Санитарно эпидемиологические правила в международных путешествиях. Санитарно-эпидемиологические формальности. Правовое закрепление медико-санитарных формальностей

Под санитарными (медицинскими) формальностями понимаются процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу установленных требований о вакцинации (прививках). Контроль соблюдения формальностей осуществляется специальными санитарными службами в пограничных пунктах, используемых для въезда и выезда из страны, и состоит обычно в проверке у туристов и путешественников международного сертификата о вакцинации. В необходимых случаях санитарные формальности предусматривают вакцинацию туристов и путешественников на месте или их временную изоляцию в карантине, если есть вероятность переноса инфекционных заболеваний.

Вопрос о соблюдении в турпоездках предписанных медициной правил весьма важен, и сама жизнь это ежегодно наглядно доказывает. По данным ВОЗ, каждый год в мире регистрируется более 1000 случаев чумы, 100 000 случаев холеры и намного больше случаев тропической малярии. В России количество заболевших малярией ежегодно увеличивается, в том числе с летальным исходом. Резко возросло число случаев завоза туристами тропических гельминтозов. Ежегодно серьезные инфекционные заболевания в России регистрируются у нескольких миллионов человек, из них порядка 10 тыс. чел. умирает. Значительная часть опасных инфекций ввозится из-за границы.

Как свидетельствует международная практика, путешествия за границу становятся делом все более рискованным. По материалам лондонской печати, каждый пятый турист, выезжающий из стран Европы за границу, либо заболевает, либо оказывается в ситуации, из которой выходит не без ущерба для своего здоровья. Журналом "Холидей уик" был проведен опрос 16 тыс. чел., совершивших заграничные турпоездки, и выяснилось, что туристов, получивших во время поездки какие-либо травмы, стало в два раза больше, около 15% туристов в процессе поездки заболевают, причем наибольшую зону риска составляют тропические страны, например, 60% туристов во время посещения Индии заболели, и в первую очередь кишечными расстройствами.

Следует иметь ввиду, что в материалах ВТО и ВОЗ, границы континентов и различных зон, в которых распространены инфекционные карантинные болезни (желтая лихорадка, холера и другие), существенно отличаются от привычных нам чисто географических: ЕВРОПА - помимо западных стран включает государства СНГ, всю территорию России, а также Кипр, Исландию, Мальту и Турцию; АМЕРИКА - Северную, Центральную и Южную Америку, но без Гавайских островов; Южная Америка на юг от зоны Панамского канала; АФРИКА - Азорские острова, Канары, Кейп Верде, Египет, Мадагаскар, Мадейру, Судан; АЗИЯ Бахрейн, Иран, Ирак, Израиль, Иордания, Кувейт, Ливан, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Сирия, ОАЭ, Йемен; АВСТРАЛИЯ - включая Тасманию; ОКЕАНИЯ - включая Австралию, Папуа Новую Гвинею, Новую Зеландию, все острова в Тихом океане; КАРИБСКИЕ ОСТРОВА - Ангуила, Антигуа, Аруба, Барбадос, Барбуда, Бонаир, Британские Вирджинские острова, Каймановы острова, Кубу, Куракао, Доминику, Доминиканскую республику, Гренаду, Гваделупу, Гаити, Ямайку, Мартинику, Монтсеррат, Невис, Пуэрто Рико, Сабу, Сент Бартелеми, Сент Естатиус, Сент Киттс, Санта Лючию, Сант Мартин, Сант Винсент и Гренады, Тринидат и Тобаго, Американские Вирджинские острова.

Подготовка туристов к путешествию и их поведение в ходе поездки должно соответствовать рекомендациям ВОЗ и ВТО. В документе № А/7/13 седьмой сессии Генеральной ассамблеи ВТО в разделе "Безопасность и защита туристов и туристских объектов" говорится, что "параграфы данного документа пересмотрены в соответствии с новой информацией ВОЗ. Профилактика заразных болезней должна включать образование туристов (например, в случаях со СПИДом), вакцинацию (например, против "желтой лихорадки"), и профилактическое лечение (например, в случае с малярией)".

Десятая ассамблея ВТО указала на необходимость добиваться всяческой поддержки мер, касающихся охраны здоровья туристов, безопасности поездок и санитарного контроля за пищевыми продуктами. Участники ассамблеи призвали национальные туристские администрации тесно сотрудничать с органами здравоохранения своих стран в деле предоставления туристской информации медицинского характера всем заинтересованным лицам и турфирмам. Для информирования туристов и защиты потребителей ассамблея рекомендовала государственным органам и оперативному сектору туризма унифицировать свои правила с учетом документа "Медицинская информация и формальности при международных путешествиях".

В этих целях ВОЗ публикует следующие документы:

  • · "Требования к свидетельству о прививках при поездке за границу", которые являются практическим руководством для туристских организаций и самих туристов;
  • · "Эпидемиологический ежегодник" и рекомендации, призванные уменьшить возможность распространения опасных инфекций, в том числе в процессе совершения туристских поездок.

ВОЗ имеет рабочие соглашения с ВТО, в соответствие с которыми текущая информация о формальностях, связанных с прохождением санитарного контроля, публикуется в ежегодном издании ВТО "Зарубежный туризм - пограничные формальности". Международные медико-санитарные правила ВОЗ действуют с 1951 г., периодически в них вносятся необходимые изменения и поправки. В документах ВОЗ и Международном сертификате о прививках (International Certificates of Vaccination) даты обязательно указываются в следующем порядке: день, месяц, год, причем название месяца должно быть указано только буквами, например: "Январь 5,1990".

Крайне важно иметь в виду, что если турист по предписанию врача регулярно употребляет какие-либо специфические лекарства, тем более содержащие наркотические вещества, то в целях исключения недоразумений с таможней и властями на границе иностранного государства необходимо обязательно иметь при себе подробное медицинское предписание и рецепт на данный препарат с указанием торгового и латинского названий. В оптимальном варианте российскому туристу следует иметь названные документы и на английском языке.

  • · желательны соглашения на двусторонней основе или многосторонние договоры по медицинскому страхованию и медицинской помощи туристам;
  • · предоставление неотложной медицинской помощи всем туристам;
  • · при острой форме болезни или тем более в случае смерти туриста незамедлительно известить консульство и родственников (в поездке у одного из членов тургруппы обязательно должны быть их адреса и телефоны, более того,это должны неукоснительно соблюдать сами турфирмы);
  • · осуществлять перевозку тела или его захоронение (за плату);
  • · быстрая выдача всех требуемых в таких случаях документов.

Каких-либо специфических медико-санитарных требований для въезжающих в Германию нет. Пожалуй, можно дать совет - запастись привычными лекарственными средствами, соблюдать санитарные нормы и постараться исключить употребление воды из-под крана. При появление симптомов о заболевании необходимо следовать инструкции по страхованию.

Правда, существуют ограничения на ввоз животных в Германию. Это связано с риском заражения бешенством. Поэтому основное требование - действующая прививка.

Существует список стран, в которых риск заражения бешенством ниже. В их число входит Россия. Итак, для этих стран "из списка" существуют следующие требования:

  • 1. Животное должно быть идентифицировано чипом (чип стандарта ISO 11784 или 11785) или разборчивой татуировкой.
  • 2. Животное должно быть вакцинировано против бешенства. С момента вакцинации должно пройти не менее 21 дня.
  • 3. Профилактика против ленточных червей.
  • 4. Необходим ветеринарный сертификат определенного образца.
  • 6. Страхование

Оплата медицинской помощи туристу за границей осуществляется согласно условиям, предусмотренным полисом медицинского страхования, поэтому до отъезда следует обязательно застраховаться и внимательнейшим образом уяснить все детали медицинской и прочей страховки. Желательно смоделировать страховой случай, мысленно представив возможные происшествия (внезапная болезнь, травма, пищевое отравление и т.д.). Какими именно и в каком порядке должны быть дальнейшие действия туриста: куда и кому звонить, на каком языке разговаривать, и что именно сказать; будет ли требоваться предварительная оплата диагноза и первой неотложной помощи, какова сумма страхового покрытия и будет ли ее достаточно во всех возможных случаях, включая самые тяжелые? Какую еще страховку турист может получить, помимо личной медицинской? Имеется возможность страхования иных рисков, связанных с совершением путешествия, а именно: в случае утраты документов, отставания от группы, плохой погоды и многое другое, что сейчас предлагают солидные страховые компании, причем затраты на такую многопрофильную комплексную страховку редко превышают 40-50 долл. США с человека за неделю поездки.

По существующим правилам многие государства не выдают туристских виз, если у туриста отсутствует медицинская страховка. Но ряд стран пока этого не требует, прежде всего потому, что не могут в полной мере обеспечить гарантируемой квалифицированной медицинской помощью в любом месте и в любое время. Следует помнить, что в случае, если у туриста отсутствует требуемый в посещаемой стране полис медицинского страхования, все расходы за оказание медицинской помощи он будет оплачивать сам.

С учетом быстрого развития выездного туризма и расширения географии поездок, включения в туры стран, не только бывшего социалистического лагеря, все сильнее ощущается спрос, на страховое покрытие медицинских и иных непредвиденных расходов российских туристов.

Причем в туристской поездке будет значительно меньше проблем, если и багаж туриста и перевозимое им имущество будут застрахованы от краж, грабежей, халатности обслуживающего персонала. Подобный страховой полис начинает действовать с момента приема багажа в аэропорту вылета и обеспечивает страховую защиту на протяжении всего срока пребывания за границей. Размер страховой ставки (страхового взноса) устанавливается в зависимости от страховой суммы, возраста, профессии, страны выезда и других факторов, влияющих на степень риска.

К страхованию туриста и его имущества, включая страхование жизни и здоровья, медицинских расходов при несчастных случаях, в случае утраты имущества, задержки транспорта, плохой погоды, ненадлежащего предоставления туристских услуг, может также относиться страхование от "невыезда", потери документов, багажа и т.д.

Страхование медицинских расходов, как правило, предусматривает расходы на размещение в больнице, амбулаторное или стационарное лечение, покупку лекарств, диагностические исследования, а также в случае летального исхода - доставку тела на родину или его захоронение за границей.

Кроме того, применяются следующие виды страхования:

  • · страхование финансового риска турфирм, включая страхование имущества, транспорта, и их ответственности по искам туристов, их родственников, особенно в случае смерти туриста и необходимости доставки его тела на родину;
  • · страхование туристов в зарубежных поездках, в случае потери документов, отставания от группы и т.д.;
  • · при поездках на горнолыжные курорты, например в Альпы, -страхование от отсутствия снега, его невыпадения, причем компенсация выплачивается даже в случае, если турист был вынужден переехать на другой альпийский курорт. Например, в сезоне 1998-1999 гг. возникла прямо противоположная проблема - избыток снега, что до этого в страховом договоре не оговаривалось.

Страховые компании с 2000 г. стали предлагать страхование туроператорской и турагентской ответственности или гражданской ответственности туроператоров и турагентов. Но такие виды страхования пока мало популярны из-за несовершенства законодательной базы, нестабильной ситуации в туризме, а также взаимного недоверия страховщиков и турфирм.

В 1999-2000 гг. к видам страхования было отнесено страхование расходов, связанных с невозможностью совершить турпоездку. При этом покрываются реально понесенные туристом расходы, связанные с невозможностью выезда в оплаченную поездку, если это обусловлено следующими причинами:

  • · смерть, внезапное расстройство здоровья туриста, его супруги или других близких родственников;
  • · повреждение имущества от пожара и других бедствий;
  • · судебное разбирательство, в котором турист принимает участие по решению суда;
  • · отказ в получении визы в иностранном посольстве;
  • · форс-мажор (стихийные бедствия, эпидемии, карантин, плохие метеоусловия).

Необходимо отметить, что по мнению ряда ведущих страховых компаний России, названный вид страхования не находит большого спроса, несмотря на то, что он весьма популярен во всем мире. Турфирмы ориентируются на те виды страхования, которые могут защитить их самих от чрезмерных претензий туристов, с одной стороны, и от финансовых рисков - с другой. В большей мере, чем раньше, стало популярно страхование, связанное с чартерными перевозками, приобретением билетов по льготным авиатарифам. Пока нет никакого движения вперед относительно страхования ответственности туроператоров.

Для въезда в Германию необходимо наличие страхового полиса на каждого участника поездки, действующего в течении всего периода поездки и обязательно с оригинальной подписью путешественника. Минимальная страховая сумма составляет 30000 EUR, горнолыжная страховка - 50000. При наступлении страхового случая туристу необходимо позвонить по телефону, указанному на страховой карточке, сообщить причину обращения, наименования страховщика и номер полиса. Сотрудники страховой Компании сообщают адрес/телефон, по которому пострадавший может обратиться и получить медицинское обслуживание. Оказание первой помощи и уточнение заболевания может стоить от 50-150 до 300 евро. Туристу при обращении за помощью обсчет ведется по минимальному тарифу с оплатой на месте. Необходимо взять кассовый чек и предъявить его в страховую компанию.

- 105.50 Кб

Введение………………………………………………………… …………………...3

1.Правовое определение формальностей в туризме и общая характеристика медико-санитарных формальностей…………………………………………… …..4

Заключение…………………………………………………… ……………………17


Введение

Актуальность. Вопрос о соблюдении в туристских поездках предписанных медици­ной правил весьма важен, и сама жизнь это ежегодно наглядно доказывает. По данным ВОЗ, каждый год в мире регистрируется более 1000 случаев чумы, 100 000 случаев холеры и намного больше случаев тропической малярии. В России количество заболевших малярией ежегодно увеличивается, в том числе с летальным исхо­дом. Резко возросло число случаев завоза туристами тропических гельминтозов. Ежегодно серьезные инфекционные заболевания в России регистрируются у нескольких миллионов человек, из них порядка 10 тыс. чел. умирает. Значительная часть опасных инфек­ций ввозится из-за границы.

Как свидетельствует международная практика, путешествия за границу становятся делом все более рискованным. По матери­алам лондонской печати, каждый пятый турист, выезжающий из стран Европы за границу, либо заболевает, либо оказывается в ситуации, из которой выходит не без ущерба для своего здоровья. Журналом "Холидей уик" был проведен опрос 16 тыс. чел., со­вершивших заграничные турпоездки, и выяснилось, что туристов, получивших во время поездки какие-либо травмы, стало в два раза больше, около 15% туристов в процессе поездки заболевают, при­чем наибольшую зону риска составляют тропические страны, на­пример, 60% туристов во время посещения Индии заболели, и в первую очередь кишечными расстройствами.

Целью работы является выявление правовой основы медико-санитарных формальностей в туризме.

Поставленная цель работы предполагает решение следующих задач, в числе которых:

1. Рассмотреть понятие формальностей в туризме и понятие медико-санитарных формальностей.

2. Провести анализ правового закрепления медико-санитарных формальностей.


1. Правовое определение формальностей в туризме и общая характеристика медико – санитарных формальностей

Формальности - это разновидность юридических фактов, представляющих собой правомерные действия, равно как и правомерное бездействие граждан и юридических лиц, направленные на исполнение предписаний правовых норм (преимущественно публично-правового характера). Данные нормы устанавливают допустимые правом запреты, ограничения и обременения (организационного, социального, технического, правового и иного характера) прав и свобод человека и гражданина, пределы (границы) дозволенного поведения субъектов права (модели поведения), целью которых является обеспечение безопасности личности, общества и государства, а также охрана иных публичных интересов.

Формальности - это элемент публично-правовой (контрольно-надзорной) деятельности органов государственной власти. Содержанием формальностей в данном значении является формализованная последовательность действий (процедуры), осуществляемых представителями власти, должностными лицами органов государственной власти Российской Федерации (либо соответствующего иностранного государства) по проверке соблюдения гражданами и юридическими лицами законодательства Российской Федерации (либо законодательства иностранного государства), норм международного права, а также осуществление в отношении граждан и юридических лиц иных мер, вызванных необходимостью обеспечения безопасности личности, общества и государства, охраны иных публичных интересов.

Отдельные публично-правовые действия (формальности) в случаях, установленных федеральным законом, могут осуществляться также органами местного самоуправления и некоммерческими (саморегулируемыми) организациями предпринимателей.

Формальности - это документы, знаки, символы, наличие которых у гражданина удостоверяет законность реализации его прав и обязанностей (документы, удостоверяющие личность, виза, свидетельство о регистрации по месту пребывания, разрешение на вывоз культурных ценностей, справка об обмене валюты, миграционная карта, выписка из Единого федерального реестра туроператоров, разрешение на ношение оружия, таможенная декларация т.д.). Понятие формальностей в данном смысле также тесно связано с контрольно-надзорной деятельностью представителей органов государственной власти.

Таким образом, формальности с точки зрения права - это комплексная категория, включающая в себя разнообразные явления правовой действительности (нормы права, юридические факты, акты реализации и применения права, контрольно-надзорная деятельность и др.), направленные на обеспечение безопасности, а также иных публичных интересов.

Санитарно-эпидемиологические формальности в туризме.

Санитарные (медицинские) формальности - это процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, и их животными (если таковые имеются) установленных требований о вакцинации (прививках).

Контроль за соблюдением формальностей осуществляется специальными санитарными службами в пограничных пунктах, используемых для въезда и выезда из страны, и состоит обычно в проверке у туристов и путешественников международного сертификата о вакцинации. В необходимых случаях санитарные формальности предусматривают вакцинацию туристов и путешественников на месте или их временную изоляцию в карантине, если есть вероятность переноса инфекционных заболеваний.

Для перевозимых туристами и путешественниками животных требуются соответствующие ветеринарные сертификаты.

Соблюдение установленных медицинских правил в туристских поездках напрямую связано с безопасностью жизни и здоровья туриста.

2. Правовое закрепление медико-санитарных формальностей

В первую очередь необходимо сказать несколько слов о нормативно-правовой базе РФ, регулирующей правоотношения туристских предприятий и потребителей туристской продукции. Основополагающими документами являются Конституция РФ и Гражданский Кодекс РФ (ГК РФ).

В связи с очевидно некоммерческими отношениями туриста с туристскими предприятиями для регулирования таких отношений применяется Закон РФ «О защите прав потребителей». Все упомянутые законы содержат ряд отсылочных норм, предполагающих наличие специальных нормативно-правовых актов. Одним из них является ФЗ РФ «Об основах туристской деятельности в РФ».

Общие требования законодательства РФ по обеспечению безопасности туризма нашли свое отражение в гл. VII ФЗ РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», где законодатель предусмотрел, что Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма информирует туроператоров, турагентов и туристов о возможной угрозе безопасности туристов в стране (месте) их временного пребывания.

А туроператоры и турагенты обязаны незамедлительно информировать органы исполнительной власти о чрезвычайных происшествиях с туристами во время путешествий или о невозвратившихся из путешествий.

Одними из наиболее распространенных причин происшествий с туристами являются несчастные случаи и заболевания различной тяжести.

Наибольшую опасность, как для туристов, так и для окружающих их граждан представляют собой инфекционные заболевания. В связи с этим контроль над возможным распространением инфекционных заболеваний взят государством под особый контроль.

Основным законодательным актом в этой области является Федеральный закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», принятый Государственной Думой 12 марта 1999 г. и одобренный Советом Федерации 17 марта 1999 г. Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством РФ.

В законе определены меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и перечислены права граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Предусмотрены и обязанности граждан в этой сфере, в том числе выполнение требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, забота о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении детей. Законом регулируются санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека.

В целях предупреждения заноса и распространения на территории РФ инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также предотвращения ввоза и реализации на территории РФ товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, устанавливаются нормы по санитарной охране территории РФ.

Указанный закон определил меры, предпринимаемые в отношении больных инфекционными заболеваниями. Важнейшими нормами в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются положения ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которые устанавливают основы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.

В новой редакции изложены нормы об административной ответственности, предусмотрены составы административных правонарушений с учетом проекта Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

В ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ) используются следующие основные понятия:

– безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;

– благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека;

– вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;

– гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;

– государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование (ст. 37) - включает в себя: разработку единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил; контроль за проведением научно-исследовательских работ по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию; разработку (пересмотр), экспертизу, утверждение и опубликование санитарных правил; контроль за внедрением санитарных правил, изучение и обобщение практики их применения; регистрацию и систематизацию санитарных правил, формирование и ведение единой федеральной базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;

– государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний;

1.Правовое определение формальностей в туризме и общая характеристика медико-санитарных формальностей………………………………………………..4
2. Правовое закрепление медико-санитарных формальностей………………….6
3. Общие медико-санитарные правила…………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………………17
Список использованной литературы……………………………………………19

Вопрос о соблюдении в турпоездках предписанных медици­ной правил весьма важен, и сама жизнь это ежегодно наглядно доказывает. По данным ВОЗ, каждый год в мире регистрируется более 1000 случаев чумы, 100 000 случаев холеры и намного больше случаев тропической малярии. В России количество заболевших малярией ежегодно увеличивается, в том числе с летальным исхо­дом. Резко возросло число случаев завоза туристами тропических гельминтозов. Ежегодно серьезные инфекционные заболевания в России регистрируются у нескольких миллионов человек, из них порядка 10 тыс. чел. умирает. Значительная часть опасных инфек­ций ввозится из-за границы.

Как свидетельствует международная практика, путешествия за границу становятся делом все более рискованным. По матери­алам лондонской печати, каждый пятый турист, выезжающий из стран Европы за границу, либо заболевает, либо оказывается в ситуации, из которой выходит не без ущерба для своего здоровья. Журналом "Холидей уик" был проведен опрос 16 тыс. чел., со­вершивших заграничные турпоездки, и выяснилось, что туристов, получивших во время поездки какие-либо травмы, стало в два раза больше, около 15% туристов в процессе поездки заболевают, при­чем наибольшую зону риска составляют тропические страны, на­пример, 60% туристов во время посещения Индии заболели, и в первую очередь кишечными расстройствами.

В табл. 12.1 приводятся данные по количеству заболевших при посещении стран с жарким климатом.

Таблица 12.1

Следует иметь ввиду, что в материалах ВТО и ВОЗ, границы континентов и различных зон, в которых распространены инфек­ционные карантинные болезни (желтая лихорадка, холера и дру­гие), существенно отличаются от привычных нам чисто геогра­фических:

ЕВРОПА - помимо западных стран включает государства СНГ, всю территорию России, а также Кипр, Исландию, Мальту и Турцию;

АМЕРИКА - Северную, Центральную и Южную Америку, но без Гавайских островов; Южная Америка на юг от зоны Панам­ского канала;

АФРИКА - Азорские острова, Канары, Кейп Верде, Египет, Мадагаскар, Мадейру, Судан;

АЗИЯ Бахрейн, Иран, Ирак, Израиль, Иордания, Кувейт, Ливан, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Сирия, ОАЭ, Йемен;

АВСТРАЛИЯ - включая Тасманию;

ОКЕАНИЯ - включая Австралию, Папуа Новую Гвинею, Новую Зеландию, все острова в Тихом океане;

КАРИБСКИЕ ОСТРОВА - Ангуила, Антигуа, Аруба, Барба­дос, Барбуда, Бонаир, Британские Вирджинские острова, Кайма-новы острова, Кубу, Куракао, Доминику, Доминиканскую респуб­лику, Гренаду, Гваделупу, Гаити, Ямайку, Мартинику, Монтсер-рат, Невис, Пуэрто Рико, Сабу, Сент Бартелеми, Сент Естатиус, Сент Киттс, Санта Лючию, Сант Мартин, Сант Винсент и Грена­ды, Тринидат и Тобаго, Американские Вирджинские острова.

Подготовка туристов к путешествию и их поведение в ходе поездки должно соответствовать рекомендациям ВОЗ и ВТО. В документе № А/7/13 седьмой сессии Генеральной ассамблеи ВТО в разделе "Безопасность и защита туристов и туристских объек­тов" говорится, что "параграфы данного документа пересмотре­ны в соответствии с новой информацией ВОЗ. Профилактика за­разных болезней должна включать образование туристов (напри­мер, в случаях со СПИДом), вакцинацию (например, против "желтой лихорадки"), и профилактическое лечение (например, в случае с малярией)".

Таможенные формальности - процедуры, связанные с необ­ходимостью соблюдения лицами, пересекающими государствен­ную границу, правил и условий ввоза и вывоза вещей и товаров.

Осуществление таможенных формальностей возлагается на таможенную службу в пограничных пунктах.

Таможенные формальности для туристов обычно состоят из заполнения таможенной декларации и, при необходимости, дос­мотра багажа.

Таможенная декларация - письменное заявление, предостав­ляемое при пресечении государственной границы пассажирами, туристами органам таможенного контроля о провозимых с собой или отдельным грузом вещах и товарах. Таможенная декларация обычно составляется по установленной форме на специальных бланках. Лица, проходящие таможенный контроль, обязаны за­полнить таможенные декларации лично.

Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения тамо­женного законодательства страны. Таможенный контроль про­изводится должностными лицами таможенных органов путем:

♦ проверки документов и сведений, необходимых дтя тамо­женных целей;

♦ таможенного досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенно­го контроля;

♦ учета товаров и транспортных средств;

♦ устного опроса физических и должностных лиц;

♦ проверки системы учета и отчетности и т.п.

Досмотр багажа - проверочный осмотр представителями та­моженного контроля содержимого багажа пассажиров, Пересекающих государственную границу, а также обложение провози­мого багажа установленными таможенными пошлинами.

Таможенная пошлина - денежный сбор, взимаемый государст­вом за товары, пропускаемые через государственную границу под контролем таможенных органов по установленным тарифам.

Существует следующий порядок таможенного оформления и контроля товаров, перемещаемых физическими лицами.

Физические лица вправе перемещать товары, не предназна­ченные для производственной иди иной коммерческой деятель­ности, в упрошенном, льготном порядке. Льготы для физиче­ских лиц включают полное или частичное освобождение от таможенных пошлин, налогов и исключение из числа лиц, в от­ношении которых применяются меры экономической политики. Для отдельных категорий товаров могу! применяться стоимост­ные и количественные ограничения.

При заявлении товаров для таможенного оформления и кон­троля применяются упрошенные формы декларирования: спе­циальный бланк для декларирования в письменной форме, уст­ная форма, иные формы, например, проход пассажиров через «красный» и «зеленый- коридоры.

Упрощения при взимании таможенных платежей выражают­ся в применении так называемых единых ставок таможенных платежей либо исчислении совокупного таможенного платежа и внесении платежей непосредственно при производстве тамо­женного оформления.

Единые ставки таможенных платежей представляют собой платежи, подлежащие взиманию с определенной физической единицы измерения, присущей конкретному товару, или выра­женную в процентах долю от таможенной стоимости товаров, подлежащую обязательной уплате. Например, для автомобилей такой единицей может являться единица измерения объема дви­гателя, для товаров, перемещаемых в ручной клади и багаже. - единица веса и т.д.

Платеж по единым ставкам обычно не включает в себя тамо­женные сборы за хранение товаров, а также за таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест и вне вре­мени работы таможенных органов.

Товары для коммерческого использования оформляются в обычном порядке с применением грузовой таможенной дек­ларации, общей системы таможенных платежей, мер экономи­ческой политики и т.д.

При письменном декларировании в упрощенном порядке лица, заполняющие таможенную декларацию, обязаны указать точное количество мест провозимого ими багажа, включая руч­ную кладь, а также предусмотренные формой декларации сведе­ния о перечисленных в ней предметах, валюте и ценностях, предъявляемых для таможенного контроля.

Правильность сообщаемых сведений контролируется в ходе та­моженного оформления. По окончании таможенного контроля и оформления таможенные декларации заверяются сотрудниками таможни, после чего возвращаются пассажиру и служат основани­ем для беспрепятственно ввоза (вывоза за границу) предметов, валюты и ценностей, указанных в таможенной декларации и пропущенных для ввоза/вывоза.

Таможенные декларации, заполненные лицами, следующи­ми транзитом, заверяются таможней в пункте въезда и сдаются указанными лицами таможне в пункте выезда.

Таможенная декларация при утере не возобновляется, а лицо следующее через границу, лишается права беспрепятственного вывоза за границу имеющихся у него предметов и валюты, пере­мещение которых через таможенную границу регулируется специ­альными правилами.

Поскольку в таможенной декларации указываются сведения о предметах, валюте и ценностях, имеющихся в ручной клади и багаже, предъявляемых для контроля, то при наличии багажа, отправленного из-за границы или отправляемого за границу от­дельно от пассажира и провозимого по специальному товаро-транспортному документу, владелец обязан сделать заявление об этом в таможенной декларации, заполняемой при въезде или вы­езде из страны. После досмотра багажа со грудник таможни делает в декларации отметки о предметах, валюте и ценностях, пропу­щенных в багаже, заверяет их и оставляет декларацию у владельца, который обязан предъявить ее на таможне во время выезда за гра­ницу. Эта декларация остается в делах пограничной таможни.

При пересечении таможенной границы физическими лица­ми таможенному оформлению подлежат: принадлежащие им предметы, для которых предусмотрено обязательное письменное декларирование; товары, облагаемые таможенными платежами или ввоз либо вывоз которых регулируется специальными пра­вилами; товары, перемещаемые в отдельно следующем багаже.

Досмотр одежды и тела человека называется личным досмотром и является исключительной формой таможенного контроля. Лич­ный досмотр производится только в особых случаях на основании постановления начальника таможенного органа. При организации и проведении досмотра должностные лица таможенных органов должны строго следить за соблюдением конституционных прав личности.

Применяемые при всех видах досмотра технические средства должны быть безопасны для жизни и не причинять ущерба товарам и транспортным средствам.

Санитарные (медицинские) формальности - процедуры, свя­занные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими госу­дарственную границу, и их животными (если таковые имеются) установленных требований о вакцинации (прививках). Контроль соблюдения этих формальностей осуществляется санитарными службами в пограничных пунктах, используемых для въезда и вы­езда из страны, и состоит обычно в проверке у туристов и путеше­ственников международного сертификата о вакцинации.

Сертификат о вакцинации - удостоверение, подтверждаю­щее вакцинацию его владельца против некоторых эпидемиче­ских заболеваний (чумы, холеры, лихорадки, оспы и тд.). Сертификат выдается официальными медицинскими органа­ми страны по форме, установленной Всемирной организацией здравоохранения. Он необходим туристам, направляющимся в страну, посещение которой разрешается только при наличии у туриста данного документа.

В необходимых случаях санитарные (медицинские) формаль­ности предусматривают вакцинацию туристов и путешественни­ков на месте или их временную изоляцию в карантине, если есть вероятность переноса инфекционных заболеваний. Для перево­зимых туристами и путешественниками животных требуются со­ответствующие ветеринарные сертификаты.

Соблюдение установленных санитарных (медицинских) пра­вил в туристских поездках напрямую связано с безопасностью жизни и здоровья туристов.

На десятой ассамблее Всемирной туристской организации в октябре 1995 г. было заявлено, что ВТО будет добиваться под­держки мер, касающихся охраны здоровья туристов, безопасно­сти поездок, санитарного контроля за пищевыми продуктами.

В свою очередь, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала Требования к свидетельству о прививках при поездке за границу. Эти требования являются практическим руководством для туристских организаций и самих туристов. ВОЗ выпускает также «Эпидемиологический ежегодник» и рекомендации, признанные уменьшить возможность распространения опасных инфекций, в том числе через туризм. ВO3 имеет рабочие соглашения с ВТО, в соот­ветствии с которыми текущая информация о санитарных (меди­цинских) формальностях публикуется в ежегодном издании ВТО -Зарубежный туризм тираничные формальности»

Международные санитарные (медицинские) правила Все­мирной организации здравоохранения действуют с 1951 г.

Существуют определенные санитарные (медицинские) прави­ла, позволяющие избежать опасных инфекционных заболеваний при путешествии. Эти правила должны в обязательном порядке доводиться туристскими предприятиями до сведения клиентов до начала поездки в информационном листке к туристской путевке В типовой форме туристской путевки содержится напоминание о том. что турист обязан ознакомиться с информацией о стране пребывания и особенностях поведения в ней до оплаты путешест­вия, что подтверждается его подписью.

В заключение необходимо отмстить, что туристские фор­мальности являются неотъемлемым элементом международ­ных путешествий, связанных с выездом людей за границу своей национальной территории.

13. Международные туристские организации

Интенсивное развитие международных туристских связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих повышению эффективности этой сферы международных экономических отношений. В общей сложности около 70 международных организаций различного профиля и статуса занимаются проблемами развития междуна­родного туризма. В их число входят:

специализированные организации в системе ООН;

организации в системе ООН, занимающиеся вопросами ме­ждународного туризма эпизодически;

неправительственные специализированные организации по международному туризму;

региональные и национальные организации по туризму.

Самой известной специализированной организацией в системе ООН является Всемирная туристская организация (World Tourism Organisation, UNWTO), основанная в 1975 г. Ее особый статус в систе­ме ООН основывается на Соглашении о сотрудничестве и взаимо­отношениях между Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) и Ассамблеей Объединенных Наций, одобренном Экономиче­ским и Социальным Советом (ЭКОСОС) в 1977 г. В соответствии с этим документом на ЮНВТО возлагаются ответственность и функ­ции центрального руководящего органа в сфере туризма. UN в начале названия - сокращение ООН (Организация Объединённых Наций) –United Nations.

ЮНВТО по сути дела является единственной межправительст­венной организацией, чья деятельность охватывает все аспекты туризма. Ее создание означало признание не только экономиче­ского, социального, культурного, но и политического значения международного туризма. Официальными языками ЮНВТО явля­ются английский, испанский, русский и французский.

Цели, характер, организационная структура и функции ЮНВТО определены ее Уставом, который был принят 27 сентября 1975 г. Начиная с 1980 г. эта дата отмечается как Всемирный день ту­ризма, ежегодно проводимый под определенным девизом.

Основными целями ЮНВТО являются:


  • поощрение и развитие туризма как средства, содействующего экономическому развитию, укреплению мира, процвета­нию, повышению взаимопонимания между народами, все­общему уважению и соблюдению прав человека и фундамен­тальных свобод без различия расы, пола, языка и религии;

  • соблюдение интересов развивающихся стран в области ту­ризма.
Устав ЮНВТО предусматривает три уровня членства:

  • действительные (полноправные) члены;

  • ассоциированные члены;

  • присоединившиеся члены.
Статус действительного члена доступен для всех суверенных государств, которые ратифицировали или согласились с уставом ЮНВТО. Ассоциированными членами могут быть любые террито­риальные формирования, не несущие самостоятельной ответст­венности за свою внешнюю политику. Статус присоединивших­ся членов предоставляется международным организациям (как межправительственным, так и неправительственным), имею­щим специальные интересы в туризме, а также коммерческим организациям и объединениям, деятельность которых связана с задачами и полномочиями ЮНВТО (например, авиакомпаниям, турагентствам, гостиничным и ресторанным цепям, банкам, исследовательским институтам, учебным заведениям и др.). Эти учреждения объединены в Комитет присоединившихся членов. Его функционирование обеспечивается деятельностью рабочих групп по следующим направлениям: молодежный туризм, выбор потребителей и их поведение, инвестиции в туризм, туризм и здравоохранение, туризм и информационные средства. В на­стоящее время в ЮНВТО входит более 140 действительных, 4 ассо­циированных (Аруба, Макао, Нидерландские Антильские Ост­рова, Пуэрто-Рико) и свыше 350 присоединившихся членов. Кроме того, статус постоянного наблюдателя имеет Ватикан.

С момента основания ЮНВТО ее членом являлся СССР, который неоднократно избирался в ее руководящий орган (Исполнитель­ный совет). С 1992 г. членство в ЮНВТО стала осуществлять Россий­ская Федерация как правопреемник бывшего СССР. В 1993 г. на X Генеральной ассамблее ЮНВТО (о. Бали, Индонезия) в действи­тельные члены организации были приняты Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Туркменистан и Узбекистан, в 1997 г. на XII сессии (г. Стамбул) -- Армения и Украина, в 2001 г. на XIV сессии (Сеул, Осака - Южная Корея и Япония) - Азербай­джан. Интерес к вступлению в ЮНВТО проявляют также Республика Беларусь и Таджикистан. В качестве присоединившихся членов в ЮНВТО входят ряд крупнейших компаний и учебных заведений стран СНГ. Среди них ВАО «Интурист» (Россия), НК «Шелковый путь» (Казахстан), гостиничный комплекс «Анипро» (Украина), НТК «Белинтурист» (Беларусь) и др. ЮНВТО имеет следующую структуру:


  • Генеральная ассамблея, региональные комиссии;

  • Исполнительный совет, комитеты;

  • Секретариат.
Генеральная ассамблея, состоящая из представителей госу­дарств - действительных членов ЮНВТО, является высшим орга­ном организации. Каждый действительный или ассоциирован­ный член может назначать в Генеральную ассамблею до пяти делегатов, присоединившиеся члены - по одному наблюдателю, а Комитет присоединившихся членов - не более трех наблюда­телей. Ассоциированные и присоединившиеся члены не имеют права голоса. Решения принимаются простым большинством голосов, если иные процедуры не предусмотрены уставом. Оче­редные сессии Ассамблеи проходят раз в два года. Генеральной ассамблеей созданы шесть региональных комиссий (для Африки, Америки, Восточной Азии и Тихоокеанского региона, Южной Азии, Европы, Ближнего Востока), которые призваны прово­дить ее рекомендации в подответственные им регионы и поощ­рять внутрирегиональный туризм.

Исполнительный совет состоит из 25 членов (24 из них изби­раются на основе географического распределения на четыре года - по одному на каждые пять действительных членов; пред­ставитель Испании как страны пребывания ЮНВТО входит в состав Исполнительного совета постоянно). В состав Совета входят также без права голоса один ассоциированный член, избирае­мый ассоциированными членами ЮНВТО, и один представитель присоединившихся членов. Из стран СНГ в состав Исполни­тельного совета входят Российская Федерация и Украина.

Исполнительный совет собирается не менее двух раз в год. Решения принимаются, как правило, простым большинством голосов (действительных членов). Совет выполняет функции, которые могут быть возложены на него Ассамблеей, представля­ет ей свои предложения, анализирует общую программу работы, подготавливаемую генеральным секретарем, до ее представле­ния на рассмотрение Генеральной ассамблеи. В своей работе Совет опирается на комитеты: технический комитет по програм­мам и координации (ТКПК), бюджетно-финансовый комитет (БФК), комитет содействия, статистический комитет, комитет экспертов по вопросам безопасности и охране туристов.

Секретариат возглавляет генеральный секретарь, назначае­мый Генеральной ассамблеей на четыре года по рекомендации Исполнительного совета (возможно повторное назначение) и яв­ляющийся законным представителем ЮНВТО. Свои функции он выполняет при помощи заместителя генерального секретаря и генерального координатора. Генеральный секретарь подотче­тен Генеральной ассамблее и Исполнительному совету. Он руко­водит работой по исполнению и применению резолюций и ре­шений, принимаемых руководящими органами, представляет Совету доклады о деятельности ЮНВТО, документы о финансовой отчетности, проекты программ и бюджета.

Заместитель генерального секретаря помимо выполнения дру­гих задач осуществляет контроль за работой региональных пред­ставителей, назначаемых для каждого из шести регионов гене­ральным секретарем. Региональные представители при помощи региональных опорных отделений обеспечивают поддержание связей между ЮНВТО и ее ассоциированными и присоединивши­мися членами. Генеральный координатор координирует работу различных подразделений Секретариата.

Бюджет ЮНВТО формируется за счет взносов действительных, ассоциированных и присоединившихся членов. Шкала взносов определяется на основе уровня экономического развития каж­дой страны и значения для нее туризма.

Деятельность ЮНВТО охватывает следующие направления:


  • сотрудничество и развитие: консультации и помощь прави­тельствам по широкому кругу вопросов туризма (базисные планы, технико-экономическое обоснование, определение потребностей в инвестициях, передача технологий, инфор­мационное продвижение национального туристского про­дукта и т.д.). ЮНВТО создает условия для упорядочения дейст­вий различных стран (регионов) в туризме путем разработки и введения определенных принципов в области междуна­родного туризма. ЮНВТО не только разрабатывает эти доку­менты (акты), но и следит за их исполнением, поощряя разрешение международных туристских разногласий. Кро­ме того, организация выступает в роли международного центра по координации сотрудничества в области развития международного туризма, расширяя возможности отдель­ных стран участвовать в международном рынке туристских услуг, и тем самым вносит вклад в экономику каждой из них;

  • развитие человеческих ресурсов: разработка международных стандартов и методик образования и профессиональной подготовки в области туризма, организация курсов повы­шения квалификации для преподавателей и инструкторов, краткосрочных заочных курсов, расширение сети центров образования и подготовки кадров;

  • окружающая среда и планирование: экологически устойчивое развитие туризма, перевод экологических проблем в плос­кость их практического решения, участие в научных форумах и семинарах. ЮНВТО содействует обеспечению устойчивого развития туризма, а 2002 г. был объявлен годом экологиче­ского туризма;

  • качество развития туризма: содействие решению комплек­са взаимосвязанных вопросов (либерализация, здравоохра­нение и безопасность), касающихся услуг в сфере туризма, устранение барьеров, либерализация торговли услугами в сфере туризма, стандартизация требований к визовым, пограничным, таможенным и другим формальностям;

  • статистика и макроэкономический анализ: ЮНВТО является основным центром сбора, анализа и распространения данных по туризму из более чем 180 стран и территорий.
Исследования, которые включают в себя изучение стати­стики в области транснационального туризма, разработку новых методов оценки и прогнозирования, направлены на повышение объективности измерения экономического зна­чения туризма. Исследовательская деятельность ведет к уве­личению методов статистики. Одной из последних разрабо­ток в этом направлении является введение вспомогательного счета в туризме - универсальной методологии, рекомен­дованной для внедрения во всех странах. ЮНВТО обеспечива­ет выпуск следующих изданий: «WTO Basic Documents», «Yearbook of Tourism Statistics», «Travel and Tourism Baro­meter», «World Directory of Tourism Education», «Directory of Multilateral Sources of Financing for Tourism Develop­ment» и др., а также публикует серии технических спра­вочников «WTO News and Information Bulletin» и предлага­ет базы данных по туризму.

Периодически проводится анализ развития международного туризма в 6 регионах. При этом выявляются факторы как спо­собствующие ускоренному развитию туризма, так и препятст­вующие этому; определяются пути решения вопросов о юриди­ческой защите прав иностранных туристов и их безопасности; обобщаются основные формы межгосударственных контактов в сфере диверсификации туристских услуг в мировом масштабе и определяются направления правовой регламентации связей между туроператорами и их партнерами в странах, принимаю­щих туристов, а также между потребителями и производителями тур. услуг.

Под эгидой ЮНВТО разработана методология подготовки планов туристского развития как на национальном, так и на межрегиональном уровнях. На ее основе предложена методика, используемая в различных странах при разработке программ развития туризма.

Учитывая чрезвычайно большую роль в развитии туризма национальных туристских администраций (НТА), ЮНВТО разработа­ла следующие рекомендации по их функциям:


  • представление правительственных интересов по туризму в ме­ждународном масштабе: заключение двусторонних и много­сторонних соглашений с целью увеличения туристских пото­ков между странами-участницами; организация совместных маркетинговых исследований туристского рынка; оптимиза­ция туристских национальных ресурсов; привлечение техни­ческого и финансового сотрудничества; обеспечение взаимного упрощения таможенного контроля; полицейское и денежное регулирование;

  • организация туристских услуг в национальном и междуна­родном масштабах;

  • планирование и развитие туризма (составление планов и программ развития туризма);

  • регулирование и контроль предприятий, включенных в си­стему туризма (регулирование и правовое обеспечение в гос­тиничном хозяйстве, классификация гостиниц и ресторанов, инспекция и изучение лицензий на право деятельности);

  • публикация статистики и обзоров исследования рынка (изу­чение мнений, исследование поведения потребителей);

  • сбыт туристских продуктов в других странах (создание ту­ристских агентств за рубежом для обеспечения информа­цией и сбыта; публикация брошюр, листовок, путеводите­лей и специальной туристской информации);

  • деятельность по облегчению, унификации или устранению таможенного и пограничного контроля;

  • создание структур по приему гостей и обеспечению их ту­ристской информацией;

  • обеспечение профессиональной подготовки, переподготов­ки и повышения квалификации кадров в туризме (курсы, семинары, учебные программы);

  • защита и сохранение туристских ресурсов и эксклюзивного наследия страны (монументов, исторических мест), кампа­нии по защите культуры и искусства;

  • охрана окружающей среды (проведение кампаний по охра­не природы, парков отдыха, естественных ресурсов).
Для исполнения этих обязанностей ЮНВТО определила ключевые правительственные функции управления и контроля за развитием туризма: маркетинг; координация туристский деятельности и раз­вития; планирование; финансирование; правовые вопросы.

В рамках Программы развития ООН Всемирной туристской организацией осуществляется финансирование различных про­ектов помощи развивающимся странам по следующим направ­лениям:


  • оценка туристских возможностей для реализации в буду­щем;

  • подготовка персонала по туристскому и гостиничному об­служиванию;

  • планирование развития туризма;

  • исследование туристского рынка;

  • реклама и содействие туризму;

  • технико-экономическое обоснование строительства гости­ниц;

  • развитие зимних видов спорта и культурного туризма;

  • сохранение исторических памятников;

  • молодежный туризм;

  • социальное влияние туризма;

  • развитие и управление центрами отдыха для групп населе­ния с низким и средним уровнем доходов.
Большую роль в развитии международного туризма играют неправительственные специализированные организации.

Прежде всего необходимо отметить Всемирную федерацию ассоциаций туристских агентств, объединяющую около 80 национальных ассоциаций и более 1400 индивидуальных членов. Она создана в 1966 г. с целью защиты профессиональ­ных интересов туристских агентств и оказания им необходимой профессиональной, технической и правовой помощи.

Деятельностью в области делового туризма занимается Между­народная ассоциация делового туризма -- International Business Travel Association (IBTA), основанная в 1974 г. Она объединяет 13 национальных ассоциаций из стран Европы, Северной Америки и Австралии. При этом ее членами являются не только сами на­циональные ассоциации делового туризма Австрии, Австралии, Великобритании, Дании, Франции, Финляндии, Испании, Кана­ды, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Швеции и США, но и их члены. Помимо национальных ассоциаций членство в IBTA открыто и для поставщиков услуг делового туризма: авиа- и желез­нодорожных перевозчиков, гостиниц, автотранспортных компа­ний, туроператоров, карточных платежных систем, глобальных систем бронирования, специализированной прессы, обладающих высокой профессиональной репутацией. Благодаря этому была создана инфраструктура, насчитывающая более 4000 организа­ций - как поставщиков, так и потребителей услуг сферы делового туризма во всем мире.

Соблюдение санитарных норм требует самого пристального внимания при выезде за рубеж, прежде всего в страны со сложной эпидемиологической обстановкой.

Кроме того, перед поездкой в страны со сложной санитарно-эпидемиологической обстановкой рекомендуется посетить своего врача, который может дать специализированные советы и предложить соответствующие медикаментозные препараты на весь период пребывания за границей.

  • Дорожная аптечка

В поездку рекомендуется взять дезинфецирующие средства и стандартный набор медикаментов. При посещении некоторых стран необходимо приобрести крем от солнца, репеллент от москитов, антималярийное лекарство (иногда приобретается на месте), набор солей для приготовления питьевого раствора на случай обезвоживания, антибиотики и медикаменты против диареи.

На случай необходимости в ходе поездки делать инъекции важно иметь при себе одноразовые шприцы.

  • Обязательная вакцинация

Некоторые прививки являются обязательным условием допуска иностранцев на территорию того или иного государства. Власти ряда стран при въезде могут потребовать представить Международный сертификат о вакцинации против специфичной для региона болезни. Данный тип прививок производится до поездки в специализированных и авторизованных Всемирной организацией здравоохранения национальных медицинских центрах. Подробную информацию по тематике вакцинирования можно получить на сайте Прививка.ру .

  • Вакцинация против желтой лихорадки

Желтая лихорадка - это передающееся через укус комара вирусное заболевание, которое в большинстве случаев требует от путешественника обязательной вакцинации. . Независимо от того что некоторые государства в обязательном порядке требуют от приезжих сертификат о вакцинации, в принципе, данная прививка рекомендуется всем тем, кто направляется в Африку и Южную Америку. Следует иметь ввиду, что при вакцинировании существуют определенные противопоказания лицам со сниженным иммунитетом и детям младше 6 месяцев. Срок действия вакцины - 10 лет.

  • Рекомендуемые прививки

Вакцинация является важным превентивным средством инфекционных заболеваний. Можно укрепить свой организм на период пребывания за рубежом, сделав дополнительные прививки против целого ряда опасных болезней. Выбор типа вакцины для конкретной поездки зависит от санитарно-эпидемиологической ситуации и характерных для региона назначения инфекций, продолжительности и видов путешествия (городские либо сельские зоны), состояния здоровья туриста, а также имеющегося до выезда в страну свободного времени. Ввиду изложенного, упомянутая превентивная мера носит персонализированный характер и рекомендуется врачом-эпидемиологом в зависимости от каждого конкретного случая.

В случае, когда не было возможности осуществить вакцинацию своевременно до поездки, важно следовать общепринятым нормам безопасности и гигиены, которые изложены в разделе «В ходе поездки», и учитывать их на перспективу.

В ХОДЕ ПОЕЗДКИ

ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА КАЧЕСТВО ПОТРЕБЛЯЕМОЙ ПИЩИ

Будучи за рубежом прежде всего в стране со сложными санитарно-эпидемиологическими условиями рекомендуется соблюдать повышенные меры безопасности.

Будьте внимательны при покупке и потреблении продуктов питания. Диарея является самым распространенным в мире заболеванием среди выезжающих в другие страны. Лучший способ обезопасить себя от этой болезни - это тщательный и избирательный подход к приобретению и приготовлению еды. К сожалению, аппетитный внешний вид продукта не гарантирует того, что эта пища безопасна и не инфицирована.

Старайтесь не употреблять овощи/фрукты сырыми. Особое внимание уделяйте качеству приготовления салатов. Продукты, которые планируется употреблять в сыром виде, желательно вымачивать полчаса в воде с добавлением гипохлорита натрия (водный раствор соли - «лабарракова вода»/ «жавелевая вода») в количестве - 1-2 капли на литр воды (не забывайте также о качестве воды, используемой для приготовления пищи).

Мясо и рыба в пищу должны быть подвергнуты тщательной обработке. Рекомендуется быть особенно осторожными при употреблении в сыром виде т.н. «даров моря» (устрицы, мидии, мясо кальмара и рыбы, и т.д.).

Желательно очищать овощи/фрукты от кожуры, предварительно промыв их с использованием «лабарракова» раствора.

Рекомендуется отказаться от приобретения кондитерских продуктов и мороженого в связи с высокими рисками заражения инфекцией. Следует иметь ввиду, что употреблять молоко и другие мясо-молочные продукты будет безопасно только после проведенной очистки/термической обработки.

ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА КАЧЕСТВО ПОТРЕБЛЯЕМОЙ ВОДЫ

Поскольку вода является активным переносчиком инфекционных заболеваний, важно удостовериться перед употреблением в ее качестве. В этой связи рекомендуется приобретать и пить только бутилированную воду. Проверяйте целостность упаковки предлагаемой на продажу воды, которая должна быть закрыта промышленным образом, а в местах общественного питания открывайте тару самостоятельно. Откажитесь от льда, используемого в общественных местах для охлаждения напитков. Лед может быть приготовлен из некачественной и зараженной воды.

Помните, что в климатических условиях тропических стран, необходимо увеличить дневную норму потребления чистой воды.

Вероятность заражения снижается, если бутилированная вода и напитки приготовлены посредством кипячения, например чай и кофе.

ВИДЫ РАССТРОЙСТВ ПИЩЕВАРЕНИЯ

Любые нарушения пищевого рациона и распорядка дня, связанные с поездкой, могут стать причиной расстройств пищеварения.

  • Диарея:

Наиболее часто может встречаться у лиц, прибывающих в первую очередь в развивающиеся государствах. Основная причина - потребление низкокачественных продуктов питания. В этой связи лучшей профилактикой данного недуга является избирательный подход к употреблению пищи и напитков.

  • Запор:

Причиной может стать нарушение обычной диеты и длительное нахождение в сидячем положении, в частности за рулем автомобиля.

  • Желудочные колики:

Как правило проявляются в связи с потреблением приправ, острой пищи, алкогольных напитков и кислых фруктов. В этих случаях для устранения проблемы зачастую бывает достаточно вернуться к обычному пищевому рациону.

БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ ПРИ КУПАНИИ

В пресноводных водоемах

В тропических странах источники вод, каналы, озера и т.д. могут быть заражены вредоносными личинками, которые проникают через слизистую оболочку под кожу и вызывают тяжелые заболевания. Помните, что относительно безопасной для купания может быть только хлорированная вода искусственных бассейнов.

В водоемах с морской водой

Изначально само по себе купание в море, не несет рисков возникновения инфекционных заболеваний. Тем не менее, рекомендуется, чтобы путешественник уточнил по прибытии на место информацию о безопасных пляжах, в частности с точки зрения наличия ядовитых морских животных и опасных волн. В некоторых регионах купающимся следует носить специальную резиновую обувь, чтобы уберечься от укусов и уколов ядовитых рыб, морских ежей, ракообразных, моллюсков, токсичных актиний и кораллов.

ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ЛЮБЫХ ЖИВОТНЫХ

В большинстве случаев дикие животные избегают встреч с человеком, хотя могут и совершить нападение, в первую очередь в случае прямой для них угрозы и защиты своего потомства.

В местах обитания пресмыкающихся и паукообразных важно использовать закрытую на высокой подошве обувь из кожи или плотных материалов. Не забывайте тщательно проверять обувь и одежду, в первую очередь по утрам, чтобы убедиться в отсутствии змей и пауков.

ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕДАЮЩИЕСЯ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ

Масштабы данного типа заболеваний в мире, в том числе ВИЧ/СПИД и гепатита B, за последние годы существенно расширились.

Некоторые инфекции, к примеру ВИЧ/СПИД, гепатит В и сифилис, могут передаваться при переливании крови и небрежном использовании медицинских инструментов.

Профилактика данного типа инфекций аналогична принимаемым в любой стране мира мерам. Половые связи без использования соответствующих средств предохранения могут представлять серьезную опасность.

Помните, что вирус ВИЧ/СПИД не передается через прикосновение, использование общей посуды и общественных туалетов, укусы комаров или других насекомых.

ПО ИТОГАМ ПОЕЗДКИ

Некоторые тропические болезни могут проявляться не сразу после заражения, т.е. имеют определенный инкубационный период, и дают о себе знать уже после возвращения из турпоездки.

В случае обращения в поликлинику, важно информировать врача о предпринятом за последний год путешествии, особенно в тропическую или развивающуюся страну.