск был создан с любовью, чтобы мы его берегли и дорожили им.

ГОРОД НА ИРТЫШЕ

Охотничьим

Промыслом век,

На пустынное место

Пришел человек.

Вытер лоб рукавом,

Сбросил легкую кладь,

Под руками двуречье,

Простор, благодать!

Застучал в сосняке

Головастый топор,

Опоясал избу

Островерхий забор.

Потянул над березами

Синий дымок...

Человек оставаться

И пошла по засекам

Упрямая весть:

Место крепости есть!

Место городу есть!

Словно пальцы в кулак,

Собирался народ --

Балалайки, орехи

У новых ворот.

На базаре -- телеги,

Отрезы парчи.

Над пожарным сараем

Верста каланчи.

Над рекой закачались

Огни фонарей,

Плахи сходен, канаты,

Чугун якорей...

Размеренный век

По ступеням крыльца,

Люди в узел двух рек

Белозёров Тимофей Максимович (1929-1986), поэт, член Союза писателей России. Им написано много стихов о природе и родном крае. Одно из моих любимых это «Город на Иртыше». Оно было создано в 1962 году. Является прекрасным, одним из лучших стихотворных произведений Тимофея Белозёрова. «Город на Иртыше» это великолепное стихотворение, которое было написано в честь создания прекрасного города Омска. В него Тимофей Белозеров вложил свою любовь к родине. Поэт описывает простор и благодать, которую увидели люди, пришедшие на территорию будущего Омска первыми. Он использует эпитеты: головастый топор, синий дымок, упрямая весть, размеренный век... Тимофей Белозеров рассказывает читателю о пустынном месте, которое потом стало нашей родиной, о том, что народ быстро собирался и образовывал разные новые традиции и поверья. Поэт использует в произведении точное сравнение: словно пальцы в кулак сбирался народ . Больше всего мне нравятся последние пять строк:

Плыл
Размеренный век

По ступеням крыльца,
Люди в узел двух рекЗавязали
Сердца!

Эти строки проникнуты глубоким смыслом. Писатель хотел донести до нас то, что город Омск был создан с любовью, чтобы мы его берегли и дорожили им.

Сочинять Иртыш помогает

...Тимофей Белозёров любил гулять по Иртышской набережной от речного вокзала до Ленинградского моста и далее до грузового порта. Здесь он не только любовался местными красотами и отды-хал, но и сочинял стихи. Своим родным он часто признавался, что именно там у него рождаются строчки, сочинять ему Иртыш помогает. Ещё бы, ведь вся жизнь Белозёрова была связана с рекой: он окончил Омское речное училище, которое сегодня носит имя капитана Евдокимова, плавал на судне по Иртышу и квартиру в городе получил на Ленинградской площади, с ви-дом на мост и реку.

Однажды, встретившись с Владимиром Новиковым, омским писателем, на набе-режной, Тимофей Белозёров предложил ему спуститься к реке. Здесь, как вспоминал молодой публицист, он стал свидете-лем рождения одной строчки.

«- Присядем! — предложил поэт, ука-зывая на лежащее на пути бревно. Присе-ли. И в этот момент на реке один за другим стали вспыхивать огоньки бакенов.

Электроника!.. — сказал Тимофей Максимович. — Сами зажигаются с на-ступлением сумерек. А раньше что было: дедушка-бакенщик на веслах, внучек на корме — фонари зажигать плывут. Романтика! Жаль, что столько мальчишек теперь не знают этой радости.

Из-под моста, толкая перед собой бар-жу, появился буксир и прошел мимо нас — в огнях и весь дышащий теплом и уютом.

— Люблю Иртыш в вечерние часы!.. — сказал Тимофей Максимович и вдруг от этих слов как-то вздрогнул. Посмотрел на меня и снова повторил эти слова.

— А ведь это стихотворная строка! — воскликнул я».

В тот же вечер поэт написал стихотво-рение:

Люблю Иртыш в вечерние часы.

Вот вспыхнул бакен,

сумраком зажжённый.

И на краю белеющей косы

Притих рыбак, блесной вооружённый.

Прошёл буксир с тяжёлою баржой,

С цветами в рубке, с музыкой прощальной.

И куличок, как будто всем чужой,

Заплакал вдруг

на отмели печальной. ..

Тимофей Белозёров о городе на Иртыше

Невозможно представить омскую литературу без имени Тимофея Максимовича Белозерова (1929-1986).
23 декабря 1999 года замечательному детскому поэту Тимофею Белозерову исполнилось бы 70 лет. Но даже в предновогодней суматохе никто не забыл об этом. Многие омские газеты откликнулись на это событие, посвященное жизни и творчеству Т. М.Белозерова. Он прожил 56 лет и издал 69 книг общим тиражом 16 миллионов экземпляров.

Тимофей Максимович Белозёров родился в крестьянской семье в селе Камыши (ныне Камышинского сельсоветаКуртамышского района Курганской области ) .
Тимофей Максимович является автором более 60 детских книг, вышедших в различных издательствах Москвы, Омска, Новосибирска и др. Общий тираж составляет около 16 миллионов экземпляров.
Четыре книги Белозёрова вошли в серийные издания: «Лесной плакунчик » (1979), «Зимушка-зим а» (1989), «Карасик » (1981), «Журавкин праздник » (1990).
Первый период творчества поэта внутренне неоднороден. Это время интенсивных исканий: от ученичества и подражания - к обретению собственной стилевой манеры, утверждение определенного круга жанровых и тематических предпочтений. Одну из своих любимых тем - «речную» - поэт определил для себя сразу, уже в первом сборнике «На нашей реке». С этой книги поэт начинает свою лирику природы.
Многие образы и мотивы, намеченные в первых сборниках, к середине 60-х годов обретают поистине художественную «плоть» и «кровь», многообразие вариантов воплощения. Поэт освобождается от подражания признанным в детской поэзии авторитетам, что наблюдалось в раннем творчестве и порой приводило к откровенной дидактике. Сборники 60-х годов: «Огородный Подрастай » (1962), «Таежный светофор » (1962), «Орешки » (1968) включают новые жанры, ориентированные на фольклорную традицию: скороговорки, считалки, небылицы. В лирике природы наблюдения поэта все больше проникаются бесконечным желанием приобщиться к ее вечным тайнам, постичь внутреннюю целесообразность всего сущего. Характерное для рубежа 50-60-х годов стихотворное повествование, эпически развернутое, благодаря внешней обстановке - вписать жизнь поля, реки, леса, неба в определенный сюжет производственной деятельности человека (строительство, освоение целины, космос) сменялись лаконичными пейзажными зарисовками.
Таким образом, к началу 70-х годов был определен тот жанрово-тематический диапазон, в котором наиболее полно отразилось своеобразие художественного мира Т. Белозерова.
И не случайно подлинный взлет поэзии Т. Белозерова приходится именно на 70-е годы, когда один за другим выходят сборники «Среди зеленого и синего » (1970), «Кладовая ветра » (1972), «Зимушка-зима » (1974), «Жаворонок » (1978), прозаические миниатюры «Комариный колобок » (1973), «Сладкая клюква » (1983).
Большинство произведений Т. Белозерова, созданных в этот период, по-прежнему посвящено сибирской природе, детству, однако образ лирического героя усложнился. Пейзажные зарисовки с натуры дополнились философскими размышлениями о смысле жизни. Сложившаяся этическая система сделала взгляд поэта на мир более зорким и цельным, художественный почерк - более твердым, поэтическое слово - емким и красочным.
В стихотворении «Город на Иртыше » рассказывается о том, как и с чего началось преобразование безлюдных просторов:

На пустынное место
Ступил человек.
Вытер лоб рукавом,
Сбросил легкую кладь.
Под руками - двуречье,
Простор! Благодать!
Застучал в сосняке
Головастый топор,
Опоясал избу
Островерхий забор.
И пошла по засекам
Упрямая весть:
Место городу есть!
Место крепости есть

С годами на месте «изб, опоясанных островерхими заборами», вырастали крупные села и города, которые даже спустя столетия приковывают взоры своей красотой. В стихотворении
«По Иртышу » поэт скажет:

И вдруг, словно в сказке,
Заполнилось небо,
Зажглось куполами
Тобольских церквей
С просторами звонниц,
Широких и узких,
Со стрелами башен,
Зубцами Кремля -
С извечных времен
Для татар и для русских
Святые места и родная земля.

В освоении Сибири много значили тракты, т. е. улучшенные грунтовые дороги с верстовыми столбами. Еще в конце ХVI века прокладывали таковые от Верхотурья до Тюмени, а позднее и до Тобольска. К началу ХХ века тракты соединяли города и крупнейшие села на территории нынешней Омской области. С появлением новых дорог движение на старых или на их отдельных участках уменьшилось, а то совсем прекратилось. Об этом рассказано в стихотворении «Забытая дорога». Ею уже не пользуются, по ней «там и тут одуванчики цветут». А когда-то по этой дороге мчались тройки, шли со скарбом погорельцы, вели в острог каторжан. Стихи Т. Белозерова о Сибири - неотъемлемая и значительная часть его творчества.

15 февраля 1986 года перестало биться этого замечательного поэта. Прошли годы, а боль утраты не исчезла. Она так остра еще и потому, что светлые и жизнеутверждающие книги приходят к читателю, а самого Тимофея Максимовича нет. Но Омск не забыл своего выдающегося земляка. Похоронен на Старо-Восточном кладбище города Омска , рядом с отцом. Там же похоронен сын поэта Сергей (апрель 2012). Сегодня в Омске живёт вдова поэта, Вера Ильинична. Двоюродный внук Белозёрова — известный российский композитор и продюсер Максим Фадеев .

Мемориальный камень Тимофею Белозёрову в Омске. Фото 2010 г.