Сколько стоит «мёртвая душа? Купля продажа мертвых душ Мертвые души коробочка продажа мертвых душ

А теперь о репетициях сцены у Коробочки. Эту сцену В. 0. Топорков играл с замечательной актрисой МХАТа М. П. Лилиной.

«...Станиславский очень остроумно уподобил сцену «Чичикова у Коробочки» починке какого-то странного часового механизма. Часовщик (Чичиков), прекрасно знающий свое дело, пытается заставить действовать этот механизм, но каждый раз в последний момент, когда, пускается маятник, от неизвестных причин пружи на с треском распускается, и все надо начинать сначала.

Чичиков, как опытный мастер, не теряя самообладания, спокой но опять начинает ставить на место мельчайшие детали механизма, подвинчивает винтики вплоть до рокового- момента, когда раздает ся треск и пружина вновь распускается до полного ослабления. Вооружаясь терпением, Чичиков снова начинает работу, и так до бесконечности, пока, наконец, выведенный из терпения, в при падке злобы не швырнул их со всего размаха об пол... и часы неожиданно пошли.

Часовой механизм находится в голове Коробочки, и вся дей ственная задача Чичикова заключается в том, чтобы проникнуть в глубь этого механизма, понять, в чем там неисправность, и устранить все неполадки, мешающие Коробочке понять Чичи кова.

Коробочка искренне хочет продать мертвые души, ей это вы годно, но она боится продешевить, пропустить исключительный слу чай обогащения, попасть впросак. От Чичикова она старается по нять не то, что он фактически говорит, а то, о чем он умалчивает, его «подтекст». Таким образом, на всю сцену для Коробочки одна простейшая задача - только бы не попасть впросак, не продешё вить. Для этого ей нужно хорошенько разгадать Чичикова, выпы тать его точные намерения. Коробочка, конечно, дура дубиного ловая, как ее обзывает Чичиков, Однако просто дурость как та ковую сыграть нельзя, а вот та бесплодная активность Коробочки, ее внутреннее внимание к разрешению несуществующих сложно стей и будут наиболее ярко передавать ее дубиноголовостъ. Для актрисы здесь нужно прежде всего обрести это подлинное внима ние к поступкам и действиям своего партнера».

Далее Топорков пишет, как трудно было актерам найти это полное внимание друг к другу, как постепенно подводил их к этому Станиславский и как, наконец, на одной из репетиций уда лось добиться цели:

«...Дальше сцена пошла, как по рельсам. Мы задавали друг другу вопросы, старались разгадать мысли и намерения друг друга, обмануть один другого, запугать, уговорить, разжалобить, на падали друг на друга с остервенением, отступали, отдыхали и вновь вступали в борьбу. Во всех ваших действиях были логика, целе сообразность, убежденность в важности всего происходящего и на правленность внимания только на партнера. Мы не думали о зри* теле. Нас абсолютно не интересовал вопрос, хорошо ли мы играем. Мы были заняты своим делом. Мне нужно было во что бы то ни стало заставить работать сложный и непонятный механизм, находя щийся в голове Коробочки. И только этого я и добивался. Мы ни чего особенного не делали. Все было просто, без всяких комических , трюков, а между тем немногочисленные зрители во главе со Ста ниславским буквально сползали от хохота на пол. Константин Сер геевич доходил до колик. Мне кажется в этот момент мы были очень близки к Гоголю...»

Оформление несложно. Не ставьте лишней, не нужной по ходу действия мебели и реквизита.

У дам платья длин ные, почти до пола, с высокой талией и широкими юбками. Можно надеть под платье 2-3 нижние юбки в сборку или сшить нижнюю. Коробочка может быть в домашнем чепце, платье тёмное, на плечах шаль.

У мужчин галстуки мягкие, завязаны бантом или повязаны под воротничком наподобие шарфа, а концы воротничков подняты вверх.

Гроза. За закрытым занавесом раздается сильный стук. Перед занавесом пробегает Фетинья.

Фетинья, , Кто стучит?.

Ч и ч и к о в. Пустите, матушка, с дороги сбились.

Ф е т и н ь я. Кто вы такой?

Чичиков. Дворянин, матушка.

Фетинья (бежит через просцениум обратно). Матушка, двор янин.

Коробочка. Ну, впусти.

Занавес-открывается.

Комната Коробочки. Стол на нем - самовар и чайная посуда, стулья.
- К о р о б о ч к а сидит в кресле. Входит Чичиков

Чичиков. Извините, матушка, что побеспокоил неожидан ным приездом.

К о р о б о ч к а. Ничего, ничего. В какое-то время бог вас прин ёс! Гром такой... Вишь, сумятица какая... Чайку выпьете, ба тюшка?

Чичиков . Недурно, матушка.

Коробочка. А с чем прихлебнете чайку? Во фляжке- фруктовая.

Чичиков. Недурно, матушка, хлебнем и фруктовой. А по звольте узнать вашу фамилию... Я так рассеялся...

Коробочка . Коробочка, коллежская секретарша.

Чичиков. Покорнейше благодарю. Фу... Фу... Сукин сын!

Коробочка . Кто, батюшка?

Чичиков. Ноздрев, матушка. Знаете?

Ко ро бочка . Нет, не слыхивала.

Ч и ч и к о в . Ваше счастье.

Коробочка. Блинцов, батюшка. Прошу покорно закусить.

Чичиков. А имя, отчество?

Коробочка . Настасья Петровна.

Чичиков . Хорошее имя. У меня тетка родная, сестра моей матери, Настасья Петровна. У вас, матушка, блинцы очень вкусны.

Гром.

Коробочка . А ваше имя как? Ведь вы,-я чай, заседатель?

Чичиков . Нет, матушка, чай, не заседатель. А так ездим по, своим делишкам.

Коробочка . А, так вы покупщик? Как же жаль, право, что я продала мед купцам так дешево. Ты бы, отец мой, у меня, верно, его купил?

Чичиков . А вот меду и не купил бы.

Коробочка. Что ж другое, разве пеньку?

Чичиков . Нет, матушка, другого рода товарец. Скажите, у вас умирали крестьяне?

Коробочка . Ох, батюшка, осьмнадцать человек! И умер та кой все славный народ. Кузнец у меня сгорел.

Чичиков. Разве у вас был пожар, матушка?

Коробочка . Бог приберег. Сам сгорел, отец мой. Внутри у него как-то загорелось, чересчур выпил, синий огонек пошел от него. Истлел, истлел и почернел, как уголь. И теперь мне выехать не на чем. Некому лошадей подковать.

Ч и ч и к о в. На все воля божья, матушка. Против мудрости
божьей ничего нельзя сказать. Уступите-ка их мне, Настасья Пет
ровна..

Коробочка . Кого, батюшка?

Чичиков . Да вот этих-то всех, что умерли.

Коробочка . Да как же уступить?

Чичиков . Да так просто. Или, пожалуй, продайте, я вам за них дам деньги.

Коробочка. Я, право, в толк не возьму. Нешто хочешь ты их откапывать из земли?

Чичиков. Э, матушка... Покупка будет значиться только на бумаге, а души будут прописаны, как бы живые.

Коробочка (перекрестясь) Да на что ж они тебе?

Чичиков. Это уж мое дело.

Коробочка . Да ведь они же мертвые.

Чичиков. Да кто же говорит, что они живые? Вы за них платите, я вас избавлю и от хлопот, и от платежа да еще сверх того дам вам пятнадцать рублей ассигнациями. Ну, теперь ясно?

Коробочка. Право, не знаю, ведь я мертвых никогда еще не продавала.

Чичиков. Еще бы! Это скорей походило бы на диво, если бы вы их кому-нибудь продали.

Пауза.

Так что же, матушка, по рукам, что ли?

Коробочка. Право, отец мой, никогда еще не случалось про давать" мне покойников. Живых-то я уступила отцу протопопу, двух девок по сту рублей каждую, и очень благодарил. ,
Чи чиков. Да не в живых дело. Я спрашиваю мертвых.
Коробочка . Да ведь меня только и останавливает, что они мертвые. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они... того... они больше как-нибудь стоят?

Ч и ч и к о в . Послушайте, матушка. Эк какие вы! Что же они мо гут стоить! На что они нужны?

Коробочка. Уж это точно, правда. Уж совсем ни на что не нужны.

Чичиков. А вы берёте ни за что пятнадцать рублей, ведь это же деньги! Ведь они на улице не валяются. Ну, скажите, ма тушка, почем вы продали мед?

Коробочка. По двенадцати рублей за пуд..

Чичиков. Ну, матушка, взяли греха на душу -по двена дцати не продали. Ну, всё равно, ну ведь то – мёд, а это – ничто! А я в ам за что плачу, и не двенадцать рублей, а пятнадцать рублей, да не серебром, а синими ассигнациями!

Коробочка . Право, я боюсь на первых порах не понести бы как-нибудь убытку. Лучше уж я маненько повременю, авось по наедут купцы, я и применюсь к ценам.

Чичиков . Страм, страм, матушка! Просто страм! Кто ж станет покупать их? Ну, какое употребление он может из них сделать?

Коробочка . А может, в хозяйстве-то, как-нибудь под случай понадобятся?

Чичиков. Мёртвые - в хозяйстве? Эк, куда хватила! Во робьев пугать но ночам в огороде?

Коробочка. С нами крестная сила! Какие ты. страсти го воришь!

Чичиков., А куда же, еще? Куда вы, их хотели пристроить? Да, впрочем, ведь кости и могилы, всё вам останется. .Ну, так что же? Отвечайте, по крайней мере.

Пауза.

О чём вы думаете, Настасья Петровна?

Коробочка. Право, я всё не приберу, как мне быть. Лучше я вам пеньку продам.

Чичиков. Да что ж пенька? Помилуйте, я вас прошу совсем о другом, а вы мне пеньку суете.

Пауза.

Так как же, Настасья Петровна?

Коробочка . Ей-.богу, товар такой странный, совсем небы валый

Чичиков. (трахнув стулом). Чтоб тебя черт!..

К о р о б о ч к а. Ох, не припоминай его, бог с ним! Ох!., Еще третьего дня всю ночь мне снился, окаянный. Такой гадкий при виделся, а рога-то длиннее бычачьих!

Ч и ч и к о в. Я дивлюсь, как они вам десятками не снятся? Из одного христианского человеколюбия хотел!.. Вижу, бедная вдова убивается, терпит нужду, да пропади и околей со всей вашей деревней!..

Коробочка . Ах, какие ты забранки пригинаешь!

Чичиков . Да не найдешь слов с вами, право, словно какая-нибудь, не говоря дурного слова, дворняжка, что лежит на сене:
и сама не ест, и другим не дает! "

Коробочка. Да чего ж ты рассердился так горячо? Знай я прежде, что ты такой сердитый, я б не прекословила. Изволь, я готова отдать за пятнадцать ассигнацией.,

Чичиков. Фу, чёрт..(утирает пот) В городе какого-нибудь поверенного или знакомого имеете, которого могли бы уполномочить на совершение крепости?

Коробочка . Как же? Протопопа отца Кирилла сын служит в палате.

Чичиков. Ну, вот и отлично! (Пишет.) Подпишите. (Вручает деньги.)

Коробочка . Только, отец мой, прошу тебя, ты не обидь меня.

Чичиков . Не обижу, матушка, не обижу. Ну, прощайте, ма тушка. .(Уходит);

К о ро б о ч ка. (долго крестясь) Батюшки! Пятнадцать ассиг нацией. В город надо ехать… Узнать, почем ходят мертвые души?.. Фетинья! Фетинья! вели закладывать!

Некто Чичиков скупает мертвые души? Гоголь – великий мистификатор, и в этой купле-продаже зашит глубокий религиозный смысл. Многие комментаторы раскрывают образ Павла Ивановича как агента диавола, собирающего прибыль для своего хозяина. Выходит, по-настоящему мертвыми душами являются не покойные крестьяне, а «клиенты» Чичикова, носители той или иной страсти: Собакевич, Коробочка и иже с ними.

Коммивояжер лукавого, скупающий погибшие для Бога души, – вообще-то, библейская идея. В 18-й главе книги Апокалипсиса упоминаются некие купцы земные , в списке товаров которых числятся тела и души человеческие (см. Откр. 18, 13). Купцы совершали свой торг в Вавилоне. Апокалиптический Вавилон – это город-блудница, библейский символ антихристианской цивилизации. Бог разрушает Вавилон, и купцы оплакивают падение своего бизнеса, в том числе куплю-продажу тел и душ человеческих .

А к кому можно было бы отнести текст Откровения сегодня? Кто годится на роль купцов земных ? Например, специалисты по пиар-технологиям не подходят ли? Особенно те, которые в своей работе не считаются с нравственными и религиозными принципами? Кажется, массовая манипуляция сознанием – это и есть купля-продажа человеческих душ в наши дни.

Предлагаю проверить данную мысль, взглянув на портрет одного из таких современных купцов. Этого человека по праву можно именовать великим приобретателем душ, ничуть не хуже Чичикова.

Сегодня его называют «отцом пиара». По рождению еврей, по месту жительства американец, по родственным связям племянник Зигмунда Фрейда и правнук главного раввина Гамбурга Исаака Бернайса, он прожил длинную жизнь (104 года, с 1891 по 1995). Был пионером использования в пиар-технологиях психологии и прочих социальных наук. Его имя – Эдвард Бернейс.

О проектах Бернейса можно рассказывать очень много. В своем деле он проявлял прямо-таки диавольскую смекалку и находчивость.

Например, с помощью Бернейса курение стало общепринятой нормой для женщин. Племянник Фрейда убедил мир, что женщина с сигаретой – это круто, стильно, красиво. Впервые в истории рекламы был использован эффект «звездного» авторитета. Образ курящей дамы гениальный пиарщик продвигал через личности такого уровня, как Марлен Дитрих. По просьбе Бернейса многочисленные врачи наперебой писали о пользе никотина, известные оперные певицы - о благотворном действии курения на голос. С помощью проплаченной команды Бернейс преодолел одно из самых больших социальных табу: женщина, курящая в общественном месте.

До Бернейса дамам разрешалось курить только в специальных местах или же вообще не разрешалось, вплоть до ареста. Гению пиара удалось сломать этот психологический барьер, нажав всего лишь на две кнопки: авторитет звезды и неимоверно популярное в то время движение женской эмансипации. Моделей с сигаретами назвали «факелами свободы», женское курение стало социально приемлемым. Компания Lucky Strike отвалила Бернейсу огромную сумму.

Интересно, что Бернейс работал с массами скорее через новость, чем через рекламу. Он был справедливо уверен, что новость – лучшее средство для донесения рекламного образа. Человек, читающий или смотрящий новости, не подозревает, что в данный момент он подвергается психологической атаке, потому в эти минуты он особенно уязвим.

Кстати, мало кто задумывается сегодня, по каким критериям для нас отбирают новости. Новостей в мире за день тысячи. Мы узнаем лишь несколько, и именно на них нам предлагают остановить внимание. Понятно, что и подают их под особым соусом. Формулировка и заголовок имеют определяющее значение для восприятия. Частота же появления новостей сегодня подобна мощному артогню.

Также, например, Бернейс способствовал тому, что американская нация стала больше есть и растолстела. Получив от производителей бекона задачу поднять уровень продажи мяса, Эдвард провел небольшое социальное исследование: что едят американцы на завтрак? Оказалось, кофе, булочку, апельсиновый сок. От своего врача пиарщик услышал, что ночью тело теряет много энергии, поэтому плотный завтрак может быть предпочтительнее легкого. Бернейс попросил у врача разрешения послать от его имени письмо пяти тысячам врачей: согласны ли они с таким утверждением? Приблизительно 4500 докторов ответили «да». Тогда предприимчивый пиарщик опубликовал во всех газетах страны статьи с заголовками наподобие «4500 врачей советуют есть на завтрак мясо». Предлагался и выбор блюда: яичница с беконом. После публикации продажи бекона взлетели.

Вообще, использование авторитетов – любимейший у Бернейса метод работы с общественным сознанием. «Если вы можете влиять на лидеров, независимо от того, осознают они это или нет, вы автоматически влияете на группы людей, находящихся под их влиянием», – говорил он.

Еще в молодости пиарщику предложили задачу - раскрутить новую пьесу о проститутках. Напомню, это не сегодняшний день, а пуританская Америка начала XX века. Бернейс пошел конем - создал фонд борьбы с венерическими заболеваниями. После того, как благотворительный фонд объявил пьесу поучительной и высоконравственной, народ повалил на спектакль.

Примечателен вклад Бернейса в развитие политического пиара. Работая во время Первой мировой войны в администрации Вудро Вильсона, он уверил миллионы людей в том, что американские военные устанавливают «демократию во всей Европе».

Каков купец? Настоящий Чичиков, не правда ли?

Бернейс гениален и неповторим, но все же он не один. С общественным сознанием сегодня работает огромная армия пиар-технологов. Реклама и новости давно перестали быть просто рекламой и новостями, но направились в социальное русло. По сути, они искусственно формируют круг интересов и образ мысли человека, а также образ одежды, питания, общения, этикета.

«Не хотите пить то, что на самом деле не утоляет жажду, всякие там пепси и спрайты? Заставим! Вы еще и спасибо скажете. Не хотите носить какие-то странные хламиды, называемые одеждой? Будете носить, голубчики; еще и в очередь встанете и купите за сумасшедшие деньги. Не хотите менять смартфон на новую модель? Ничего, поменяете, и будете счастливы от обновки. Мы заставим вас делать все, что нам нужно!»

Сегодня пиар-технологи залезают в самую душу человека и меняют ее изнутри

Сегодня пиар-технологи залезают в самую душу человека и меняют ее изнутри. Нынешние « », на которые работают реклама и новости, касаются вопросов посерьезнее женского курения. На повестке дня стоят гендерные темы, права секс-меньшинств, разложение традиционных обществ и прочее. О политтехнологиях вообще отдельный разговор.

От пиар-атак не спрятаться сегодня никому. У подавляющего большинства населения европейских стран вся сознательная жизнь проходит в интернете. О наших аккаунтах известно все: история наших передвижений, список запросов, частота посещения тех или иных сайтов. Гугл-реклама предлагает все, чем ты хотя бы вскользь интересовался недавно в любой из соцсетей. У специалистов становится все больше возможностей и ресурсов для продвижения идей. Соцсети и вообще интернет можно рассматривать как оформившуюся альтернативную реальность. Удивительно, как единичные идеи Бернейса сейчас доведены чуть ли не до автоматизма. Система работает по принципу «как продать».

«Существует и прямая перепродажа душ – через обман. Действует целая система торговли, осуществляемая с помощью PR – деятельности, направленной на формирование общественного мнения о чем-либо. Это настоящая, классическая торговля душами. Пиар – это не просто реклама, это реклама идеологии, навязывание ценностей. Большая часть рекламы уже сейчас не просто реклама товара, а реклама греха, реклама идеологии греха. Это сознательная, классическая продажа определенного образа мыслей. Все без исключения смертные грехи рекламируются сейчас по нашему телевидению и пропагандируются рекламными щитами на улицах», – писал отец Даниил Сысоев.

Да, нельзя не упомянуть, что в интернете возможна и нужна проповедь Евангелия. Но с другой стороны, глянешь на все это, и понимаешь: силки затягиваются...

Почему мы говорим на такие темы? Потому что сегодняшняя война за души ведется в информационном поле. Ловители душ делают ставку на человеческие страсти и старую, как мир, тягу к нарушению запретов. Чем живет человек, кому он доверяет и кого слушает, что он любит и чего желает? Ответы на эти вопросы определяют, кому принадлежит его душа и кто он таков.

Приведенное выше место из Апокалипсиса показывает: перед концом света масштабы духовного пленения людей достигнут такого уровня, что продолжать историю мира уже не будет смысла. Человечество поделится на две категории: купцов земных и потребителей их товаров. Разумеется, останется и Церковь, но она будет гонима, и по-настоящему верующих вряд ли будет много. Все остальные станут товаром купцов земных .

Почерк этих торговцев мы сегодня рассмотрели. Будем внимательны, чтобы и нам не попасть в списки мертвых душ…

"Мертвые души" автор назвал поэмой и подчеркнул этим значимость своего творения. Поэма - значительное по объему лирико-эпическое произведение, отличающееся глубиной содержания и широким охватом событий. Это определение до сих пор вызывает споры. С выходом в свет сатирических произведений Гоголя в русской реалистической литературе укрепляется критическое направление. Реализм Гоголя в большей степени насыщен обличительной, бичующей силой - это отличает его от предшественников и современников.

Художественный метод

Гоголя получил название критического реализма. Излюбленным приемом писателя становится гипербола - непомерное преувеличение, усиливающее впечатление. Гоголь находил, что сюжет "Мертвых душ", подсказанный Пушкиным, хорош тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и создать множество самых разнообразных характеров. Главы о помещиках, которым уделено больше половины первого тома, автор расположил в строго продуманном порядке: расточительного мечтателя Манилова сменяет бережливая Коробочка; ей противопоставлен разорившийся помещик, пройдоха Ноздрев; затем опять поворот к хозяйственному помещику-кулаку Собакевичу; галерею крепостников замыкает скряга Плюшкин, воплощающий крайнюю степень нравственного падения помещичьего класса.

Читая "Мертвые души", мы замечаем, что писатель повторяет одни и те же приемы в изображении помещиков: дает описание деревни, господского дома, внешнего вида помещика. Далее идет рассказ о том. как отнеслись к предложению Чичикова о продаже мертвых душ те или иные люди. Автор показывает отношение Чичикова к каждому из помещиков, изображает сцену купли-продажи мертвых душ. Такое совпадение не случайно. Однообразный замкнутый круг приемов позволяет художнику выставить напоказ консерватизм, отсталость провинциальной жизни, замкнутость и ограниченность помещиков, подчеркнуть застой и умирание.

О "весьма обходительном и учтивом помещике Манилове" мы узнаем в первой главе. Изображая его внешность, автор выделяет глаза - сладкие, как сахар. Новый знакомый был без ума от Чичикова, "долго жал ему руку и просил убедительно сделать ему честь своим приездом в деревню".

Разыскивая Маниловку. Чичиков путает название, спрашивая мужиков о деревне Заманиловке. Писатель обыгрывает это слово: "Деревня Маниловка не многих могла заманить своим местоположением". И тут же начинается подробное описание помещичьей усадьбы. "Дом господский стоял одиночкой на юру… открытом всем ветрам…" На покатости горы "были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сирени и желтых акаций;… беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью "Храм уединенного размышления", пониже пруд, покрытый зеленью…" И наконец, "серенькие бревенчатые избы" мужиков. За этим всем проглядывает сам хозяин - русский помещик, дворянчик Манилов.

Унылость вида маниловского имения дополняет пейзажная зарисовка: темнеющий в стороне "скучно-синеватым цветом сосновый лес" и совершенно неопределенный день: "не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета". Тоскливо, голо, бесцветно. Гоголь исчерпывающе раскрыл, что такая Маниловка немногих могла заманить. Завершает портрет Манилова Гоголь в иронической манере: "Черты лица его не лишены были приятности". Но в эту приятность, казалось, "чересчур было передано сахару". Сахар - деталь, указывающая на слащавость. А затем уничтожающая характеристика: "Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан".

Характер Манилова выражается в особой манере говорить, в буре слов, в употреблении деликатнейших оборотов речи: "позвольте вам не позволить этого", "нет уж. извините, не допущу пройти позади такому приятному и образованному гостю". Прекраснодушие Манилова, незнание им людей выявляется в оценке городских чиновников как людей "препочтеннейших и прелюбезнейших". Шаг за шагом Гоголь неумолимо обличает пошлость этого человека, иронию постоянно сменяет сатирой: "На столе русские щи, но от чистого сердца", дети - Алкид и Фемистоклюс, названы именами древнегреческих полководцев в знак образованности родителей. Госпожа Манилова достойна своего супруга. Жизнь ее посвящена слащавому сюсюканью, мещанским сюрпризикам (бисерный чехольчик на зубочистку), томным длинным поцелуям, а хозяйство для нее - низкое занятие. "Манилова так хорошо воспитана", - язвительно замечает Гоголь.

И Манилов лишен хозяйственной сметки: "Когда приказчик говорил: "Хорошо бы, барин, то и то сделать", "Да, недурно", - отвечал он обыкновенно". Манилов не вел хозяйство, плохо знал своих крестьян, и все приходило в упадок, зато он мечтал о подземном ходе, о каменном мосте через пруд, который две бабы переходили вброд, да с торговыми лавками по обеим сторонам его. Пристальный взгляд писателя проникает в дом Манилова, где царит та же нераспорядительность и отсутствие вкуса. Некоторые комнаты без мебели, два кресла в кабинете хозяина обтянуты рогожей. В кабинете горки золы, на подоконнике - книга, открытая на 14-й странице уже в течение двух лет, - единственное свидетельство о труде хозяина в кабинете.

Манилов проявляет "заботу о дальнейших видах России". Писатель характеризует его как пустого фразера: куда ему до России, если он не может навести порядок в собственном хозяйстве. Чичикову без труда удается убедить друга в законности сделки, и Манилов, как помещик непрактичный, неделовой, дарит Чичикову мертвых душ и берет на себя расходы по оформлению купчей.

Манилов слезливо благодушен, лишен живой мысли и настоящих чувств. Он сам "мертвая душа", обреченная на гибель так же, как и весь самодержавно-крепостнический строй России. Маниловы вредны, социально опасны. Каких же последствий для экономического развития страны можно ждать от маниловского хозяйствования!

Помещица Коробочка бережлива, "набирает понемногу деньжонок", живет замкнуто в своем поместье, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство. Ограниченность и тупоумие довершают характер "дубиноголовой" помещицы, относящейся с недоверием ко всему новому в жизни. Качества, присущие Коробочке, типичны не только в среде провинциального дворянства.

За Коробочкой в гоголевской галерее уродов следует Ноздрев. В отличие от Манилова, он неугомонный, юркий, бойкий, но его энергия растрачивается по пустякам в шулерской картежной игре, в мелких пакостях лжи. С иронией называет Гоголь его "в некотором отношении историческим человеком, потому что где бы ни был Ноздрев, не обходилось без историй", т. е. без скандала. Автор воздает ему по заслугам устами Чичикова: "Ноздрев человек - дрянь!" Он прокутил все, забросил имение и обосновался на ярмарке в игровом доме. Подчеркивая живучесть ноздревых в русской действительности, Гоголь восклицает: "Ноздрев долго еще не выведется из мира".

Свойственное Коробочке накопительство превратилось у практичного помещика Собакевича в подлинное кулачество. На крепостных он смотрит только как на рабочую силу и, хоть поставил мужикам избы, на диво срубленные, дерет с них три шкуры. Некоторых крестьян он перевел на денежно-оброчную систему, выгодную помещику.

Образ Собакевича создан в излюбленной гиперболической манере Гоголя. Его портрет, в котором дано сравнение с медведем, обстановка в доме, резкость отзывов, поведение за обедом - во всем подчеркнута животная сущность помещика. Собакевич быстро раскусил затею Чичикова, понял выгоду и заломил по сто рублей за душу. Прижимистый помещик сбыл мертвых душ с выгодой для себя, да еще и надул Чичикова, подсунув ему одну особу женского пола. "Кулак, кулак, да еще и бестия в придачу!" - так характеризует его Чичиков.

Впервые увидев Плюшкина, Чичиков "долго не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, который носят деревенские дворовые бабы, только голос показался ему несколько сиплым для женщины: "Ой, баба! - подумал он про себя и тут же прибавил: - Ой, нет! Конечно, баба!" Чичикову и в голову не могло прийти, что это русский барин, помещик, владелец крепостных душ.

Страсть к накоплению неузнаваемо изуродовала Плюшкина; он копит только ради накопительства. Крестьян он заморил голодом, и они "мрут, как мухи" (за три года 80 душ). Сам он живет впроголодь, одевается, как нищий.

По меткому слову Гоголя, Плюшкин превратился в какую-то прореху на человечестве. В эпоху роста денежных отношений хозяйство Плюшкина ведется по старинке, основано на барщинном труде, хозяин собирает продукты и вещи, бессмысленно накапливает ради накопления. Разорил крестьян, губя их непосильной работой. Плюшкин копил, и все, что он собирал, гнило, все обращалось в "чистый навоз". Такой помещик, как Плюшкин, не может быть опорой государства, двигать вперед его экономику и культуру. И писатель горестно восклицает: "И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком".

Гоголь наделил каждого помещика оригинальными, конкретными чертами. Что ни герой, то неповторимая личность. Но при этом его герои сохраняют родовые, социальные признаки: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность, отсутствие элементарного понятия о патриотизме. Эти нравственные уроды, как показывает Гоголь, порождены крепостнической действительностью и раскрывают сущность крепостнических отношений, основанных на угнетении и эксплуатации крестьянства.

Произведение Гоголя ошеломило прежде всего правящие круги и помещиков. Идейные защитники крепостного права доказывали, что дворянство - лучшая часть населения России, страстные патриоты, опора государства. Гоголь своими образами развеял этот миф. Герцен говорил, что помещики "проходят перед нами без масок, без прикрас, льстецы и обжоры, угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих врагов, пьющие жизнь и кровь народа… "Мертвые души" потрясли всю Россию".