Становление новой культуры в 1930 годы. Пособие по истории отечества. Основные темы и идеи прозы И. А. Бунина

Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.
В общественном сознании тридцатых годов вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стали соединяться с "вождизмом". В широких слоях общества распространилась социальная трусость, боязнь выбиться из общего ряда. Сущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культом личности Иосифа Виссарионовича Сталина. Принципы классовой борьбы нашли своё отражение и в художественной жизни страны. Таким образом, советская национальная культура к середине тридцатых годов сложилась в жёсткую систему со своими социокультурными ценностями: в философии, эстетике, нравственности, языке, быте, науке. Среди ценностей официальной культуры доминировали верность делу партии и Правительства, Патриотизм, ненависть к классовым врагам, культовая любовь к вождям пролетариата, трудовая дисциплина, законопослушность и интернационализм. Все деятели литературы и искусства были объединены в единые унифицированные союзы. С 17 по 31 августа 1934 года состоялся первый съезд писателей. Творческим методом советской литературы и искусства был объявлен «соцреализм». Впервые этот термин появился 25 мая 1932 года на страницах «Литературной газеты», а через несколько месяцев его принципы его были предложены в качестве основополагающих для всего советского искусства на таинственной встрече Сталина с советскими писателями на квартире у Горького (26 октября 1932 года). На этой встрече были также заложены основы будущей организации писателей. Таким образом, литературе отводилась роль инструмента воспитания, и только. Утвердился один единственный художественный метод социалистического реализма. Выступая в качестве "основного творческого метода" советской культуры, социалистический реализм предписывал художникам содержание и структурные принципы произведения, предполагая существование "нового типа сознания", которое появилось в результате утверждения марксизма - ленинизма. Социалистический реализм признавался раз и навсегда данным, единственно верным и наиболее совершенным творческим методом. Данное определение соц. реализма опиралось на сталинское определение писателей как "инженеров человеческих душ". Тем самым художественной культуре и искусству придавался инструментальный характер, то есть, отводилась роль инструмента формирования "нового человека". После утверждения культа личности Сталина давление на культуру и преследование инакомыслящих усиливаются. Литература и искусство были поставлены на службу коммунистической идеологии и пропаганде. В литературе 30-х гг. наряду с именами А. М. Горького (вернувшегося в страну после эмиграции), А. Н. Толстого, других писателей с дореволюционной известностью появились новые имена - М. А. Шолохов («Тихий Дон»), М. С. Шагинян («Гидроцентраль»), В. П. Катаев («Время, вперед!»), И. Ильф и Е. Петров («Двенадцать стульев», «Золотой теленок»). Сформировалась советская детская литература, представленная произведениями С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. П. Гайдара, Б. С. Житкова и др. Особенностью изобразительного искусства стало преобладание парадной живописи, а также картин на темы революции и гражданской войны, строительства социализма. Признанными мастерами этого направления были С. В. Герасимов («Колхозный праздник»), К. С. Петров-Водкин («Смерть комиссара»), А. А. Дейнека («Оборона Петрограда»), М. М. Греков («Трубачи Первой Конной армии»), Б. В. Иогансон («Допрос коммунистов»). Музыкальная жизнь страны была неразрывно связана с именами крупнейших композиторов С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Т. Н. Хренникова, Д. Б. Кабалевского, И. О. Дунаевского и др. В кинематографе произошла техническая революция - появилась отечественная кинопленка и киноаппаратура, открылась серия крупных киностудий. Первым советским звуковым фильмом стала картина Н. В. Экка «Путевка в жизнь». Главной темой кино была жизнь советских людей, их участие в событиях революции («Депутат Балтики» И. Е. Хейфица и А. Г. Зархи; «Октябрь» С. М. Эйзенштейна; «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» М. И. Ромма), гражданской войны («Мы из Кронштадта» Е. Л. Дзигана; трилогия о Максиме Г. М. Козинцева и Л. 3. Трауберга; «Чапаев» С. и Г. Васильевых), индустриализации и коллективизации, освоении отдаленных районов страны («Семеро смелых», «Комсомольск» С. А. Герасимова). Вышли в свет первые музыкальные комедии «Веселые ребята» и «Волга-Волга» (Г. В. Александров), исторические ленты «Петр Первый» (В. М. Петров), «Александр Невский» (С. М. Эйзенштейн). Таким образом, в 1920-30-е гг. страна добилась значительных успехов в развитии науки, образования, культуры. Была ликвидирована неграмотность основной части населения. Оформилась единая система отечественного образования. Сформировалась новая инженерно-техническая и творческая интеллигенции. Были сделаны крупнейшие открытия в фундаментальных областях науки, развитие, получила техническая мысль. Вместе с тем культура, наука и образование были поставлены под контроль государства. Многие представители науки, культуры и искусства были репрессированы, а некоторые яркие художественные произведения так и не дошли до читателя и зрителя (романы М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», А. П. Платонова «Ювенильное море», «Котлован», «Чевенгур»; картины П. Н. Филонова, К. С. Малевича и др.).

Форсированная модернизация советского общества оказала значительное влияние на культуру. Установление режима личной власти И. В. Сталина и укрепление тоталитарной системы привели к унификации культурных процессов, отказу от культурного революционного многообразия 1920-х гг., ужесточению контроля над духовно-культурной сферой, репрессиям в отношении деятелей культуры.

В 1930-е гг. была проведена реорганизация органов управления культурой. Если раньше большая часть управленческих функций была сосредоточена в Наркомпросе, то после отставки в 1929 г. А. В. Луначарского произошли серьезные изменения: были созданы новые органы отраслевого управления - Всесоюзный комитет по делам искусств, Всесоюзный комитет по делам высшей школы. В ведении Наркомпроса осталась только система 11росвещения.

Народное образование продолжало решение задач ликвидации неграмотности. На рубеже 1920-1930-х гг. энтузиазм индустриализации и коллективизации охватил и сферу образования. Был объявлен всесоюзный культпоход за грамотностью. Проводились перепись неграмотных и запись добровольцев в культ армии. Благодаря колоссальной работе к концу 1930-х гг. проблему неграмотности удалось решить. По данным переписи 1939 г., доля грамотных составила 87,4%.

В общеобразовательной школе к 1933 г. был завершен переход к обязательному четырехлетнему образованию. Началось расширение среднего образования. В городах школы-семилетки реорганизовывались в десятилетки. Перерабатывались учебные программы. С 1934 г. было восстановлено преподавание отечественной истории и географии.

Высшая школа выполняла задачу подготовки кадров для народного хозяйства. В десятки раз возросло по сравнению с дореволюционным периодом количество вузов и число студентов. С 1935 г. были отменены социальные ограничения при приеме в вузы. В целом в 1930-е гг. высшая школа успешно готовила советскую техническую и гуманитарную интелегенцию.

Наука была сориентирована на обеспечение потребностей социалистического строительства. К середине 1930-х гг. завершился процесс советизации Академии наук. Над учеными был установлен идеологический контроль, вводился новый устав, восстанавливались ученые степени и звания, отмененные в 1918 г. Сама Академия наук была переведена из Ленинграда в Москву.

В научную сферу внедрялось планирование. Огромный размах приобрели геологические и географические исследования. Были открыты залежи полезных ископаемых: нефти между Волгой и Уралом, каменного угля в Подмосковье и Кузбассе.

Неоспоримые достижения имелись в индустриально-научном потенциале страны. В 1931 г. началась трансляция первых телевизионных передач из Москвы. В 1935 г. вступила в действие первая линия московского метрополитена. В конце 1930-х гг. были созданы новые образцы военной техники: танки Т-34 и КВ, истребитель И-153 и др.

Советскими учеными были сделаны мировые открытия в области физики (в частности, И. Тамм и И. Франк обнаружили электрон и др.).

Общественные науки находились под жестким прессингом изданного в 1938 г. "Краткого курса ВКП(б)", за идеолого-методологические рамки которого нельзя было выходить.

Литература. В художественной культуре ускоренным образом набирали обороты процессы единообразия и унификации в русле большевистской идейно-классовой заданности. Определяющим здесь стало постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций", на основании которого ликвидировались различные художественные объединения и создавались единые творческие союзы.

В августе 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд писателей, создавший Союз писателей во главе с М. Горьким. Основополагающим методом литературы был признан только социалистический реализм, распространенный на все области художественного творчества. В 1936-1938 гг. по инициативе партийного руководства развернулась кампания по борьбе против формализма и натурализма в искусстве. Критике подверглись композиторы (Д. Шостакович), театральные и кинорежиссеры (С. Эйзенштейн, В. Мейерхольд), художники (В. Татлин, В. Фаворский, А. Лентулов, А. Родченко и др.).

Театр. На театральной сцене в 1930-е гг. доминировала советская пьеса. В историю театра этого периода вошла "Оптимистическая трагедия" Вс. Вишневского. Массовым стало открытие детских театров.

Кинематограф. Революционные изменения в кинематографе связаны с появлением звукового кино. Первым таким фильмом стала "Путевка в жизнь" (1931) режиссера Н. Экка. Главная тема кино - жизнь советских людей, их участие в революции ("Депутат Балтики" И. Хейфеца), индустриализации ("Комсомольск" С. Герасимова) и коллективизации ("Трактористы" И. Пырьева) и т.и.

Архитектура. В архитектуре до конца 1930-х гг. господствовал конструктивизм. По проектам братьев Весниных были построены Дворец культуры ЗИЛ (1934), Днепрогэс (1932). В этот же период появились Административное здание на Охотном ряду (1936) но проекту архитектора В. Лангмаиа (сейчас в этом здании располагается Государственная Дума РФ); гостиница "Москва" (1935) на Манежной площади, построенная по проекту архитекторов Л. И. Савельева, О. А. Стапрапа и А. В. Щусева.

Плодотворно работал выдающийся архитектор А. В. Щусев (1873- 1949), среди творений которого Мавзолей Лепина (1930), Москворецкий мост (1938) и др.

Живопись. В живописи преобладала историко-революционная тематика. Одним из создателей ленинианы стал И. Бродский с картиной "Ленин в Смольном" (1930). Ведущим художником социалистического реализма в 1930-е гг. был Б. Иогансон с картинами "Допрос коммунистов" (1933), "На старом уральском заводе" (1937).

Скульптура. В данной области символом времени стала скульптура "Рабочий и колхозница" (1937) В. Мухиной.

Горелкина Елизавета

Работа посвящена развитию культуры в послевоенный период (20-30-е гг..) в мире. Раскрыта тема основных направлений живописи, архитектуры, кинематогрофа, театра, литературы Западной Европы и США.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура 1920-1930-х годов Презентация по Новейшей истории ученицы 9 «А» класса Видновской СОШ №4 Горелкиной Елизаветы Проверил: учитель истории – Мазуряк В.М.

Возникшее на рубеже XIX-XX вв. новое художественное движение получило название, в котором подчёркивалась его современность, - модернизм. В нём были представлены разные течения и группы, не имевшие единой идейно-художественной программы. Общими были отход от традиций и идеалов прежнего искусства, а также поиск новых художественных форм и средств. Мировая война и её последствия, революции, социальные конфликты, подъём национализма и экстремизма, а также кризис культуры в ряде стран – всё это оказывало огромное влияние на искусство и литературу 1920-х годов. Изменения в культуре и искусстве

Стиль модерн. Особое место в художественной культуре конца XIX - начала XX в. занял стиль модерн, который распространился во многих странах Европы. Он основывался на идее о том, что искусство создаёт прекрасное и привносит его в жизнь, которая сама по себе не слишком хороша и привлекательна. Одним из средств достижения этой цели считался синтез разных искусств: архитектуры, декоративно-прикладного искусства, живописи, графики и т. д. Новые направления Альфонс Муха. Мод Адамс как Жанна д’Арк. Афиша 1909 г.

Д. Микелуччи Виллино Либерти во Флоренции. 1911 г.

Наиболее смелые поиски новых художественных форм и выразительных средств вели так называемые авангардистские течения и группы. Поэты здесь экспериментировали с формами и размером стиха, художники - с цветом и композицией картин. Живописцы не ставили своей задачей близкое к действительности отображение какого-либо объекта, их картины часто вообще не имели сюжета. Решающую роль играли видения, ощущения самого художника. Авангард

Казимир Малевич, Супрематизм

Казимир Малевич, Черный квадрат

Хуан Грис. Кружка пива и карты. Коллаж. 1913

Хуан Грис, Мужчина в кафе. 1914. Нью-Йорк

Модернизм: Фовизм - предельно интенсивное звучание открытых цветов Примитиви́зм вмещает в себя обдуманное упрощение картины, делающее её формы примитивными. Экспрессиони́зм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Куби́зм характеризуется использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. Абстракциони́зм отказывается от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре.

А. Матисс. «Красная комната». 1908 г

«Крик» норвежского художника Эдварда Мунка(1893)

Шагал Марк Захарович, Над городом

Марианна Верёвкина, Красный город (1909)

Пабло Пикассо. Три музыканта. 1921

Композиция с красным, синим и желтым. 1930. Холст, масло. Пит Мондриан

В послевоенной литературе заметное место заняли писатели «потерянного поколения»: немец Э. М. Ремарк, американец Э. Хемингуэй, англичанин Р. Олдингтон и др. Они участвовали в войне и не могли забыть то, что увидели и пережили. Показывая жизнь своих героев на войне, они протестовали против страшного своей обыденностью истребления людей. Художественная литература 1920-1930-х годов

В отличие от писателей «потерянного поколения» многие деятели европейской культуры увидели в бурных событиях первых десятилетий XX в. осуществление важнейших социальных и политических идей. Их привлекла активная борьба людей против неравенства и несправедливости, за социальное и национальное освобождение. Такие взгляды разделяли французские писатели А. Барбюс и Р. Роллан, немец Г. Манн, американец Т. Драйзер и др. Их герои не находили себе места в буржуазном обществе. Одни из них боролись против этого общества, как в романе А. Барбюса «Огонь», а другие, как Клайд Гриффитс из «Американской трагедии» Т. Драйзера, стремились любой ценой пробиться в нём и погибали, не достигнув своей цели.

Некоторые мастера культуры, не принадлежавшие к каким-либо идейно-художественным объединениям и политическим партиям, обращались к новым социальным идеям, считая, что они помогут преодолеть несправедливость и антигуманность существовавшего строя. В их числе был один из наиболее ярких и своеобразных писателей XX в. Б. Брехт. Бертольт Брехт (1898-1956) родился в зажиточной семье. Уже в юности он пришёл к стихийному отрицанию бюргерского, буржуазного образа жизни, что нашло отражение в его первых пьесах.

История первых десятилетий XX в. давала богатую пищу для особого литературного жанра - социальной фантастики. Авторы таких произведений пытались представить в придуманных ими обстоятельствах, вне реального места и времени события и модели общественных отношений, черты которых они наблюдали в окружавшем мире. В 1920 г. Е. Замятин написал фантастический роман «Мы», который стал одним из первых творений в жанре антиутопии. Позже появились также относимые к этому жанру романы О. Хаксли «Прекрасный новый мир» (1932) и Д. Оруэлла «1984» (1949). Антиутопии

В изобразительном искусстве 1920-1930-х годов, так же как в литературе, появились новые течения и реалистической и модернистской направленности. Одним из наиболее ярких проявлений новаторства в реалистическом искусстве стала мексиканская школа монументальной живописи, созданная художниками Д. Риверой, X. К. Ороско, Д. А. Сикейросом и другими. Создатели школы были современниками и участниками мексиканской революции 1910-1917 гг. Изобразительное искусство 1920-1930-х годов

Значительные изменения произошли в 1920-1930-е годы в модернистском движении. Многие его представители, став свидетелями войны и социальных потрясений, стремились уйти от действительности, спрятаться в собственном мире. Считая жизнь жестокой, неуправляемой и бессмысленной, они решили, что искусство не должно отображать, объяснять и совершенствовать её. Эти идеи лежали в основе возникшего в 1920-е годы сюрреализма. Его создатели утверждали, что творчество - это прежде всего отражение подсознательных ощущений художника. Изменения в модернистском движении

Дали Сальвадор. Сон.

Сюрреалисты чаще всего изображали на своих полотнах некие фантазии, беспорядочные сочетания тел и предметов, нередко нарочито искажённых, деформированных. Картина Дали «Постоянство памяти»

Формирование в индустриальных странах в 1920-1930-е годы массового общества создало условия для широкого распространения художественной культуры. Положительным было то, что произведения искусства оказались более доступными для различных слоёв и групп населения, становились частью общественной жизни. Издержки, по мнению ценителей искусства, заключались в замене уникальных, высоких образцов серийной, ординарной художественной продукцией. Культура в массовом обществе

Новые веяния зримо проявились в этот период в искусстве, созидающем среду обитания людей, - архитектуре. Здесь выделились течения рациональной, конструктивистской архитектуры, широко распространившиеся во многих странах, в том числе в России.

В рационализме и конструктивизме на первое место ставились простота, соответствие форм и внутренней планировки здания его назначению. Известную школу рационализма « Баухауз » создали немецкие архитекторы во главе с В. Гропиусом. Стиль « Баухауз » быстро приобрёл интернациональный характер.

В массовый вид искусства превратился в 1920-1930-е годы кинематограф. Это было время становления кино, каждый год приносил новые художественные и технические открытия. Одной из вершин мирового кинематографа в этот период явилось творчество выдающегося актёра и режиссёра Ч. Чаплина. Кинематограф

Чарльз Спенсер Чаплин (1889-1977) родился в Лондоне в актёрской семье и с юности пошёл по стопам родителей. Молодым актёром приехал в США, где начал ставить комедийные фильмы на одной из студий в Лос-Анджелесе. В 1919 г. совместно с несколькими актёрами и режиссёрами основал независимую кинокомпанию « Юнайтед артисте». Наиболее известные фильмы Чаплина: «Малыш» (1920), «Золотая лихорадка» (1925), «Огни большого города» (1931), «Новые времена» (1936).

Арендный блок

I съезд советских писателей - съезд уроков

17 августа - 1 сентября 1924 года в Колонном зале Дома Союзов в Москве состоялся I съезд советских писателей - событие сколь значительное, столь и таинственное...

В стране выстраивалась линия национальной, внутренней опоры. Большая часть наших руководителей начинала понимать, что мы в предстоящей схватке с мiром фашизма и капитала не можем рассчитывать на помощь мiрового пролетариата, должны опираться на свой народ, свою экономику, историю, культуру.

А в это время Наркомпрос, где пыталась верховодить Н.К.Крупская, «изгонял» из школьных библиотек Александра Сергеевича Пушкина и других «непролетарских» писателей. Но патриотическая группа руководителей страны дала сигнал издания классиков отечественной литературы миллионными тиражами, создания библиотек для школьников, крестьян, комсомольцев, красноармейцев из произведений Н. Гоголя, Л.Толстого, А.Пушкина, Н.Некрасова, М.Лермонтова, И.Крылова.

Книги произведений Пушкина заполонили страну в 1937 году.

Возрождались исторические традиции, выковывавшие характер русского народа-победителя над иноземными захватчиками.

Революционеры всех эпох потеснились, уступая место св. Александру Невскому, Суворову, Кутузову, Петру Первому. В письме руководителей страны - Сталина, Жданова, Кирова - говорилось о том, что надо уважать историю страны и её героев: военных, учёных, деятелей культуры.

I съезд советских писателей стал полем идейной схватки многих сил, и не только внутри страны. Немалая часть русских писателей, не принимая действия советской власти в водовороте исторических событий, покинула Россию. Русская литература в изгнании многие годы сохраняла дух, стиль, образ отечественной классики. Среди них - великие И.Бунин, И.Шмелев, И.Ильин.

Кто-то возвращался на Родину (А. Толстой, И. Куприн, М. Горький). На территории же советской России, как казалось многим, литература никогда не возродится. Лидеры тех, кто объявил себя «пролетарскими» писателями, не принимали никакой преемственности и провозглашали: «Во имя нашего Завтра - сожжём Рафаэля, Разрушим музеи, растопчем искусства цветы...» Беспощадные «пролетарские» писатели, подлинные «неистовые ревнители» только себе присвоили право считаться представителями литературы. Все эти Авербахи, Лелевичи, Безыменские, Либединские, Уткины, Ермиловы распинали любые попытки национально мыслить, глубинно всматриваться в жизнь, сделать её предметом художественного осмысления, поиска истины. Всё в литературе было подчинено идее мiровой революции, уничтожения «до основания» старого мiра и броска в грядущее. Не замечали выдающихся рассказов М.Шолохова, сквозь зубы говорили о таланте Л.Леонова, В.Шишкова, с презрением называя их «попутчиками».

Магистральная дорога литературы оказалась в руках РАППа, ВОАППа, МАППа - так называемых пролетарских организаций писателей. Они захватили почти все литературные и общественно-политические издания, размахивая дубинкой критики, избивали всех непокорных, нестандартных, пытающихся создавать национальную литературу.

Общество было тогда неоднородно, немало было людей, являвших собой основу дореволюционного строя. И хотя к 1936 году было объявлено в Конституции о равенстве всех людей, на деле этого не было.

Первым предупреждением «неистовым ревнителям» стало в 1932-м году партийное постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», по которому было принято решение ликвидировать ассоциацию пролетарских литераторов и объединить всех писателей, поддерживающих платформу советской власти, в единый Союз советских писателей. М. Горький, которого считают инициатором этого решения, выступал всё-таки в поддержку РАППа, в который, по его словам, «объединены наиболее грамотные и культурные литераторы-партийцы».

Съезд открыл 17 августа 1934 года своим докладом А.М.Горький. Он к этому времени возвратился окончательно в Советский Союз. Конечно, можно скептически и критически отнестись к I съезду писателей, но он всё-таки развернул панораму действующей, прорастающей, многообразной литературы страны. Назвал ли он все достойные имена? Да нет, естественно. Рапповщина не сдала свои позиции, троцкистско-бухаринская оппозиция дала свой «бой» на съезде.

Можно приписывать «перегибы» Сталину, но не надо забывать, что с основными докладами, кроме А. Горького, выступали Н. Бухарин (о поэзии, поэтике и задачах поэтического творчества), К.Радек (о мiровой литературе и задачах пролетарского искусства). А ведь именно Н.Бухарин ещё в 1927 году опубликовал знаменитые «Злые заметки» о Сергее Есенине. После этого почти на 30 лет Есенин исчез из издательских планов, школьных учебников и хрестоматий. Бухарин был беспощаден и к Маяковскому. Столь же жесток был к русским поэтам К.Радек.

Они хотели сформировать свой ряд признанных поэтов и руководителей, близких им по духу. М.Горького использовали, чтобы давить на Сталина и Жданова. Но разговор о литературе, художественном творчестве, народных истоках, русской истории, таланте и языке всё-таки состоялся, несмотря на громкую пролетарскую риторику рапповцев. М.Горький сказал: «Начало искусства слова - в фольклоре. Собирайте наш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его... Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творчества нашего настоящего».

Союз писателей в немалой степени был подчинён государству и партийному руководству, но условия для творчества, материальная опора писателям была дана.

Вариант 2.

Первый съезд советских писателей состоялся с 17 по 30 августа 1934 года. Этому поистине знаменательному событию предшествовало Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», из которого следовало, что многочисленные писательские организации должны были объединиться в одну, состоящую из писателей полностью «поддерживающих платформу Советской власти». Власть хотела объединить совершенно разных по мировоззрению, творческим методам и эстетическим склонностям людей. Местом проведения Первого всесоюзного съезда писателей стал Колонный зал дома Союзов. Для столько торжественного мероприятия нужно было украсить помещение, после малочисленных дебатов было решено развесить в зале портреты классиков литературы. Что тут же стало поводом для иронии злоязыких писателей:Хватало места всем вполнеКто на трибуне, кто в партере,А кто и просто на стене!Так, например, всех огороша,Нам факт явился как во сне –На кафедре Толстой Алеша,Толстой же Лева – на стене. Одна из делегатов Первого съезда союза писателей СССР А. Караваева вспоминала о дне открытия форума: «Солнечным августовским утром 1934 года, приближаясь к Дому Союзов, я увидела большую и оживленную толпу. Среди говора и аплодисментов – совсем как в театре – слышался чей-то молодой голос, который энергично призывал: «Товарищи делегаты Первого съезда советских писателей! Входя в этот зал, не забудьте поднять ваш исторический мандат!… Советский народ желает всех вас видеть и знать! Называйте, товарищи, вашу фамилию и предъявляйте ваш делегатский билет!».По мандатным данным, среди делегатов Первого съезда писателей СССР преобладали мужчины - 96,3%. Средний возраст участников - 36 лет. Средний литературный стаж - 13,2 года. По происхождению на первом месте выходцы из крестьян - 42,6%, из рабочих - 27,3%, трудовой интеллигенции 12,9%. Из дворян только 2,4%, служителей культа - 1,4%. Половина делегатов - члены ВКП(б), 3,7% кандидатов в члены ВКП(б) и 7,6% комсомольцев. Число прозаиков среди участников съезда - 32,9%, поэтов - 19,2%, драматургов - 4,7%, критиков - 12,7. Детских писателей - 1,3% и журналистов - 1,8 %.Любопытен и национальный состав съезда. Русских - 201 человек; евреев - 113; грузин - 28; украинцев - 25; армян - 19; татар - 19; белорусов - 17; узбеков -12. Представители еще 43 национальностей были представлены от 10 до одного делегатами. Были даже китайцы, итальянцы, греки и персы.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

К данному материалу относятся разделы:

Тема и идея, острота конфликта и художественные особенности пьесы

Основные темы и идеи прозы И. А. Бунина.

Анализ рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»

С завершением Гражданской войны и переходом к нэпу наметились новые тенденции в развитии культуры. В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Проводились публичные диспуты по вопросам о роли религии, о судьбах интеллигенции в новой России. Оживилась деятельность ранее созданных научных обществ (философских, исторических). Возникали новые общественные объединения - научные, творческие, культурно-просветительные. Тысячи людей, например, участвовали в работе Международной организации помощи борцам революции (МОПР), в шефских рабочих организациях, обществе друзей радио и т. п. Процесс либерализации общественной жизни был непоследовательным и противоречивым. Руководители страны опасались, что свобода мнений может привести к расширению деятельности противников советского режима. С целью противостояния буржуазной идеологии были организованы политшколы, совпартшколы, комуниверситеты. Для пропаганды марксистской философии и борьбы с философским идеализмом было создано общество воинствующих материалистов (1924 год). С середины 1920-х годов работа частных издательств, так же, как и общественных организаций, стала ограничиваться. Был установлен контроль над печатью, деятельностью издательств, репертуаром кино и театров. С конца 1920-х годов усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления культурой. Руководство отдельными ее отраслями передавалось специализированным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и т. д.). Новым наркомом просвещения был назначен А. С. Бубнов, находившийся ранее на руководящей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. В деятельности партийно-государственных органов большое место занимала работа, направленная на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей. Главная роль в развернувшейся общественно‑политической борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе и искусству. В постановлениях ЦК партии «О журнале “Под знаменем марксизма” и “О работе Комакадемии”» (1931 год) были намечены задачи и основные направления развития общественных наук. От них требовалось преодолеть отставание науки от практики социалистического строительства. В постановлении был сформулирован тезис об «обострении классовой борьбы на теоретическом фронте». Вслед за тем начались поиски «классовых врагов» на «историческом фронте», на музыкальном и литературных «фронтах». В «контрреволюционном вредительстве» были обвинены историки Е. В. Тарле и С. Ф. Платонов, литературовед Д. С. Лихачёв. В 1930-е годы были репрессированы многие талантливые писатели, поэты, художники (П. Н. Васильев, О. Э. Мандельштам и др.). Перенесение в сферу культуры форм и методов классовой борьбы оказывало негативное воздействие на духовную жизнь общества.


В 1920-е годы одним из центральных направлений политики в области культуры была работа по ликвидации неграмотности среди населения. Накануне Октября 1917 года примерно три четверти всего взрослого населения России не умели ни читать, ни писать. Особенно много неграмотных было в сельской местности и национальных окраинах. С конца 1918 года началась реорганизация системы народного образования. Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковноприходские и земские школы. На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года). Плата за обучение отменялась. В конце 1919 года правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке. Уклоняющиеся от этой обязанности могли быть привлечены к уголовной ответственности. Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Вместе с Наркомпросом она возглавила развернувшуюся в стране работу по обучению грамоте населения. В городах и сельской местности создавались пункты ликбеза для обучения чтению и письму. Преобразования коснулись высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян. В 1919 году с целью повышения общеобразовательной подготовки для поступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). Реформа высшей школы должна была способствовать созданию новой, рабоче-крестьянской интеллигенции. В годы предвоенных пятилеток продолжалась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, по повышению культурного уровня советских людей. Был составлен единый план обучения чтению и письму взрослого неграмотного населения. 1930 год явился важной вехой в работе, направленной на превращение СССР в грамотную страну. Было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование. Значительные средства были выделены на школьное строительство. Только в годы второй пятилетки в городах и рабочих поселках открылось свыше 3,6 тыс. новых школ; более 15 тыс. школ начали действовать в сельской местности. Задачи индустриального развития страны требовали всё большего числа грамотных и квалифицированных кадров. Вместе с тем образовательный уровень рабочих был невысок: средняя продолжительность их школьного обучения составляла 3,5 года. Процент неграмотных рабочих достигал почти 14%. Сложился разрыв между общеобразовательной подготовкой рабочих, уровнем их общей культуры и потребностями народного хозяйства. Для улучшения подготовки кадров была создана сеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки по повышению технической грамотности. Принимались меры по развитию системы среднего специального и высшего образования. Были отменены ограничения для «классово чуждых элементов» при поступлении в вузы. Ликвидировались рабфаки. Расширилась сеть высших учебных заведений. К началу 1940-х годов в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов.

Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди них - действующие поныне Физико-химический, Физико-технический (ныне - имени академика А. Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) институты. Участие в организации новых исследовательских центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области авиации Н. Е. Жуковский, физик А. Ф. Иоффе и др. Создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, преобразованная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 года Институт научной информации по общественным наукам - ИНИОН). В условиях Гражданской войны, голода и нехватки ресурсов отдача от работы исследовательских институтов была невелика. Правительство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем введения натуральных пайков, повышенных окладов. Но меры эти были эпизодичны и не могли изменить тяжелого положения научных кадров. Лишь после окончания гражданской войны появились условия для становления науки. Были основаны новые институты в системе Российской Академии наук, которая с 1925 года стала именоваться Академией наук СССР. В 1930-е годы продолжалась работа по созданию научно-исследовательских центров, развивалась отраслевая наука. В Москве открылись Институты органической химии, геофизики, Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Проводились исследования по проблемам микрофизики (П. Л. Капица), физики полупроводников (А. Ф. Иоффе), атомного ядра (И. В. Курчатов, Г. Н. Флеров, А. И. Алиханов и др.). Работы К. Э. Циолковского в области ракетной техники стали научной основой для создания первых опытных ракет. Исследования ученого-химика С. В. Лебедева позволили организовать промышленный способ получения синтетического каучука. Незадолго до начала Великой Отечественной войны под руководством А. П. Александрова были изобретены способы защиты кораблей от магнитных мин.

Художественная жизнь 1920-х годов протекала сложно - в борьбе художественных взглядов и систем. Со своими декларациями выступили литературные группировки футуристов, лефовцев, конструктивистов. Общим для них был взгляд на искусство как на средство преобразования мира. Порвавшие с Пролеткультом писатели и поэты (М. П. Герасимов, В. В. Казин, И. Н. Садофьев и др.) организовали литературное объединение «Кузница» (по названию одноименного журнала). Группа объявила себя единственной организацией, выражающей интересы революционного рабочего класса. В начале 1920-х годов возникли российская и московская пролетарские писательские ассоциации (РАПП и МАПП). Руководители обеих организаций видели предназначение объединяемых ими литераторов в воздействии на читателя в «сторону коммунистических задач пролетариата».

Идентичные процессы происходили в сфере музыкальной жизни. За отражение в творчестве композиторов тем, связанных с созданием нового общества, выступала Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Ассоциации проявляли нетерпимость в отношении так называемых непролетарских писателей и композиторов. Борьбу за «чистоту» пролетарского искусства вела Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ).

Начиная со второй половины 1920-х годов, литература и искусство рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания масс. Именно этим объяснялось усиление борьбы с «контрреволюционными» идеями и «буржуазными теориями» в сфере художественной жизни. На рубеже 1920–1930-х годов увеличилось количество литературных объединений. Действовали группы «Перевал», «Леф» (Левый фронт искусства), Всероссийский союз писателей, Союз крестьянских писателей, Литературный центр конструктивистов (ЛЦК) и другие. Они проводили свои съезды, имели печатные органы. В 1932 году было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». В соответствии с ним были упразднены все литературные группировки. Писатели и поэты объединялись в единый творческий союз (он насчитывал 2,5 тыс. человек). В августе 1934 года состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. На нем с докладом о задачах литературы выступил А. М. Горький. Вслед за общесоюзным в некоторых союзных республиках также прошли писательские съезды и были созданы союзы писателей как отделения Всесоюзного. В числе руководителей СП СССР в 1930-е годы находились А. М. Горький и А. А. Фадеев. Был создан Союз советских композиторов. С возникновением творческих союзов ликвидировалась относительная свобода художественного творчества. Вопросы литературы и искусства обсуждались на страницах газет как дело принципиальной важности. Основным творческим методом литературы и искусства становился социалистический реализм, важнейшим принципом которого являлась партийность.

На рубеже 1920–1930-х годов в литературу и искусство пришло новое поколение поэтов, композиторов. Многие из них участвовали в развитии песенного творчества. Авторами песен выступали поэты В. И. Лебедев-Кумач, М. В. Исаковский, А. А. Прокофьев. В песенном жанре работали композиторы И. О. Дунаевский, братья Покрасс, А. В. Александров. В 1930‑е годы широкое признание получила поэзия А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, К. М. Симонова, В. А. Луговского, Н. С. Тихонова, Б. П. Корнилова, А. А. Прокофьева. Лучшие традиции русской поэзии продолжили в своем творчестве П. Н. Васильев (поэмы «Христолюбовские ситцы» н «Соляной бунт») и А. Т. Твардовский (поэма «Страна Муравия»). Заметным явлением в литературной жизни стали произведения А. Н. Толстого, А. А. Фадеева.

Индустриализация страны конца 1920-х - начала 1930-х годов способствовала развитию массового градостроительства и становлению советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждениями. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. Новые архитектурные решения предложили И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, А. В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию советских архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества.

Составной частью отечественной культуры 1920–1930-х годов является творчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшейся за рубежом. К концу Гражданской войны численность эмигрантов из Советской России достигла 1,5 млн человек. В последующие годы эмиграция продолжалась. Почти две трети общего числа покинувших Россию лиц обосновались во Франции, Германии и Польше. Многие эмигранты поселились в странах Северной и Южной Америки, в Австралии. Оторванные от родины, они стремились сохранить свои культурные традиции. За рубежом были основаны несколько русских издательств. В Париже, Берлине, Праге и некоторых других городах печатались газеты и журналы на русском языке. Выходили в свет книги И. А. Бунина, М. И. Цветаевой, В. Ф. Ходасевича, И. В. Одоевцевой, Г. В. Иванова. В эмиграции оказались многие крупные ученые-философы. Находясь далеко от родины, они пытались осмыслить место и роль России в истории и культуре человечества. Н. С. Трубецкой, Л. П. Карсавин и другие стали основоположниками евразийского движения. В программном документе евразийцев «Исход к Востоку» говорилось о принадлежности России двум культурам и двум мирам - Европе и Азии. В силу особого геополитического положения, считали они, Россия (Евразия) представляла особую историческую и культурную общность, отличную и от Востока, и от Запада. Одним из научных центров российской эмиграции был Экономический кабинет С. Н. Прокоповича. Объединившиеся вокруг него ученые-экономисты занимались анализом социально-экономических процессов в Советской России 1920-х годов, публиковали научные труды по этой теме. Многие представители эмиграции вернулись в конце 1930-х годов на родину, другие остались за рубежом, и творчество их стало известным в России лишь спустя несколько десятилетий.