Приказ минстроя реестр типовых проектов. Реестр типовой проектной документации. Что такое типовая проектная документация, существует ли такое понятие в настоящее время

Нормативно-технический совет (НТС) по отбору типовой проектной документации при Минстрое России под председательством замглавы Минстроя России Юрия Рейльяна рекомендовал включить в реестр типовой проектной документации 15 проектов, в т.ч. шесть школ и четыре спортивных объекта.

Для включения в реестр одобрены проекты школы на 90 мест в деревне Погост Вельского района Архангельской области, средней общеобразовательной школы на 275 мест в селе Уксянское Далматовского района Курганской области, школы на 960 учащихся в поселке Лев-Толстой Липецкой области, школы в селе Жуково в Башкортостане, школы на 120 мест в селе Эмеково Волжского района Республики Марий Эл и школы на 132 учащихся в селе Ильинка Скопинского района Рязанской области.

В число спортивных объектов, рекомендованных для внесения в библиотеку типовых проектов, вошли бассейн МОУ СОШ №170 в Новосибирске, бассейн на ул. Ленина в городе Туапсе Краснодарского края, спортивный зал с универсальным игровым залом на ул. Пионерская в г. Электрогорск Московской области и бассейн «Синий кит» в Республике Тыва.

Кроме того, в реестр предложено включить два объекта культурного назначения - центры культурного развития в г. Грязи Липецкой области и в г. Шарыпово Красноярского края, а также проект общежития со спортивным корпусом для ГОБУ «Московская областная школа – интернат естественно-математической направленности» в г. Долгопрудный Московской области, специальный жилой дом для одиноких пенсионеров и ветеранов в п. Молочное Вологодской области и детский сад на 240 мест в Ивановской области.

Сведения о проектах, одобренных НТС, будут внесены в реестр после подписания соответствующего приказа главой Минстроя России.

На сегодняшний день в реестре содержатся сведения в отношении 155 объектов капитального строительства, в том числе 84 детсадов, 10 школ, 20 спортивных зданий, 17 объектов культуры, 7 жилых зданий, 6 объектов здравоохранения, 8 объектов Пенсионного фонда Российской Федерации и 3 объектов социального обслуживания.

Справочно:

Минстрой России продолжает работу по реализации Плана формирования системы типового проектирования в сфере строительства, утвержденного ведомственным приказом от 13 марта 2015 г. № 170/пр. Для отбора проектной документации в библиотеку типовых проектов Минстроем России с участием профильных федеральных органов исполнительной власти и экспертного сообщества создан Нормативно-технический совет. Кроме того, министерство совместно с профессиональным сообществом продолжает работу по созданию нормативно-правовой базы для формирования реестра и для последующего применения типовой проектной документации.

Создание реестра проектов повторного применения для строительства социально значимых объектов позволит существенно сократить сроки строительства и снизить стоимость проектов: затраты на проектирование и экспертизу станут минимальными и будут касаться лишь привязки конкретного объекта к местности. Также сократятся сроки прохождения государственной экспертизы проектной документации и сроки строительства объектов капитального строительства.

Проект повторного применения – это документация на объект капитального строительства, по которой получено положительное заключение государственной экспертизы, построен и введен в эксплуатацию объект.

Преимущества строительства объектов повторного применения:

  • затраты на проектирование и экспертизу сведены к минимуму;
  • срок проектирования сокращается. Вновь выполняются только генеральный план, фундаменты и наружные сети.

Проект повторного применения может быть модифицирован, но эти изменения не должны затрагивать конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства. Экспертиза такого проекта проводится по упрощенной схеме и ее стоимость значительно дешевле.

Перечень типовой проектной документации:

1. Жилые здания.

1.1. Жилые здания малоэтажные усадебного типа и таунхаусы:

1.1.1. 16 квартирный жилой дом (2-х этажный)

1.2. Жилые здания средней этажности (3-5 этажей):

1.2.1. 12 квартирный жилой дом (3-х этажный) ,

1.2.2. 18 квартирный жилой дом (3-х этажный)

1.2.3. 24 квартирный жилой дом (3-х этажный) ,

1.3. Жилые здания многоэтажные (6-10 этажей):

1.3.1. 3-х секционный жилой дом на 96 квартир (9 этажный), (предлагаемый для повторного применения);

1.3.2. 88 квартирный жилой дом (9-ти этажный) , (предлагаемый для повторного применения).

1.4. Жилые здания высотные (более 16 этажей):

1.4.1. 3-х секционный жилой дом на 255 квартир (18 этажный), (предлагаемый для повторного применения);

1.4.2. 1 секционный жилой дом на 89 квартир (18 этажный), (предлагаемый для повторного применения).

2. Объекты народного образования. Дошкольные образовательные учреждения:

2.1. Детский сад на 50 мест (предлагаемый для повторного применения);

2.2. Детский сад на 80 мест

2.3.Детский сад на 120 мест (включен в реестр типовой документации Минстроя России);

2.4.Детский сад на 140 мест (включен в реестр типовой документации Минстроя России);

2.5. Детский сад на 140 мест в с.Муслюмово (предлагаемый для повторного применения);

2.6.Детский сад на 220 мест (включен в реестр типовой документации Минстроя России);

2.7.Детский сад на 260 мест (панельный) , (включен в реестр типовой документации Минестроя России);

2.8.Детский сад на 260 мест (кирпичный)

2.9. Детский сад на 260 мест в г. Мензелинск (предлагаемый для повторного применения);

2.10. Детский сад на 260 мест в Бахчисарайском районе Республики Крым (под сейсмичность 8 баллов) , (предлагаемый для повторного применения).

3. Объекты народного образования. Школы:

3.1. Общеобразовательная школа на 1224 учащихся, (включен в реестр типовой документации Минстроя России);

3.2. Школа на 1224 учащихся (г. Альметьевск, РТ)

3.3. Школа на 800 учащихся в жилом районе "Прибрежный" (г. Набережные Челны, РТ) , (предлагаемая для повторного применения);

3.4. Школа на 560 ученических и 80 дошкольных мест (предлагаемая для повторного применения);

3.5. Специализированная школа-интернат на 350 учащихся (предлагаемая для повторного применения).

3.6. Школа на 100 мест в с.Слобода Черемуховая Новошешминского района РТ (включен в реестр типовой документации Минстроя России);

3.7. Многофункциональный общественный центр с начальной школой на 15 учащихся с детским садом на 15 мест и фельдшерско-акушерским пунктом в с. Амирово Черемшанского м.р. РТ (предлагаемый для повторного применения).

4. Объекты здравоохранения:

4.1.Городская детская поликлиника на 200 посещений в смену (г. Чистополь, РТ), (предлагаемая для повторного применения).

4.2. Приемно-диагностическое отделение РКБ на 150 человек в сутки

4.3. Медицинский центр ОЭЗ "Иннополис" на территории Верхнеуслонского муниципального района РТ (предлагаемый для повторного применения);

4.4. Патологоанатомическое отделение РКБ (предлагаемое для повторного применения).

5. Спортивные здания и сооружения.

5.1. Крытые отдельные и комплексные сооружения. Крытые спортивные центры до 3500 мест:

5.1.1. Центр волейбола по ул. Проспект победы в Приволжском районе г. Казани (4926 мест), (включен в реестр типовой документации Минстроя России).

5.2. Плавательные бассейны:

5.2.1. Крытый плавательный бассейн, ул. Кул Гали (г. Казань, Республика Татарстан) , (включен в реестр типовой документации Минстроя России);

5.2.2.Спортивно-оздоровительный плавательный бассейн (г.Москва, ул.Крылатская) , (предлагаемый для повторного применения).

5.3. Открытые отдельные и комплексные сооружения:

5.3.1. Универсальные спортивные площадки (варианты 1, 2, 3, 4, 5, 6) , (предлагаемые для повторного применения);

5.3.2. Открытый каток с тентовым навесом (предлагаемый для повторного применения).

6. Объекты культуры. Дома культуры:

6.1. (предлагаемый для повторного применения);

6.2. Клуб для сельский поселений на 100 мест (включен в реестр типовой документации Минстроя России);

6.3. Клуб для сельских поселений на 200 мест (включен в реестр типовой документации Минстроя России);

6.4. Клуб для сельских поселений на 300 мест (включен в реестр типовой документации Минстроя России);

6.5. Многофункциональный центр на 350 мест (предлагаемый для повторного применения);

6.6. Клуб для сельских поселений на 450 мест (предлагаемый для повторного применения);

6.7. Культурный центр в с. Черемшан Черемшанского м.р. РТ (предлагаемый для повторного применения);

6.8. Дом детского творчества в п.г.т. Кукмор Кукморского м.р. РТ (предлагаемый для повторного применения);

6.9. Дом детского творчества в с. Старое Дрожжаное Дрожжановского м.р. РТ (предлагаемый для повторного применения);

6.10. (предлагаемый для повторного применения). (предлагаемые для повторного применения);

7.4. Здание пожарного поста с размещением административных помещений и теплых гаражных боксов в д. Каипы Лаишевского м.р. РТ

7.5. Здание ЗАГСа в г. Лаишево Лаишевского МР РТ (предлагаемое для повторного применения);

7.6. Многофункциональный центр по оказанию государственных и муниципальных услуг населению в г. Лаишево Лаишевского м.р. РТ (предлагаемый для повторного применения);

7.7. Многофункциональный центр на 50 мест (предлагаемый для повторного применения);

7.8. Агропромышленный парк в г. Заинске (предлагаемый для повторного применения).

Об утверждении методических рекомендаций по использованию типовой проектной документации, информация о которой внесена в реестр типовой проектной документации

В соответствии с пунктом 2 Плана формирования системы типового проектирования в сфере строительства, утвержденного приказом Минстроя России от 13 марта 2015 г. № 170/пр и подпунктом «е» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 791 «О формировании реестра типовой проектной документации и внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации», приказываю:

2. Установить, что рекомендации, утвержденные пунктом 1 настоящего приказа, применяются в отношении типовой проектной документации для строительства жилых и административных зданий, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (объекты культуры, образования, здравоохранения, спортивные здания и сооружения и т.п.), при подготовке которой были применены современные экономичные ресурсо- и энергосберегающие, архитектурно-планировочные, конструктивные, инженерно-технические, технологические и организационные решения и которая рекомендуется для массового повторного применения при создании объектов капитального строительства за счет или с привлечением средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ю.У. Рейльяна.

Министр
М.А. Мень

Утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации от 14.09.2015г. № 682/пр

Методические рекомендации
по использованию типовой проектной документации,
информация о которой внесена в реестр типовой
проектной документации

1. Методические рекомендации по использованию типовой проектной документации, информация о которой внесена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 791 «О формировании реестра типовой проектной документации и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации» в реестр типовой проектной документации (далее - Методические рекомендации, Реестр), разработаны в целях уточнения алгоритма использования типовой проектной документации, получившую положительное и предназначенную для строительства жилых и административных зданий, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (объекты культуры, образования, здравоохранения, спортивные здания и сооружения и т.п.), при подготовке которой были применены современные экономичные ресурсо- и энергосберегающие, архитектурно-планировочные, конструктивные, инженерно-технические, технологические и организационные решения и которая рекомендуется для массового повторного применения при создании объектов капитального строительства за счет или с привлечением средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

2. При использовании типовой проектной документации рекомендуется к применению документация, планируемая к выбору из Реестра для привязки к конкретному земельному участку и соответствующая правилам землепользования и застройки, установленным для земельного участка, на котором планируется строительство объекта капитального строительства.

3. Типовая проектная документация рекомендуется к использованию применительно к климатическим, сейсмическим и иным условиям, в которых планируется строительство объекта капитального строительства и соответствующая указанным условиям, для которых была разработана данная проектная документация.

4. В Реестре размещена информация о правообладателе типовой проектной документации.

5. Рекомендуемая стоимость приобретения права на использование типовой проектной документации, включенной в Реестр (далее - право), составляет до 10 % стоимости разработки проектной документации, рассчитанной с применением справочников базовых цен на проектные работы с учетом проектных на соответствующий период.

6. В случае несогласия правообладателя продать право с указанным ценовым ограничением приобретателю, приобретателю права рекомендуется письменно информировать об этом Минстрой России.

С 1 сентября 2016 года ФЗ N 368-ФЗ от 3 июля 2016 года вносятся изменения в Градостроительный кодекс РФ.

Федеральным законом предусматривается выделение среди проектной документации объектов капитального строительства проектной документации повторного использования, экономически эффективной проектной документации повторного использования и модифицированной проектной документации.

Так, проектной документацией повторного использования признаётся проектная документация объекта капитального строительства, которая получила положительное заключение экспертизы проектной документации и может быть использована при подготовке проектной документации для строительства аналогичного по назначению и проектной мощности объекта капитального строительства. Федеральным законом предусматривается, что критерии экономической эффективности проектной документации повторного использования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Модифицированной проектной документацией признаётся проектная документация, в которую после получения положительного заключения экспертизы проектной документации внесены изменения, не затрагивающие конструктивных и других характеристик безопасности объекта капитального строительства.

Не требуется проведение экспертизы модифицированной проектной документации, а также разделов проектной документации, подготовленной с использованием проектной документации повторного использования, в которые не вносились изменения.

Применение типовой проектной документации

За прошедшие годы понятие "типовая проектная документация" претерпевало изменения. Много вопросов возникает при использовании типовой проектной документации в современном проектировании.

Компания "ПРО-ИНФО" накопила большой опыт, отвечая на вопросы пользователей систем "Техэксперт " о статусе типовой проектной документации, порядке ее применения при проектировании, использовании Указателей и Перечней проектной документации, об их соответствии современному законодательству.

Часто задаваемые вопросы

1. Что такое типовая проектная документация, существует ли такое понятие в настоящее время?

До вступления в силу Градостроительного кодекса РФ (до 01.01.2005) понятие "типовая проектная документация", а также порядок ее разработки и использования описывались в разных нормативных документах.

До 2002 года состав и порядок разработки типовой проектной документации был установлен в СН 227-82 "Инструкция по типовому проектированию". C 01.01.2002 действовал СНиП 11-03-2001 "Типовая проектная документация", заменивший собой СН 227-82.

Согласно СНиП 11-03-2001 типовая проектная документация определялась как разработанные на основе унификации и типизации объемно-планировочные решения и включенные в Федеральный фонд документации в строительстве комплекты документов на создание зданий и сооружений, конструкций, изделий и узлов для многократного применения в строительстве, содержащие текстовые и графические материалы.

Типовая проектная документация в зависимости от назначения подразделялась на следующие виды:

  • типовые строительные конструкции, изделия и узлы (типовые серии) - для многократного применения при проектировании и строительстве, а также при массовом (серийном) производстве и использовании на предприятиях строительной индустрии и площадках строительства;
  • типовые проекты - для строительства зданий и сооружений, привязки к конкретной площадке строительства или для разработки индивидуальных проектов;
  • типовые материалы для проектирования - для методического обеспечения проектирования конкретных объектов строительства, привязки типовых проектов.

Решение о присвоении разработанной проектной документации статуса "типовая" принимал федеральный орган по архитектуре и градостроительству.

Утвержденная типовая проектная документация подлежала включению в Фонд типовой проектной документации. Полномочия ведения Фонда ТПД были возложены на ЦИТП (затем ОАО "ЦПП", позже - "ЦИТП имени Орджоникидзе"). Структура Фонда ТПД повторяет структуру Строительного каталога, утвержденную постановлением Госстроя России от 30.08.2000 N 84. Типовые серии и типовые материалы для проектирования включались в строительный каталог СК-3, типовые проекты - в строительный каталог СК-2.

После введения в действие Градостроительного кодекса РФ был принят приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.07.2007 N 62 "Об утверждении критериев отнесения проектной документации к типовой проектной документации, а также к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства". Приказ дал другое определение типовой проектной документации: "Применяемая повторно проектная документация объекта капитального строительства в составе следующих разделов (включая все чертежи, схемы и т.д.): архитектурные решения; конструктивные и объемно-планировочные решения, за исключением решений по фундаментам; сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений, за исключением решений по внешним инженерным сетям (далее - типовая проектная документация), а также применяемая типовая проектная документация объекта капитального строительства, в которую внесены изменения, не затрагивающие характеристики конструкций, элементов конструктивных систем объекта капитального строительства, влияющих на безотказность их работы и способность сохранять эксплуатационные качества объекта капитального строительства в течение срока службы такого объекта (далее - модифицированная типовая проектная документация, не затрагивающая конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства), разрабатывается в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Положением". Таким образом, к типовой стала относиться только проектная документация в целом на объект, а не отдельные узлы, конструкции. Приказ N 62 был отменен приказом Минрегиона РФ N 27 от 31.01.2011.

С начала 2011 года понятие "типовая проектная документация" также несколько раз претерпевало изменения. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 типовой проектной документацией или проектной документацией повторного применения считалась проектная документация в течение семи лет с момента получения первичного положительного заключения государственной экспертизы до даты подачи заявления о проведении государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, "нулевого цикла" и сетей инженерно-технического обеспечения.

В 2011 году было принято постановление Правительства РФ от 27.09.2011 N 791 "О формировании реестра типовой проектной документации и внесении изменений в некоторые постановления Российской Федерации", в соответствии с которым к типовой проектной документации отнесена проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и применяемая повторно.

Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ в Градостроительный кодекс РФ было внесено изменение, в результате которого к типовой проектной документации стала относиться проектная документация объектов капитального строительства, получившая положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемая повторно (часть 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ).

Таким понятие типовой проектной документации остается и по сей день.

2. Можно ли "старую" типовую проектную документацию рассматривать как актуальную? Правомерно ли применять к типовой проектной документации понятия "действующая"/"недействующая"?

В настоящее время статус типовой проектной документации подтверждается включением в реестр типовой проектной документации. Обязанность по ведению реестра была возложена на Минрегион РФ (позже - на Минстрой РФ).

Постановлением Правительства РФ от 27.09.2011 N 791 было введено понятие "реестр типовой проектной документации". Это - формируемый Министерством регионального развития Российской Федерации перечень проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и рекомендуемой для повторного применения.

В том же Постановлении Правительства РФ от 27.09.2011 N 791 определено, что "в реестр подлежит включению информация о проектной документации в отношении жилых и административных зданий, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (объекты культуры, образования, здравоохранения, спортивные здания и сооружения и т.п.), при подготовке, которой были применены современные экономичные ресурсо- и энергосберегающие, архитектурно-планировочные, конструктивные, инженерно-технические, технологические и организационные решения и которая рекомендуется для массового повторного применения при создании объектов капитального строительства за счет или с привлечением средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов".

На основании приказа Минрегиона от 29.03.2013 N 106 "Информация о проектной документации включается в Реестр при условии, что объект капитального строительства, в отношении которого подготовлена проектная документация, будучи аналогичным по назначению, виду и технико-экономическим показателям другим объектам капитального строительства, сведения о типовой проектной документации в отношении которых представлены на рассмотрение в Министерство регионального развития Российской Федерации или которые включены в Реестр, имеет лучшие показатели соотношения стоимости строительства объекта капитального строительства к расчетному сроку эксплуатации, полезной площади к общей площади объекта капитального строительства, ресурсопотребления на единицу мощности, необходимого для эксплуатации объекта капитального строительства, а при равных показателях - при ее подготовке были применены ранее не применявшиеся архитектурно-планировочные, конструктивные, инженерно-технические, технологические и (или) организационные решения".

Реестр типовой проектной документации расположен на официальном сайте Минстроя РФ в разделе "Документы". Скачать его вы можете в системах Техэксперт "ТПД" под баннером "Реестр ТПД Минстрой".

"Старую" типовую проектную документацию в настоящее время нельзя рассматривать как "действующую" или "недействующую", с даты вступления в силу Градостроительного кодекса РФ она вся автоматически стала справочной.

3. Можно ли использовать "старую" типовую проектную документацию в современных условиях при проектировании объектов? Есть ли какие-нибудь особенности прохождения экспертизы проектов при использовании ТПД? В каком виде ее нужно предъявлять на экспертизу, если она входит в состав нового проекта (конструкции, узлы)?

В настоящее время типовой проектной документации как таковой, то есть разработанной на основе унификации, типизации и для массового применения, не существует. Существует авторская проектная документация, применение которой возможно сторонними организациями в случае, если она получила положительную оценку государственной или негосударственной экспертизы и при заключении договора с правообладателем.

В связи с изменениями нормативной базы (вступлением в силу технических регламентов, переходом к техническому регулированию в рамках Таможенного союза) необходимо помнить, что "старая" типовая проектная документация может использоваться в части, соответствующей требованиям действующих технических регламентов. В противном случае впоследствии орган государственного строительного надзора будет вправе привлечь к административной ответственности за отступления от требований технических регламентов. Например, при строительстве для государственных нужд нужно учитывать, что любые материалы и оборудование, которые будут использоваться в данном здании, должны отвечать требованиям класса энергоэффективности "А". Так реализуются положения статьи 13 технического регламента "О безопасности зданий и сооружений" (Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ). В развитие статьи 6 данного технического регламента было принято распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р "Об утверждении перечня нормативов, применение которых на обязательной основе обеспечивает выполнение требований технического регламента "О безопасности зданий и сооружений". С 01.07.2015 взамен перечня, утвержденного распоряжением N 1047-р, действует перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 . С 01.10.2015 указанный перечень действует с изменениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.09.2015 N 1033 .

В соответствии с пунктом 15 постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 при использовании типовой проектной документации обязательно представлять документ, подтверждающий право ее использования (например, лицензионный договор), а также документ, подтверждающий соответствие климатических и иных условий, в которых типовая проектная документация запланирована к повторному применению, условиям, с учетом которых она была разработана для первоначального применения. Для применения типовой проектной документации также необходимо представить на государственную экспертизу фундаменты, инженерные сети и инженерные изыскания. Это необходимо, чтобы привязать проектную документацию к конкретному месту строительства объекта.

Обратите внимание, что на данный момент основные требования к оформлению проектной документации регламентируются ГОСТ Р 21.1101. ГОСТ Р 21.1101-2009 являлся обязательным в силу распоряжения Правительства РФ N 1047-р от 21.06.2010. С 01.07.2015 взамен перечня N 1047-р действует перечнь N 1521 от 26.12.2015.

ГОСТ Р 21.1101-2009 заменен с 01.01.2014 ГОСТ Р 21.1101-2013, однако ГОСТ Р 21.1101-2013 в перечень N 1521 не включен, утратив при этом свою обязательность.

Тем не менее, ГОСТ Р 21.1101-2013 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружении", утвержденный приказом Росстандарта от 30.03.2015 N 365 (в редакции Приказа Росстандарта от 25.12.2015 N 1650). Таким образом, оформление проектной документации следует выполнять в соответствии ГОСТ Р 21.1101-2013.

При использовании отдельных "типовых изделий", например кабельные лотки лестничного типа серии НЛК, необходимо помнить, что данные изделия не относятся к категории "типовой проектной документации" в современном понимании. Данные узлы, изделия, детали можно применять в проектной документации, если они соответствуют действующим нормативам, но, помимо ссылки на конкретную серию, корректно будет представить в составе проектной документации лист из соответствующего альбома. Если такой лист оформлен не по ГОСТ Р 21.1101, то его следует оформить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.1101-2013.

Проектную документацию, включенную в авторские каталоги (такие как ОАО "РОСЭП", ОАО "РЖД" и др.), можно использовать как рекомендательную. При этом необходимо помнить: если ведомственные требования мягче, чем нормы федерального законодательства, то необходимо использовать федеральные нормы, если жестче - можно отдавать предпочтение ведомственным нормативам. Обязательными будут ведомственные нормативы, которые указаны в договоре на проектирование в рамках статьи 432 Гражданского кодекса РФ или в рамках стандартов и правил СРО (статья 55.5 Градостроительного кодекса РФ), если их требования не противоречат нормам федерального законодательства. Например, в "Рекомендациях по осуществлению строительного контроля на федеральных автомобильных дорогах" (ОДМ 218.7.001-2009) содержатся более жесткие требования к исполнительной документации, чем в РД-11-02-2006 "Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения", утвержденном приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128.

В связи с вышеизложенным при использовании типовой проектной документации нужно понимать не только то, имеет ли она статус "типовой", но и насколько данный проект вписывается в действующее законодательство. Основополагающими документами при этом являются Градостроительный кодекс РФ, технические регламенты, постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 (с изменением от 29.09.2015 N 1033), постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".

4. Можно ли использовать при проектировании типовую проектную документацию, содержащуюся в электронных базах данных, таких, например, как система "Техэксперт. ТПД. Здания, сооружения, конструкции и узлы"?

ОАО "ЦИТП имени Орджоникидзе" (ранее - ОАО "ЦПП") на протяжении нескольких десятилетий ведет Федеральный фонд типовой проектной документации (ТПД), который насчитывает 7,5 тыс. типовых проектов и 4,1 тыс. выпусков документации типовых строительных конструкций, узлов и деталей, и издает Указатели и Перечни типовой проектной документации общероссийского строительного каталога. На сегодняшний день существуют: Перечень СК-1, Указатель СК-3, Перечни СК-2 (П-2.04-2006, П2.02-2003, П-2.08-2006, П2.01-2002), Перечень СК-3 и Перечень СК-11.

Все эти издания, особенно Указатель СК-3, являются уникальными. Они созданы на основе информации, предоставленной разработчиками типовой проектной документации. Эта информация составила основу базы для линейки продуктов "Техэксперт: ТПД", в том числе "Техэксперт: ТПД. Здания, сооружения, конструкции и узлы".

Применение типовой проектной документации, включенной в линейку продуктов "Техэксперт: ТПД", не только допустимо, но в ряде случаев неизбежно из-за отсутствия аналогов в современном проектировании. Старая типовая проектная документация создавалась трудами целых институтов и проектных организаций, ее качество проверено временем.

Таким образом, линейку продуктов "Техэксперт: ТПД" можно использовать при современном проектировании, ее применение допускается экспертизой, но при этом необходимо учитывать требования действующих нормативных документов, перечисленных выше. Например, экспертиза допускает прилагать к комплекту проектной документации распечатку любого чертежа типовой проектной документации из баз продуктов "Техэксперт: ТПД" с условием, что чертеж оформлен в соответствии с ГОСТ Р 21.1101-2013.

5. В случае, если в типовых сериях и типовых проектах были изменения, отражаются ли такие изменения в ТПД, включенных в программу "Техэксперт: ТПД"?

Все изменения в ТПД, зарегистрированные в ОАО "ЦИТП имени Орджоникидзе" (ранее - ОАО "ЦПП"), публиковались в Информационном бюллетене, который готовил и выпускал ОАО "ЦИТП". Это был отлаженный, централизованный процесс.

Как правило, сам разработчик типовой проектной документации предоставлял эту информацию для опубликования. В настоящее время ОАО "ЦИТП" продолжает выпускать ежемесячный информационный бюллетень. Наша компания отслеживает все изменения, касающиеся проектной документации, в первую очередь, на основании информации, опубликованной в информационном бюллетене.

6. Какие "Каталоги проектной документации" содержатся в системе "Техэксперт: ТПД" и какая информация в них содержится?

В системе "Техэксперт: ТПД" в составе информационного продукта "Техэксперт: ТПД. Здания, сооружения, конструкции и узлы" и других содержатся СК-2, СК-3, СК-11. В системе также есть материалы "Каталогов проектной документации повторного применения", составленных ОАО "ЦИТП имени Орджоникидзе". Они включены в виде каталожных листов/паспортов.

В продукте "Техэксперт: ТПД. Здания, сооружения, конструкции и узлы" представлены каталоги по следующим тематикам:

  • малоэтажные жилые дома коттеджного типа;
  • малоэтажные жилые дома городского типа 2-5-этажные;
  • многоэтажные кирпичные жилые дома свыше 5 этажей;
  • крупнопанельные и блочные жилые дома свыше 5 этажей;
  • жилые дома свыше 5 этажей со смешанным каркасом с различного типа ограждающими конструкциями;
  • монолитные жилые дома свыше 5 этажей;
  • мобильные здания различного назначения;
  • общеобразовательные школы;
  • общественные здания и сооружения;
  • производственные здания и сооружения промышленных предприятий;
  • унифицированные решения временных зданий и сооружений.

По каждому из проектов приводятся краткие сведения и основные технико-экономические показатели, а также графические материалы строительных решений (фасады, планы, разрезы и другое) для выбора проектной документации к применению в проектировании и строительстве.

Система "Техэксперт: ТПД", по сути, является всеобъемлющим каталогом проектной документации, поскольку включает в себя информацию не только из всех существующих каталогов и реестров типовой проектной документации, но и информацию о старой и новой проектной документации, которая не вошла ни в один из существующих каталогов. Информация о современной проектной документации и сама проектная документация включаются на основании договоров с правообладателями.

7. Какие изменения в области типового проектирования происходят в настоящее время и ожидаются в будущем?

Приказом Минстроя от 13.03.2015 N 170/пр утвержден План формирования системы типового проектирования в сфере строительства. В соответствии с этим Планом в 2015 году должна быть создана основа для новой системы типового проектирования, в частности, должны быть внесены изменения в Градостроительный кодекс, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, постановления Правительства от 16.02.2008 N 87, от 05.03.2007 N 145 и от 27.09.2011 N 791, приказ Минрегиона РФ от 16.11.2010 N 497, приказ Минстроя от 17.11.2014 N 719/пр и другие нормативные документы, касающиеся типовой проектной документации.

При применении проектной документации, включенной в реестр, следует руководствоваться "Методическими рекомендациями по использованию типовой проектной документации, информация о которой внесена в реестр типовой проектной документации", утвержденными приказом Минстроя РФ от 24.09.2015 N 682/пр/.

Планируется:

  • утверждение нормативного правового акта Правительства РФ, определяющего обязательность использования типовой проектной документации при строительстве объектов с использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
  • разработка Свода правил "Типовая проектная документация", устанавливающего порядок разработки, согласования, экспертизы, утверждения, издания, распространения и применения типовой проектной документации.

8. Какие современные технологии в области проектирования осваиваются?

Приказом Минстроя РФ от 29.12.2014 N 926/пр (с изменениями на 04.03.2015) утвержден План поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства (BIM-технологий), предусматривающий возможность проведения экспертизы проектной документации, подготовленной с учетом таких технологий. План предусматривает запуск в 2015 году пилотных типовых проектов с использованием 3D-проектирования.

В рамках плана внедрения технологий информационного моделирования зданий в области промышленного и гражданского строительства, утвержденного приказом Минстроя России N 151/пр от 4 марта 2015 года, подведомственный Минстрою России НИЦ "Строительство" выполнил разработку первых редакций национальных стандартов по информационному моделированию объектов строительства. Стандарты разработаны в соответствии с Программой разработки национальных стандартов на 2015 год и основаны на соответствующих стандартах ISO по BIM-технологии.

Представлены следующие проекты национальных стандартов: информационное моделирование зданий и сооружений: основные положения (Проект ГОСТ Р ИСО 12911), требования к организации работ и программному обеспечению (Проект ГОСТ Р ИСО 10845-1), требования к эксплуатационной документации объектов завершенного строительства (Проект ГОСТ Р (новый)), требования по обмену информации на всех этапах жизненного цикла (Проект ГОСТ Р ИСО 29481-1); модель организации данных о строительных работах: структура управления проектной информацией (Проект ГОСТ Р ИСО 22263),структура классификации информации (Проект ГОСТ Р ИСО 12006-2), структура объектно-ориентированной информации (Проект ГОСТ Р ИСО 12006-3); руководящие указания по библиотекам знаний и объектных библиотек (Проект ГОСТ Р ИСО 16354). Все вышеперечисленные проекты национальных стандартов по информационному моделированию размещены на нашем портале "Реформа технического регулирования".

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Техэксперт: Стройэксперт » в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

Минстрой РФ начал проводить мероприятия по обновлению реестра прошедшей проверку документации типового вида, касающейся объектов строительства. Поставленная задача должна улучшить условия многократного использования документации по мере необходимости. С функциональными целями будут сведены в единую форму проекты, разработанные в рамках госзаказа и оплаченные из бюджета РФ.

Работа имеет под собой правовую основу в виде законов РФ, определяющих актуальные изменения кодекса градостроительства и техрегламента. Органы исполнительной власти руководствовались поручениями по итогам госсовета о оптимизации актов экономического и технического характера.
Целью ведения реестра для регистрации проектов стала необходимость отрегулировать изменения системы вовлечения в строительную практику ранее использовавшихся проектов, что способно сократить сроки прохождения экспертизы и уменьшить сумму средств, выделяемую из бюджета.
Поставленная задача была рассмотрена на заседании НТС (нормативно-технического совета), который собрался под руководством Хамита Мавлиярова, замминистра Минстроя РФ. На собрании был осуществлен выбор проектной документации для включения ее в перечень реестра. По итогам рассмотрения было рекомендовано расширить реестр объектами строительства, имеющими социальную значимость. 42 удачно примененных на практике проекта включали: детские сады (10), школы (31), бассейн (10).
Строительные проекты, разработанные с применением перспективных концепций, уже апробированные на практике и показавшие хорошие результаты по экономическим, технологическим, конструктивным показателям, будут включаться в реестр проектной документации и впредь. Подобная система ведения дел будет способствовать возведению в первую очередь зданий с применением передовых методов, которые показали надежность и эксплуатационную безопасность.
Внесение в реестр осуществляется после санкционирования приказа по Минстрою РФ.
На сегодня в перечне уже находятся сведения о 337 объектах, среди которых школы (140), детсады (110), спортивные площадки (23), учреждения культуры (20), многоквартирные дома (23), общежития (1), лечебные учреждения (10), объекты Пенсионного фонда (8), здания соцобслуживания (2). Документация на рассмотрение представлена субъектами РФ.
Проекты в ходе рассмотрения всесторонне анализируются, они могут не попасть в реестр, если цена строительного объекта, выведенная на единицу мощности, превышает утвержденные нормативы стоимости на строительство. Некоторые проекты предполагается рассмотреть повторно.
Конечная цель формирования реестра декларируется как задача создания возможности использовать проекты социально значимых объектов многократно, что снизит стоимость самих документов, уменьшит сроки строительства. Подобные позитивные изменения будут определятся тем, что цена проектирования и экспертизы будет включать только привязку проектной документации к конкретным требованиям условий строительства.