Промежуточная бухгалтерская отчетность. Правила ведения промежуточной бухгалтерской отчетности В состав промежуточной бухгалтерской отчетности включается

На законодательном уровне сегодня установлена необходимость ведения бухгалтерской отчетности. Она бывает различных видов. В некоторых случаях требуется составлять отчетность промежуточного характера.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Составление подобного типа документов подразумевает большое количество самых разных нюансов. На законодательном уровне установлены требования к составлению документации.

Существует специализированная и общая, которая распространяется на весь бухгалтерский учет. Стоит ознакомиться со всеми нюансами заблаговременно.

Основные моменты

По предприятиям различного рода, ведущим коммерческую и некоммерческую деятельность, необходимо будет в обязательном порядке составлять специальную бухгалтерскую отчетность.

Она может быть различных видов:

  • обычная;
  • консолидированная;
  • сводная;
  • промежуточная.

Также существуют различного рода иные виды отчетности. Стоит разобраться заранее со всеми ними и что именно в состав входит. Так можно избежать множества затруднений.

Причем все виды отчетности имеют свое сугубо индивидуальное назначение. Например, сводная, консолидированная не могут использоваться для целей налогового обложения.

Аналогичным образом обстоит дело с промежуточной отчетностью. Существует ограниченный перечень ситуаций, когда необходимо в обязательном порядке составлять отчетность такого типа.

Заблаговременно важно рассмотреть следующие вопросы:

  • что это такое?
  • из чего состоит данная документация?
  • действующие нормативы.

Что это такое?

Прежде всего, необходимо понять, что представляет собой бухгалтерская отчетность сама по себе.

Под данным термином понимается совокупность различных данных, содержащих информацию о финансовом состоянии предприятия.

Также бухгалтерия всегда содержит актуальные данные о хозяйственной деятельности предприятия за определенный период времени.

Под сводной бухгалтерской отчетностью подразумевается специальная система показателей. Они отражают отчетность следующего вида:

  • финансовое положение на дату формирования отчетности;
  • результаты за определенный отчетный период группы компаний.

Отчетность рассматриваемого типа формируется на основании рекомендаций, разработанных для отчетности консолидированного типа.

Часто именно это служит основной причиной возникновения всевозможных затруднений при составлении.

Важно избегать допущения всевозможных ошибок при составлении бухгалтерских отчетов. Так как, впоследствии, необходимо будет вносить правки. В некоторых случаях это попросту не допустимо.

Важно помнить, что для составления рассматриваемого типа отчетности необходимо будет использовать специально разработанные документальные формы.

Составляются они головной организацией на основании методических рекомендаций, которые утверждены

Также существуют международные стандарты формирования подобного рода отчетности. Существует три различных формы. Все они относятся к отчетности консолидированного типа.

Из чего состоит данная документация (состав)

Промежуточная бухгалтерская отчетность должна быть представлена определенными отчетными документами.

Она включает в себя:

Форма №1
Форма №2

В первую очередь при составлении такого баланса необходимо проверять остатки в бухгалтерском отчете.

Если разница будет достаточно велика, проверяющие органы могут заподозрить наличие каких-либо коррупционных схем ухода от уплаты налоговых сборов.

При наличии таковой возможности стоит ознакомиться с верно составленным образом промежуточной отчетности. Так возможно будет избежать множества затруднений, ошибок.

Установлены различные сроки для составления бухгалтерской отчетности. Промежуточная бухгалтерская отчетность обычно предоставляется в налоговые органы.

Основной целью рассмотрения таких документов является проверка соблюдения правил консолидации групп налогоплательщиков.

Для обозначения данного явления также используется аббревиатура КГН. Основным документом, устанавливающим данный момент, является .

Действующие нормативы

Составлять отчетность рассматриваемого типа необходимо в соответствии с действующими нормативными документами.

На данный момент разработаны законодательные акты. Основополагающим нормативно правовым документом является

В состав входят следующие основные НПД:

Отдельного внимания заслуживают следующие приказы Министерства финансов Российской Федерации:

Существуют международные стандарты ведения бухгалтерской отчетности. Если компания ведет коммерческую деятельность также за пределами Российской Федерации, отчетность ей должна обязательно соответствовать.

Устанавливаются стандарты следующими нормативно-правовыми документами:

  1. МСФО-22 «Объединение компаний» (от 1993 года).
  2. (от 1994 года).

Отдельное внимание необходимо будет уделить составлению форматов документов ведения бухгалтерской отчетности.

Важно помнить, что все документы можно разделить на две основные группы:

  • унифицированные, формат которых установлен на законодательном уровне;
  • разработка которых должна осуществляться самостоятельно, на основании рекомендаций законодательства.

Также важно учитывать положения различных ПБУ (Правил бухгалтерского учета). Отчетность должна составляться в соответствии с данными нормативно-правовыми документами.

Наиболее важными являются следующие:

Перечень различных правил ведения бухгалтерского учета достаточно обширен. Именно поэтому по возможности стоит ознакомиться со всеми ними.

Так можно будет избежать большого количества различных затруднений, допущения типичных в таком случае ошибок.

Порядок формирования промежуточной бухгалтерской финансовой отчетности

Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется за определенный промежуток времени, требуемый налоговыми органами.

Существуют некоторые особенности, который связаны именно с формированием такой отчетности.

Наиболее важными вопросами, рассмотреть которые необходимо заблаговременно, являются следующие:

  • необходимые данные;
  • правила заполнения форм;
  • сроки предоставления;
  • какие остатки указывать.

Необходимые данные

При составлении бухгалтерской отчетности промежуточного характера необходимо будет указывать данные, которые обозначаются при формировании стандартной отчетности.

Они представляют собой единую систему, все компоненты которой взаимосвязаны. Формат представления такой отчетности практически всегда, без исключений, табличный.

В перечень необходимых данных включается следующее:

Полное наименование документов отчетности Как первичных документов, так и всех иных
Дата составления документации
Полное наименование организации Которая составляет бухгалтерский учет для представления в налоговые органы
Что включают в себя хозяйственные операции
Какие измерители используются В натуральном, денежном выражении
Наименование должностей всех лиц Которые несут ответственность за составление бухгалтерской отчетности, а также ведение хозяйственных операций
Личные подписи Всех указанных

Основные нюансы составления промежуточной отчетности:

Необходимо заранее составить перечень лиц Имеющих право на подписание первичных бухгалтерских документов (утверждается руководителем)
Первичный документ бухгалтерского учета Всегда составляется в момент свершения самой хозяйственной операции, которую он отражает
Внесение различного рода правок В банковские, а также кассовые документы не допускается
Необходимо обязательно составлять сводную отчетность Для контроля правильности заполнения бухгалтерских отчетных документов
Документы бухгалтерской отчетности могут составляться Как на бумажном носителе, так и на электронном

Также следует внимательно изучить формат составления регистров бухгалтерской отчетности рассматриваемого типа. У данной процедуры имеются свои особенности.

Правила заполнения форм

На данный момент существует всего две формы бухгалтерской отчетности (№1 и №2).

Форма №1 должна заполняться в соответствии со следующими основными принципами ведения отчетности:

  • все разделы баланса должны быть заполнены максимально подробно;
  • баланс должен быть обязательно проверен на правильность составления;
  • обязательно наличие взаимосвязи баланса с другими формами.

Форма №1 бухгалтерского баланса всегда состоит всего из двух основных частей:

  • актив;
  • пассив.

В активе всегда отражается полностью все имущество, которое принадлежит предприятию, а также долги перед ним от различного рода контрагентов.

Видео: промежуточная бухгалтерская отчетность

Актив представляет собой основные средства, различного рода активы нематериального характера. Отдельные данные баланса в обязательном порядке должны полностью совпадать с аналогичными данными других форм.

В то же время пассив обязательно должен отражать источник, из которого появились все активы предприятия.

Форма №2 обязательно должна включать в себя следующие основные разделы:

  • выручка;
  • себестоимость продаж;
  • валовая прибыль – убыток;
  • всевозможные коммерческие расходы;
  • расходы на управленческий аппарат;
  • доходы от участия других организаций;
  • проценты к получению;
  • прочие доходы;
  • иное.

Перечень обязательных данных достаточно обширен. Он включает в себя более десятка позиций. Потому необходимо заранее ознакомиться со всеми ними. Образцы заполнения форм можно будет легко найти в интернете.

Сроки предоставления

На данный момент установлены жесткие сроки предоставления отчетности промежуточного характера. Все документы должны быть переданы в налоговые органы в последние дни месяца.

Аналогичным образом обстоит дело с годовой отчетностью – все документы требуется сдать до 31 декабря.

Какие остатки указывать

При составлении промежуточной бухгалтерской отчетности необходимо будет указывать следующие остатки:

  • вступительное сальдо;
  • остатки на балансе за 1 квартал;
  • данные об остаточной стоимости;
  • остатки по сумме переоценки;
  • остатки резервов.

Существует множество нюансов составления промежуточной отчетности, с ними стоит ознакомиться заблаговременно. Так как наличие ошибок может привести к наложению достаточно серьезных штрафов.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Что представляет собой промежуточная бухгалтерская отчетность и каковы сроки ее сдачи? Каждый бухгалтер должен отчитаться о результатах деятельности предприятия в контролирующие органы. В отчетах содержатся данные о полученной прибыли, понесенных убытках и сумме налога, который должен уплатить субъект хозяйственной деятельности.

Для чего нужна промежуточная отчетность?

Бухгалтерская отчетность по периодичности составления делится на годовую и промежуточную. Промежуточная бухгалтерская отчетность - это совокупность отчетов, отображающих все аспекты деятельности организации. Они формируются за месяц, квартал, 9 месяцев или любой другой период в течение календарного года начиная с 1 января. Поскольку нормативными актами и законами Российской Федерации не предусмотрены сроки и адресаты подачи промежуточной документации, то она может быть подготовлена за любой отчетный период. Но это не означает, что вести квартальную или месячную документацию не нужно, просто она не требует подачи отчетов в соответствующие инстанции.

Промежуточная отчетность относится к периодической отчетности, и законодательством РФ не предусмотрено ее обязательное составление. Отчеты и документация могут быть подготовлены за любой период для разрешения спорных ситуаций или проверки достоверности данных бухгалтерского учета. Такой вид бухгалтерской отчетности не требуется подавать для проверки в Налоговую инспекцию и управление статистики. В настоящее время предприятия обязаны подавать только годовые отчеты.

Но возможны ситуации, когда руководитель предприятия, учредители или финансовые учреждения могут потребовать промежуточную отчетность. В таком случае бухгалтеру необходимо подготовить все необходимые документы, но сдавать их на проверку в контролирующие инстанции не следует. Отчеты помогут руководству составить бизнес-планы, учредители выяснят результаты деятельности компании, а финансовые учреждения оценят экономическую стабильность предприятия.

Более того, составление промежуточной документации поможет определить стоимость доли участников и станет весомым аргументом при оценке эффективности управления назначенного руководителя, если учредители приняли решение выйти из фирмы. Потребовать промежуточные отчеты могут и контрагенты, инвесторы или банки, которые заинтересованы в сотрудничестве.

Очень часто договор между поставщиками и покупателями имеет пункт, в котором говорится об обязанностях руководителя предоставлять бухгалтерский баланс, чтобы требующая сторона убедилась в финансовой стабильности и платежеспособности компании. Для предприятий определенных отраслей, таких как акционерные или инвестиционные фонды, эта мера является обязательной, но не требует сдачи документов в контролирующие органы.

Какие документы входят в отчетность?

Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о доходах и убытках. Иногда требующая сторона может попросить включить в состав промежуточной бухгалтерской отчетности пояснительную записку и отчет движении денежных средств. Эти документы также содержит годовая отчетность.

Бухгалтерский баланс - важнейшая форма отчетности, которая содержит сведения о финансовом состоянии предприятия на текущую дату. Он состоит из двух частей:

  • актив содержит данные об имуществе и обязательствах, которые находятся в распоряжении предприятия и используются для осуществления деятельности, принося пользу;
  • пассив отражает собственный капитал и обязательства компании.

Актив баланса, в свою очередь, делится на основной и оборотный капитал. Основной капитал - это здания, сооружения, инструменты и прочие нематериальные активы, которые используются в процессе производства и переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции. К оборотному капиталу относятся материалы, сырье, денежные средства, которые используются в процессе производства меньше года и принимают непосредственное участие в изготовлении готовой продукции. Таким образом, актив баланса отражает имущество, которым владеет предприятие и которое использует в процессе производства.

Пассив баланса содержит информацию о тех средствах, которые приняли участие в формировании актива. Он отображает сведения о капиталах, имеющихся в распоряжении организации, о долгосрочной задолженности и кратковременных обязательствах. Можно отметить, что пассив показывает юридическую зависимость компании от других предприятий.

Также в состав промежуточной бухгалтерской отчетности входит отчет о доходах и убытках. Документ дает возможность просмотреть полученные доходы компании и понесенные убытки за определенный период. Информация из отчета дает возможность сравнить изменения доходов и расходов отчетного периода с предыдущим, а также оценить структуру, состав и динамику размера прибыли, дохода от продаж, чистой прибыли. Если обобщить данные документа, то этот анализ поможет выявить перспективы роста размера прибыли и способы повышения ее рентабельности.

Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу является необязательной частью документации, но ее наличие может существенно повысить репутацию организации перед контролирующей стороной. Записка может раскрыть полноту сведений из баланса, тем самым способствуя привлечению новых партнеров.

Отчет о движении денежных средств показывает, насколько предприятие нуждается в финансах. В документе должны содержаться сведения о потоках финансов по операционному, финансовому и инвестиционному направлению.

Совокупность данных отчетов является прекрасным источником сведений для всестороннего анализа деятельности предприятия.

Законодательство и отчетность

Тот факт, что нормативными актами и законами РФ не предусмотрено обязательное предоставление промежуточной отчетности в Налоговую инспекцию и Росстат, вовсе не освобождает предприятие от ведения такой документации. Министерство финансов Российской Федерации советует не игнорировать составление промежуточной документации. Если нет необходимости составлять документацию каждый квартал, то делать это нужно хотя бы 2 раза в год.

Освобождение от ежемесячного составления промежуточных показателей позволит хоть немного облегчить труд как самих бухгалтеров компаний, так и налоговых инспекторов и независимых ревизоров. Это не только обрадует специалистов, но и поможет сократить затраты на почтовые услуги.

Кроме того, первичные документы при необходимости могут быть оформлены в бумажном или электронном виде. Законодательство изменило порядок ведения бухгалтерских регистров, которые утверждаются руководителем предприятия. Их формирование должно проходить с соблюдением определенных требований: они в обязательном порядке должны содержать полные реквизиты партнеров. Хранить документы можно только в случае предварительной электронной подписи. Сроки хранения документации составляют 5 лет с момента последнего пользования. Следует учесть, что законом не предусмотрено соблюдение коммерческой тайны бухгалтерских регистров.

Принципы ведения бухгалтерии обязывают вести учет достоверно, непрерывно и своевременно. Данные в отчеты должны быть занесены правдиво и четко, чтобы при сравнении и анализе они совпадали с отчетами предыдущих периодов.

Ответственность за составление финансовой документации ложится на руководителя предприятия и бухгалтера.

За несоблюдение сроков подачи документов в контролирующие инстанции назначается штраф, а недостоверность данных в отчетах грозит уголовной ответственностью.

Таким образом, промежуточная отчетность не является обязательной составляющей бухгалтерского учета, но она поможет правильно вести документацию и избежать ошибок в дальнейшем. Министерство финансов РФ все же рекомендует не пренебрегать промежуточными показателями, хоть и налоговые инспекторы не вправе требовать от руководителя эти отчеты.

По закону представлять бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию и органы Росстата нужно только по итогам года (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ ; ч. 2 ст. 18 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). А промежуточная бухгалтерская отчетность - это отчетность, которая составляется за период меньше года (ч. 5 ст. 13 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Для кого же тогда составляется промежуточная бухгалтерская отчетность?

Отчетный период для бухгалтерской отчетности

Закон о бухучете не говорит нам, какой отчетный период действует для целей бухучета - год, квартал, месяц или какой-то еще. То есть этот вопрос остается на усмотрение самой организации. Руководство компании и ее собственники решают:

  • как часто нужно составлять промежуточную бухгалтерскую финансовую отчетность;
  • в какой срок после окончания отчетного периода должна быть готова промежуточная бухгалтерская отчетность. Это зависит от внутренних целей компании. К примеру, компания входит в холдинг и составление промежуточной бухгалтерской отчетности необходимо ей для формирования единой отчетности холдинга на конкретную отчетную дату;
  • каков состав промежуточной бухгалтерской отчетности. Например, фиксируется, что промежуточная бухгалтерская отчетность включает в себя только бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах;
  • какие формы промежуточной бухгалтерской отчетности будут использоваться.

Как правило, все эти вопросы закрепляются в учетной политике.

То есть назначение промежуточной бухгалтерской отчетности определяет руководство и собственники компании.

Заполнение промежуточной бухгалтерской отчетности

В бухгалтерском балансе отражаются данные по состоянию на конкретную отчетную дату (как правило, последний день выбранного отчетного периода). Например, на 31 января, на 28 (29) февраля и т.д.

Будут ли приводиться в балансе данные за прошлый и позапрошлый годы и в каком виде, решает руководство компании.

Показатель строки 1370 промежуточного баланса определяется как сумма остатков по счетам 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и 99 «Прибыли и убытки» на отчетную дату.

Промежуточный отчет о финансовых результатах содержит данные об оборотах за конкретный отчетный период (например, за 1 квартал или за полугодие). Строка 2410 «Текущий налог на прибыль» заполняется по данным декларации по налогу на прибыль за последний отчетный период.

Представление промежуточной бухгалтерской отчетности

Как мы уже сказали, в госорганы представляется только годовая бухгалтерская отчетность. Поэтому промежуточная бухгалтерская отчетность составляется исключительно для руководства, собственников компании и иногда для определенных внешних пользователей. Им она и представляется в установленные учетной политикой сроки.

Промежуточная бухгалтерская отчетность 2016

Если руководство вашей компании примет решение составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность по итогам каждого месяца или каждого квартала или на конкретную отчетную дату 2016 года, то это решение должно было быть закреплено в учетной политике на 2016 год.

Согласно ст.13 Закона о бухгалтерском учете все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. При этом выделяется порядок составления и представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности. Квартальная отчетность организации в соответствии с п.3 ст.14 Закона о бухгалтерском учете получила наименование "промежуточной". Отличием промежуточной отчетности от годовой является ее упрощенный состав, необязательность подтверждения статей баланса данными инвентаризации, а также отсутствие необходимости проведения реформации, заключающейся в распределении финансовых результатов деятельности. Отчетность составляется на основании остатков по счетам и субсчетам учета, выведенных в Главной книге по состоянию на отчетную дату (отчетной датой для квартальной отчетности за год.признается соответственно: 30 июня — для квартальной отчетности за первое полугодие; 30 сентября — для квартальной отчетности за 9 месяцев). Особое внимание при формировании отчетных показателей организациям следует уделить порядку применения новых положений и указаний. Указания по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденные Приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. N 97н;

Состав промежуточной бухгалтерской отчетности

Согласно п.29 Положения по ведению бухгалтерского учета и п.49 ПБУ 4/99 квартальная (промежуточная) бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса (приложение 1) и отчета о прибылях и убытках (приложение 2), если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации. Последнее положение означает, что состав промежуточной отчетности, представляемой по требованиям учредителей организаций, может включать и иные формы. При этом действующими на сегодняшний день требованиями законодательства регламентирован только объем представляемой организациями отчетности. Непосредственно в качестве форм бухгалтерской отчетности организации вправе использовать самостоятельно разрабатываемые формы при условии соблюдения общих требований к бухгалтерской отчетности и непосредственно отчетным формам, определенных ПБУ 4/99. При разработке своих самостоятельных форм или применении утвержденных, а также, как вариант, при изменении утвержденных форм, организации должны руководствоваться требованиями ПБУ 4/99, Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 13 января 2000 г. N 4н, а также разъяснениями, содержащимися в Письме Минфина России от 3 апреля 2002 г. N 16-00-16/51, о структуре и составе используемых форм бухгалтерской отчетности. В частности, согласно Указаниям о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности организация вправе принять решение о представлении отчетности по утвержденным Минфином России формам, если показатели, приведенные в этих образцах форм, позволяют соблюдать требования к бухгалтерской отчетности, определенные ПБУ 4/99. В случае если этого не достигается, организация самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности с соблюдением требований, предъявляемых к составу показателей отчетности действующим законодательством.

При разработке форм бухгалтерской отчетности самостоятельно организациями должны быть сохранены коды итоговых строк и коды строк итоговых разделов и групп статей бухгалтерского баланса (форма N 1). Если организация примет решение в представляемой бухгалтерской отчетности раскрывать по каждому числовому показателю данные более чем за два года (три и более), то при разработке, изготовлении и использовании бланков форм должно быть обеспечено достаточное количество граф (строк), необходимых для такого раскрытия. Организации вправе в отчете о прибылях и убытках (форма N 2) показатели, приведенные в разделе "Расшифровка отдельных прибылей и убытков" образца формы, приведенного в Приложении 2 к Приказу Минфина России N 4н, представлять в виде расшифровок к соответствующим статьям отчета ("в том числе" или "из них").

Сроки, порядок и адреса представления промежуточной бухгалтерской отчетности В соответствии с п.86 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности квартальная отчетность должна представляться в течение 30 дней по окончании соответствующего квартала. Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности должен считаться следующий за ним рабочий день. Согласно п.1 ст.15 Закона о бухгалтерском учете промежуточная бухгалтерская отчетность представляется учредителям и участникам организации, собственникам ее имущества (если перечисленные адреса предусмотрены учредительными документами организации), а также территориальным органам государственной статистики.

Кроме этого, в соответствии с пп.4 п.1 ст.23 части первой НК РФ квартальная отчетность должна представляться также и в налоговые органы по месту регистрации организации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия обязаны представлять бухгалтерскую отчетность также органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Согласно новой редакции п.6 ст.13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская отчетность может составляться, храниться и представляться соответствующим пользователям в установленной форме на бумажных носителях, а при наличии технических возможностей и с согласия пользователей — может также представляться в электронном виде. Исходя из этого, отчетность может быть представлена в установленные адреса непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или же передана по телекоммуникационным каналам связи. При этом пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации представить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления по принадлежности. При получении отчетности по телекоммуникационным каналам связи получатель обязан передать организации квитанцию о приеме в электронном виде. Исходя из вышеизложенного, конкретным днем представления организацией бухгалтерской отчетности по принадлежности, по которой определяется исполнение требований действующего законодательства, является дата отправки почтового отправления с описью вложения, дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи или же дата фактической передачи отчетности по принадлежности. Согласно Методическим рекомендациям по отчетности при представлении отчетности на бумажных носителях, отчетность в обязательном порядке должна прилагаться к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности. В представляемых отчетных формах не допускаются подчистки и помарки. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые подтверждаются лицами, подписавшими бухгалтерский баланс и иные формы, с указанием даты исправления. Отчетность представляется в установленные адреса по одному экземпляру бесплатно. Подписываться она должна руководителем и главным бухгалтером организации. При этом реквизиты о квалификационном аттестате профессионального бухгалтера должны проставляться только в случае его фактического наличия у бухгалтера, подписавшего отчетность (Письмо МНС России от 20 апреля 2001 г. N АС-6-16/332 "О наличии в бухгалтерской отчетности организации данных о квалификационном аттестате профессионального бухгалтера"). Если такого аттестата у главного бухгалтера нет, проставляются прочерки. Главный бухгалтер (бухгалтер), не владеющий квалификационным аттестатом профессионального бухгалтера, имеет полное право подписи отчетности.

В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации, руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерскийучет.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Россия наметила новый этап реформирования системы бухгалтерского учета, ориентированный на переход к международным стандартам. Это вызвано требованиями времени, вступлением страны в ВТО, необходимостью единообразного подхода к представлению финансовой отчетности. Данная статья раскрывает требования к формированию и представлению промежуточной отчетности в связи с принятием нового Закона о бухгалтерском учете <1>.

<1> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Представление бухгалтерской отчетности в налоговые органы

Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" устанавливает конкретные периоды формирования промежуточной отчетности. В п. 3 ст. 14 данного Закона закреплено: месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.

Подобных положений о периодичности формирования промежуточной отчетности новый Закон о бухгалтерском учете, вступающий в силу 1 января 2013 г., не содержит.

Данный Закон устанавливает два вида отчетности: годовую и промежуточную (п. п. 3, 4 ст. 13). По смыслу п. 1 ст. 18 указанного Закона обязательной будет только годовая бухгалтерская отчетность, представляемая в орган государственной статистики по месту государственной регистрации экономического субъекта. При этом положений об обязанности представления указанной отчетности в налоговый орган Закон не содержит .

Как следует из п. 2 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете, обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, которым является календарный год (п. 1 ст. 15).

Порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы определены в пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Так, Федеральным законом от 29.06.2012 N 97-ФЗ внесены изменения в указанную правовую норму, в которой:

  • во-первых, закреплена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту своего нахождения годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • во-вторых, установлен срок представления отчетности — не позднее трех месяцев после окончания отчетного года , за исключением случаев, когда организация в соответствии с законодательством не обязана вести бухгалтерский учет.

Таким образом, с 01.01.2013 компаниям не придется сдавать в налоговые органы квартальную бухгалтерскую отчетность (см.

Письмо Минфина России от 23.10.2012 N 03-11-09/80).

Вместе с тем остается неясным вопрос о необходимости формирования промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Промежуточная отчетность: составлять или нет?

Закон о бухгалтерском учете предусматривает формирование промежуточной финансовой отчетности. Так, в п. 4 ст. 13 указано: промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

При этом в рассматриваемом Законе не оговорено, в каких именно случаях и куда необходимо сдавать промежуточную отчетность. Какие периоды определены для формирования и сдачи периодической отчетности? Какие формы отчетности следует включать в ее состав?

Определенный ответ на эти вопросы можно найти в п. 3 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете: состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Законом, определяется федеральными стандартами.

Из данного пункта следует, что мы должны ожидать выхода в свет федерального стандарта.

Минфин планирует создать в своем составе структурное подразделение "Совет по стандартам бухгалтерского учета", на который предполагает возложить обязанности по разработке федеральных и отраслевых стандартов учета. Разработка федеральных стандартов будет осуществляться открыто посредством СМИ и Интернета, то есть каждое заинтересованное лицо сможет в течение трех месяцев после даты публикации стандарта внести свои предложения и дать рекомендации. Подобного рода практика публичного обсуждения разрабатываемых стандартов применяется Советом по МСФО.

Однако до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов ст. 30 Закона о бухгалтерском учете предписывает применять правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу настоящего Закона, к которым относится и Минфин.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона о бухгалтерском учете после 01.01.2013 продолжает действовать ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" <2>, в п. 48 которого закреплено, что организации должны составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ. Требование о формировании промежуточной отчетности содержится также в п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ <3>. Очевидно, что на основании приведенных норм экономические субъекты и после вступления в силу Закона о бухгалтерском учете обязаны составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность. Между тем возможно, что до 30.04.2013 (вероятный срок составления бухгалтерской отчетности за I квартал 2013 г.) будут изменены названные нормативные документы или приняты новые стандарты, регламентирующие порядок и периодичность формирования промежуточной бухгалтерской отчетности.

<2> Утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н.
<3> Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

МСФО (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность"

Закон о бухгалтерском учете является "первой ласточкой" грядущих коренных изменений в бухгалтерском учете РФ в направлении перехода на МСФО, обусловленного в том числе и вступлением РФ в августе 2012 г. в ВТО. Поэтому попытаемся найти ответы на вопросы о составе и требованиях к промежуточной отчетности в МСФО (IAS) 34 <4>.

<4> Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность" введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н.

Промежуточная финансовая отчетность, в соответствии с данным Стандартом, содержит набор финансовых отчетов за период меньший, чем полный отчетный год (полугодие, квартал) деятельности организации. При этом Стандарт не настаивает на обязательном составлении такой отчетности, поскольку предполагается, что требование о ее представлении должно содержаться в национальном законодательстве, например в Законе о бухгалтерском учете.

Состав промежуточной отчетности

Согласно МСФО (IAS) 34 промежуточная отчетность может состоять из сокращенных форм финансовых отчетов, хотя не запрещается составлять ее в полном объеме. Главное, чтобы в этой отчетности раскрывалась информация за промежуточный период, уместная и необходимая для понимания финансового положения и результатов деятельности организации в течение данного периода.

Сокращенный формат отчетности предполагает включение в нее каждого из заголовков и промежуточных статей, которые присутствовали в последней годовой финансовой отчетности.

Промежуточный финансовый отчет включает следующие сведения:

  • сжатый бухгалтерский баланс (по состоянию на конец промежуточного периода) и сравнительный бухгалтерский баланс (по состоянию на конец предшествующего финансового года);
  • сжатый отчет о прибылях и убытках (за текущий промежуточный период и нарастающим итогом за текущий финансовый год на отчетную дату), а также сравнительные показатели за соответствующие периоды предшествующего финансового года. Организация, которая публикует промежуточную финансовую отчетность ежеквартально, готовит, например, в III квартале четыре отчета о прибылях и убытках: один — нарастающим итогом за девять месяцев с начала текущего года, второй — за III квартал, третий и четвертый — сравнительные отчеты о прибылях и убытках за соответствующие периоды предыдущего финансового года;
  • сжатые отчеты о движении денежных средств (нарастающим итогом за текущий финансовый год на отчетную дату, сравнительный отчет за аналогичный промежуточный период предыдущего финансового года);
  • сжатые отчеты об изменениях в капитале (нарастающим итогом за текущий финансовый год на отчетную дату, сравнительный отчет за аналогичный промежуточный период предыдущего года);
  • выборочные пояснительные примечания.

Требования к составлению промежуточной отчетности

Промежуточная отчетность в течение всего года должна составляться на основе единой учетной политики. Если в течение года проводится ее изменение, вся ранее поданная промежуточная финансовая отчетность должна быть представлена повторно с изменениями, вытекающими из новой учетной политики. Проведения инвентаризации имущества на промежуточные даты, как правило, не требуется, а переоценка основных средств необходима только при составлении годовой финансовой отчетности.

Частота представления промежуточной отчетности не влияет на оценку годовых результатов организации. С точки зрения промежуточной финансовой отчетности оценка производится за период с начала года до отчетной даты дискретным методом.

Доходы, получаемые сезонно, циклично и нерегулярно (дивиденды, лицензионные платежи, правительственные субсидии и т.д.), должны прогнозироваться и переноситься в целях составления промежуточной отчетности, если предположение или такая отсрочка не будут обоснованными на конец финансового года организации.

Затраты, понесенные неравномерно в течение финансового года, должны предвидеться или переноситься в целях составления промежуточной отчетности в том случае, когда есть основания предполагать или переносить такие затраты на конец финансового года. Например , затраты на проведение крупного планового периодического ремонта, который предполагается сделать в конце года, учитываются для целей составления промежуточной отчетности, если только организация не имеет на этот счет иного правового или традиционного обязательства.

В выборочных пояснениях к промежуточной отчетности должны быть раскрыты все существенные изменения, произошедшие с момента составления последней годовой финансовой отчетности, приведены комментарии о сезонности операций, описаны характер и сумма нетипичных позиций, приведены изменения в предшествующих оценках, изменения в отношении долговых или долевых ценных бумаг, выплаченных дивидендов. Раскрывается также информация о выручке и результатах по сегментам, покупке или продаже дочерних компаний и долгосрочных инвестициях, реструктуризации и прекращаемой деятельности, об изменениях в условных активах и обязательствах.

Раскрытие информации, содержащейся в промежуточной отчетности

Промежуточная финансовая отчетность и выборочные пояснения предназначены для раскрытия всех изменений, произошедших с момента составления последней годовой финансовой отчетности. Такие пояснения должны отражать:

  • доказательства того, что учетная политика применялась последовательно, и описание любых последующих ее изменений, пояснительные комментарии о сезонности или цикличности операций;
  • характер и сумму факторов, влияющих на активы, обязательства, капитал, чистую прибыль или потоки денежных средств, которые являются необычными из-за своего характера, размера или происхождения;
  • изменения в оценках сумм, представленных в предыдущих промежуточных периодах финансового текущего года или в предшествующие годы;
  • изменения в отношении долговых или долевых ценных бумаг, включая факты непогашения обязательств или нарушения долговых соглашений;
  • выплаченные дивиденды;
  • выручку и результаты по отраслевым или географическим сегментам (в зависимости от того, какой формат по сегментной отчетности является приоритетным);
  • события, произошедшие после отчетной даты;
  • покупку и продажу дочерних предприятий, долгосрочных инвестиций, реструктуризацию и прекращаемую деятельность;
  • изменения в условных обязательствах и условных активах;
  • доказательства того, что промежуточная финансовая отчетность подготовлена в соответствии с МСФО.

Если оценка суммы, представленной в промежуточной финансовой отчетности, существенно меняется в течение окончательного промежуточного периода финансового года, а отдельный финансовый отчет за окончательный промежуточный период не публикуется, характер и сумма этого изменения в оценке показателя должны раскрываться в примечаниях к годовой финансовой отчетности с указанием существенных изменений последнего периода, их причин, величины и т.п.

Изменение требований к составлению отчетности

Существенное изменение требований к бухгалтерской, налоговой отчетности и отчетности по страховым взносам объясняется различными факторами.

Так, в отношении бухгалтерской отчетности — стремлением отказаться от излишних квартальных форм, что освободит организации от необходимости обосновывать расхождения между квартальной отчетностью и декларациями по налогу на прибыль. С 2013 г. налоговые органы смогут потребовать подобные объяснения только по итогам года.

Кроме того, введенные изменения соответствуют МСФО, в частности МСФО (IAS) 34, не предполагающему обязательного представления финансовой отчетности в контролирующие органы.

Таким образом, с 1 января 2013 г. экономические субъекты должны будут сдавать бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках в налоговые органы один раз в год не позднее трех месяцев с окончания финансового года. Кроме того, данную информацию необходимо представлять в двух экземплярах: один — в территориальные подразделения ФНС, другой — в Росстат. Тем не менее составлять промежуточные своды и вести бухгалтерский учет поквартально организациям необходимо, поскольку в настоящий момент продолжают действовать нормы ПБУ 4/99, в которых определено, что организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ.

О периоде формирования промежуточной отчетности

Отметим, что период составления промежуточной отчетности никак не освещен ни в Законе о бухгалтерском учете, ни в других нормативных актах.

Рассматриваемая отчетность — это сведения за промежуточный период, которым может быть квартал или полугодие. МСФО (IAS) 34 также не содержит конкретных требований к периодичности составления промежуточной финансовой отчетности. На практике она чаще всего формируется за квартал, поскольку составление ежемесячных финансовых отчетов — слишком трудоемкий процесс.

Однако при выборе периода формирования промежуточной отчетности нужно руководствоваться в первую очередь информационными потребностями менеджеров, собственников и потенциальных инвесторов. Кроме того, такая информация необходима прежде всего самим экономическим субъектам. Поэтому, если законодательные акты не предписывают периодичность ее составления с указанием федеральных и ведомственных учреждений, в которые ее нужно представлять, руководству компании не следует отказываться от ее составления.

Российское законодательство всегда предполагало составление квартальной отчетности. Для публичных компаний существуют отчеты эмитента — как квартальные, так и полугодовые. Нужно ориентироваться на требования тех пользователей или же тех органов, которые требуют составления отчетности и являются ее официальными получателями. Скорее всего, квартальная отчетность не должна быть обязательной. Если говорить о публичных компаниях, то полугодовая отчетность будет обязательным элементом.

Конечно же, составлять отчетность ежемесячно достаточно трудно, хотя это может быть вполне оправданно, если, с точки зрения инвестора, такая информация является полезной. Полгода, на наш взгляд, слишком большой промежуток, и в этом случае информация может быть несвоевременной. Таким образом, при выборе периода для составления промежуточной отчетности следует руководствоваться, с одной стороны, потребностями пользователей отчетности в информации о компании, а с другой — трудоемкостью и целесообразностью ее подготовки. Потому каждая компания должна выбрать и закрепить в учетной политике свой промежуточный период, если это не будет прописано в законодательных и нормативных актах.

На практике экономические субъекты составляют промежуточную финансовую отчетность в соответствии с МСФО (IAS) 34 в двух случаях:

  • менеджмент добровольно принял решение о подготовке промежуточной финансовой отчетности для обеспечения потенциальных инвесторов максимально оперативной и достоверной информацией о финансовом состоянии предприятия;
  • компания публикует промежуточную отчетность в соответствии с обязательными требованиями регулирующих органов.

По мнению авторов, отказываться вовсе от подготовки промежуточной отчетности было бы неразумно. Прежде всего ежемесячные и квартальные данные необходимы руководству предприятия и его собственникам для ведения управленческого учета и принятия управленческих решений, поскольку они позволяют получать информацию о деятельности компании и выполнении составленных планов. Отчетные документы позволяют своевременно совершенствовать и разрабатывать новые стратегии бизнеса, оценивать экономическую эффективность и стабильность фирмы. Кроме этого, составление квартальной финансовой документации необходимо, например, для определения действительной стоимости доли участника при выходе его из общества. Не стоит также забывать, что промежуточные экономические данные важны третьим лицам, которые заинтересованы в сотрудничестве с компанией: банкам, инвесторам, поставщикам, покупателям. Зачастую при заключении договоров одним из условий продолжения сотрудничества является обязанность регулярно показывать балансы компании.

Такие документы позволяют судить и о текущем финансовом состоянии предприятия и его платежеспособности.

* * *

В данной статье мы постарались донести до читателя, что переход на международные стандарты учета предоставляет экономическим субъектам определенную степень свободы при выборе периода формирования промежуточной отчетности, то есть обеспечивает минимизацию "бюрократии" и "обязаловки" при представлении периодической отчетности в государственные органы.

А.А.Никитина

кафедры бухгалтерского учета и анализа

аграрный университет"

Л.Р.Давлетбаева

заведующая кафедрой

бухгалтерского учета и анализа

ФГБОУ ВПО "Башкирский государственный

аграрный университет"

Отчетность. Ее состав. Определение, сроки и требования к отчетности согласно ПБУ 4/99

Бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовым положением организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Цель бухгалтерской отчетности — обобщение учетных данных за определенное время и представление их в наглядной форме заинтересованным пользователям.

Бухгалтерскую отчетность обязаны предоставлять в налоговые органы все организации в не зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности. Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных синтетического и аналитического учета.

Отсутствие финансово-хозяйственной деятельности, движения по банковским счетам не является основанием для не сдачи бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность формируется и сдается в налоговые органы по состоянию на следующие даты календарного года:

  • на 01 апреля, то есть за первый квартал отчетного года;
  • на 01 июля, то есть за первое полугодие отчетного года;
  • на 01 октября, то есть за девять месяцев отчетного года;
  • на 01 января, то есть за отчетный год.

Отчетным периодом признается год.

Бухгалтерская отчетность, сдаваемая на 01.04, 01.07 и на 01.10, считается промежуточной.

Состав бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность состоит из:

  • бухгалтерского баланса (форма №1);
  • отчета о прибылях и убытках (форма №2);
  • отчета об изменениях капитала (форма №3);
  • отчета о движениях денежных средств (форма №4);
  • приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5);
  • отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6);
  • пояснительной записки;
  • аудиторского заключения для организаций, подпадающих под обязательный аудит.

Субъекты малого предпринимательства имеют право формировать и сдавать только бухгалтерский баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма №2).

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности:

  • годовая отчетность – в течение 90 дней по окончании года (то есть до 1 апреля);
  • квартальная (промежуточная) отчетность – в течение 30 дней по окончанию квартала (до 30 апреля, 30 июля, 30 октября включительно).

Годовая бухгалтерская отчетность подается в налоговые органы после ее утверждения компетентным органом юридического лица, определенным учредительными документами организации. В ООО таким органом является Общее собрание участников, в ЗАО, ОАО – общее собрание акционеров.

ПОЛОЖЕНИЕ
ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
ОРГАНИЗАЦИИ" (ПБУ 4/99)
(в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н, от 08.11.2010 N 142н)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

Кафедра финансового учета

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «бухгалтерская (финансовая) отчетность»

Тема: Особенности формирования промежуточной бухгалтерской отчетности

Специальность 080109.65 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Специализация — Бухгалтерский учет, контроль налогообложения

и судебно – бухгалтерская экспертиза

УФ, 3 курс, гр. 31 УС Н.А. Столярова

Руководитель

к.э.н., доцент Е.А. Боброва

Орел 2009

ВВЕДЕНИЕ

1. Виды, назначение и состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

2. Нормативное регулирование и принципы формирования показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, общие требования, предъявляемые к ней

3. Организационно – экономическая характеристика хозяйствующего субъекта

4. Особенности процедуры составления промежуточной бухгалтерской отчетности

5. Влияние учетной политики организации на состав и оценку показателей бухгалтерской (финансовой)отчетности

6. Бухгалтерский баланс как источник информации о финансовом положении организации.

Оценка статей бухгалтерского баланса

7. Показатели отчета о прибылях и убытках и их взаимосвязь с бухгалтерским учетом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Отчетность является заключительным этапом любой системы учета, завершающей стадией учетного процесса. Бухгалтерская (финансовая) отчетность - это взаимосвязанный комплекс фактических, плановых, прогнозных данных и расчетных показателей о функционировании хозяйственной организации как экономической и производственной единицы. Она включает совокупность данных и показателей как по предприятию в целом, так и в разрезе структурных и производственных подразделений, центров затрат и прибылей.

Отчетность необходима также и для оперативного руководства хозяйственной деятельностью, для принятия правильных управленческих решений.

Отчетность должна быть достоверной и своевременной. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

В бухгалтерскую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении предприятия, финансовых результатах его деятельности и данные об изменениях в его финансовом положении. Если выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении предприятия, финансовых результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность предприятия включают дополнительные показатели и пояснения. При этом должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Если посредством отбора или формы представления информация влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения пред­определенных результатов, информация не является нейтральной.

Бухгалтерская отчетность предприятия должна отражать состав имущества и источники его формирования, включая имущество производств, хозяйств, иных структурных подразделений, а также филиалов, представительств и иных подразделений, выделенных на отдельный баланс и не являющихся юридическими лицами.

Каждый существенный показатель должен представляться в бухгалтерской отчетности отдельно.

Несущественные суммы аналогичного характера или назначения могут объединяться и не представляться отдельно.

Если показатель несуществен в обособленном виде, он объединяется с другими в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках или в пояснениях к ним (в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках или пояснительной записке). При этом следует иметь в виду, что отдельные показатели, которые недостаточно существенны для того, чтобы требовалось их отдельное представление в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, могут быть достаточно существенными, чтобы представляться обособленно в пояснениях.

Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение предприятием вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Как минимум предприятие должно раскрыть в бухгалтерской отчетности данные по группам статей, включенным в бухгалтерский баланс, и статьям, включенным в отчет о прибылях и убытках, в соответствии с требованием Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99.

При отсутствии тех или иных показателей, необходимых для выработки у пользователей отчетности полного представления о финансовом положении предприятия, следует исходить из требований принципа существенности, согласно которому в бухгалтерскую отчетность включаются дополнительные показатели, необходимые пользователю для принятия решения. Кроме того, непосредственно в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, (как «в том числе» или «из них», к соответствующим группам статей или статьям) или в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должна быть раскрыта вся существенная информация (существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5% согласно приказу Минфина Российской Федерации от 22 июля 2003г. № 67н). Предприятие может принять решение о применении для целей отражения в бухгалтерской отчетности существенной информации критерия, отличного от вышеназванного.

При разработке и принятии содержания пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках предприятие вправе для целей отражения в бухгалтерской отчетности существенных показателей или без знания о которых заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения предприятия или финансовых результатов его деятельности отдельные показатели, включенные в Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), согласно образцу формы, представлять в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности или включать эти показатели в пояснительную записку.

Существенным требованием, предъявляемым к бухгалтерской отчетности, является ее открытость. Она должна быть открытой для ознакомления пользователей-учредителей (участников), инвесторов, банков, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту. Правительство РФ издало Постановление от 7 декабря 1994 г. № 1355 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной аудиторской проверке». Кроме того, вышло Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 408 «Об изменении основных критериев (системы показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной проверке».

Целями и задачами бухгалтерской финансовой отчетности является достоверное отражение финансового положения предприятия, отражение правильного учета на предприятии, на основании этого будут сделаны соответствующие выводы об организации.

Такая процедура обобщения учетной информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса его финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылях и убытках. Пользователями такой информации являются руководители, учредители, участники и собственники имущества предприятия.

1. Виды, состав, значение и задачи бухгалтерской (финансовой) отчетности

Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В системе нормативного регулирования учета бухгалтерская отчетность рассматривается как система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. В свою очередь, отчетный период - это период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственно-финансовой деятельности, подготовленная по установленным формам на основе учетной информации. Принцип составления и публикации бухгалтерской отчетности является одним из определяющих принципов, положенных в основу методологии бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность

Вопрос: Кто относится к числу пользователей бухгалтерской отчетности?

Ответ: Пользователями бухгалтерской отчетности являются учредители (участники), собственники имущества, инвесторы, кредитные организации, кредиторы, покупатели, поставщики, работники и другие лица, заинтересованные в информации об организации (п. 4 ПБУ 4/99, п. п. 3.3, 3.4 Концепции). В качестве иных лиц, заинтересованных в информации об организации, можно привести органы власти, которым эта информация необходима для осуществления возложенных на них функций: по распределению ресурсов; регулированию народного хозяйства; разработке и реализации общегосударственной политики; ведению статистического наблюдения (пп. 6 п. 3.4 Концепции). Таким образом, пользователями бухгалтерской отчетности являются в том числе органы государственной статистики и налоговые органы.

1. Организации обязаны не позднее трех месяцев после окончания отчетного года представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения, за исключением случаев, когда организация не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 31.12.2015 N АС-7-6/711@.

Формат представления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 31.12.2015 N АС-7-6/710@.

При представлении бухгалтерской отчетности в налоговые органы на бумажном носителе следует принять во внимание Письмо ФНС России от 09.12.2015 N СД-4-3/21620 и Информационное сообщение ФНС России "О сдаче отчетности на бланках со штрих-кодом", а при подаче отчетности в электронной форме — Письмо ФНС России от 29.05.2015 N ГД-3-3/2180@. В данном Письме содержатся разъяснения о порядке представления отчетности по Форматам, утвержденным Приказами ФНС России от 03.09.2013 N ММВ-7-6/313@ и от 03.09.2013 N ММВ-7-6/311@. Хотя в настоящее время эти Форматы не применяются, считаем, что разъяснения остаются актуальными.

Вопрос: Обязаны ли организации представлять годовую бухгалтерскую отчетность в налоговые органы в электронной форме?

Ответ: В Налоговом кодексе РФ не установлена обязанность для организаций представлять годовую бухгалтерскую отчетность в электронной форме. Ее представление в электронной форме является правом налогоплательщика, а не обязанностью (Письма Минфина России от 11.06.2015 N 03-02-08/34055, ФНС России от 07.12.2015 N СД-4-3/21316, от 10.01.2012 N АС-4-3/10@).

Вопрос: Требуется ли доверенность для представления бухгалтерской отчетности организации в налоговый орган?

Ответ: Полномочия лица, которое представляет бухгалтерскую отчетность в налоговый орган, должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии со ст. ст. 185 — 187 ГК РФ (п. 3 ст. 29 НК РФ). Исключением является законный представитель организации: директор, генеральный директор и т.п. (п. 1 ст. 27 НК РФ).

Вопрос: Следует ли представлять налоговым органам бухгалтерскую отчетность простого товарищества?

Ответ: Нет. Представление бухгалтерской отчетности простого товарищества в налоговые органы не предусмотрено ст. 23 НК РФ. Аналогичный вывод содержит Письмо Минфина России от 08.12.2014 N 03-02-07/2/62783 (направлено Письмом ФНС России от 30.12.2014 N ГД-4-3/27197).

2. Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ установлена обязанность экономических субъектов (за исключением организаций государственного сектора и Банка России) представлять обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности органу государственной статистики .

Срок представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности органу государственной статистики — не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации утвержден Приказом Росстата от 31.03.2014 N 220.

Вопрос: Каков срок сдачи бухгалтерской отчетности за 2015 г.?

Ответ: И в орган государственной статистики, и в налоговый орган бухгалтерскую отчетность за 2015 г. необходимо представить до 31 марта 2016 г. включительно, так как на эту дату истекает трехмесячный срок с даты окончания отчетного года — 31 декабря 2015 г. (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. 3 ст. 192 ГК РФ, п. 5 ст. 6.1, пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Вопрос: Какой день считается датой представления бухгалтерской отчетности?

Ответ: Датой представления бухгалтерской отчетности считается день ее почтового отправления или день фактической передачи ее по принадлежности (п. 47 ПБУ 4/99, п. 88 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

В случае отправки бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи датой представления отчетности в Росстат считается дата отправки, зафиксированная органом государственной статистики или оператором связи и указанная в извещении о получении (п. 8 Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденного Приказом Росстата от 31.03.2014 N 220).

При передаче бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган датой ее представления считается дата отправки, зафиксированная оператором электронного документооборота.

Вопрос: Следует ли представлять налоговым органам и органам государственной статистики промежуточную бухгалтерскую отчетность?

Ответ: Нет. Представление промежуточной бухгалтерской отчетности ни в налоговые органы, ни в органы государственной статистики не предусмотрено (Письмо ФНС России от 20.09.2012 N 3-2-17/475@, п. 2 Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации, утвержденного Приказом Росстата от 31.03.2014 N 220).

Вопрос: Следует ли представлять налоговым органам и органам государственной статистики аудиторское заключение в тех случаях, когда проведение аудиторской проверки обязательно?

Ответ: В органы государственной статистики — да, следует. Если бухгалтерская (финансовая) отчетность организации подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение о ней представляется в орган государственной статистики вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч.

2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, Приложение к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01, абз. 2 п. 2 Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности).

В налоговые органы аудиторское заключение организации представлять не обязаны (Письма Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724, УФНС России по г. Москве от 20.01.2014 N 16-15/003855, от 31.03.2014 N 13-11/030545).

3. Кроме того, организации обязаны представить бухгалтерскую отчетность по другим адресам, предусмотренным законодательством РФ, учредительными документами организации, решениями соответствующих органов управления организацией (п. 44 ПБУ 4/99, Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г.

N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Вопрос: Как утверждается, в каком объеме и в какие сроки представляется годовая бухгалтерская отчетность ООО?

Ответ: Утверждение годовой бухгалтерской отчетности ООО находится в компетенции общего собрания его участников (пп. 6 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ).

Уставом ООО должен быть определен срок проведения очередного общего собрания участников общества, на котором утверждаются годовые результаты деятельности общества. Указанное собрание должно проводиться в период с 1 марта по 30 апреля года, следующего за отчетным (ст. 34 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ). За 30 дней до проведения общего собрания (если уставом ООО не предусмотрен более короткий срок) участникам общества должны быть представлены (п. п. 3, 4 ст. 36, ст. 48, п. п. 3, 5 ст. 47, п. 6 ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ):

— годовая отчетность общества;

— аудиторское заключение (оно требуется только в случаях, когда проведение аудита обязательно);

— заключение ревизионной комиссии (необходимо только в обществах, число участников которых превышает 15 человек).

ООО представляют годовую бухгалтерскую отчетность в органы государственной статистики и в налоговые органы в общем порядке, т.е. в том же составе и в те же сроки, что и другие организации.

См. дополнительно:

— формы бухгалтерской отчетности;

— упрощенные формы бухгалтерской отчетности (в том числе для малых предприятий);

— объем представляемой бухгалтерской отчетности, в том числе для малых предприятий.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Бухгалтерская отчетность, в зависимости от периода, делится на годовую и промежуточную. Рассмотрим, в каких случаях и по каким принципам составляется промежуточная бухгалтерская финансовая отчетность.

Что такое промежуточная бухгалтерская отчетность

Бухгалтерская отчетность – это обобщенная информация о финансовом состоянии и результатах работы организации на определенную дату. Порядок ее предоставления регламентирован ст. 13 и 14 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Промежуточной является любая отчетность, составленная за период менее года (п. 5 ст. 13 закона № 402-ФЗ). Однако на практике ее обычно составляют за три, шесть и девять месяцев либо ежемесячно.

Обязательной «по умолчанию» практически для всех экономических субъектов является только годовая отчетность. А вот составление промежуточной бухгалтерской отчетности требуется только в случаях, если это прямо указано:

    в федеральных законах,

    в нормативных актах Минфина и других государственных органов, регулирующих бухучет,

    в учредительных документах, решениях собственников компании,

    в заключенных компанией договорах.

Периодичность, состав, сроки подготовки промежуточной отчетности закрепляются в учетной политике компании.

Зачем нужна промежуточная отчетность

Календарный год – это весьма длительный период. За такое время в компании могут произойти очень серьезные изменения. Естественно, что собственники хотят получать информацию о своем бизнесе чаще.

Кроме владельцев, в получении промежуточной отчетности могут быть заинтересованы и другие пользователи:

    Банки. При оформлении кредита компания обычно предоставляет свою отчетность для анализа. Далее, в процессе обслуживания долга, банки тоже регулярно запрашивают бухгалтерские отчеты заемщика, в том числе и промежуточную отчетность.

    Контрагенты. При работе по крупным и долгосрочным контрактам партнеры компании обычно тоже хотят регулярно получать информацию о состоянии своего контрагента.

Кто сдает промежуточную бухгалтерскую отчетность по закону

Указанные выше случаи предоставления промежуточных отчетов обусловлены «локальными» нормативными актами, связанными с конкретными предприятиями. Но существуют и общие нормы закона, которые обязывают отдельные категории экономических субъектов составлять промежуточную отчетность, так:

    Страховщики предоставляют бухгалтерскую отчетность в орган страхового надзора (в том числе промежуточную) в установленном этим органом порядке (п. 4 ст. 28 закона от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»).

    Эмитенты ценных бумаг обеспечивают раскрытие информации, которая включает в себя и квартальную бухгалтерскую отчетность (п. 6, 7 ст. 30 закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Состав промежуточной бухгалтерской отчетности и порядок ее предоставления

Формируется промежуточная отчетность по тем же принципам , что и годовая. В большинстве случаев она включает в себя «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о финансовых результатах». Действующие на сегодня формы утверждены приказом Минфина от 02.07.2010 № 66н (в редакции от 06.03.2018). Пример заполнения промежуточной отчетности можно скачать в конце статьи.

Отчетность заполняется на конкретную дату (обычно на последний день квартала, месяца и т.п.). Нужно учесть, что порядок заполнения строки 1370 баланса «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в данном случае отличается от годового отчета. Ведь на промежуточную отчетную дату счет 99 «Прибыли и убытки» еще не закрыт. Поэтому значение строки 1370 включает суммы остатка по счету 99 и накопленной за предыдущие периоды нераспределенной прибыли (убытка) по счету 84.

Сроки промежуточной бухгалтерской отчетности устанавливаются соответствующим федеральным законом или локальным нормативным актом. Например, эмитентами ценных бумаг промежуточная бухгалтерская отчетность составляется в течение 60 дней по завершении отчетного периода (п. 12 ст. 30 закона № 39-ФЗ).

Пользователями промежуточной отчетности в зависимости от основания для ее составления могут быть:

    Собственники компании.

    Банки и другие потенциальные инвесторы.

    Контрагенты.

    Государственные контролирующие органы (в случаях, установленных законом, например – органы страхового надзора).

    Неограниченный круг пользователей (раскрытие информации эмитентами ценных бумаг).

А вот в налоговую инспекцию и в статистику промежуточную отчетность сдавать не нужно – эти структуры получают только годовые отчеты (п. 2 ст.18 закона № 402-ФЗ и подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Вывод

Промежуточная бухгалтерская отчетность в 2018 году составляется на основании закона, либо по решению собственников и руководства фирмы. Принципы формирования данных аналогичны годовой отчетности. Конкретные сроки, адресат и порядок предоставления устанавливаются соответствующим нормативным актом. Обязанность предоставлять промежуточную отчетность в ИФНС и органы статистики законом не предусмотрена.