Высказывания святых о скорби по усопшим. Такая разная смерть. Как умирали знаменитости и подвижники. Устное соболезнование близким покойного

Смерть

Смерть не представляй себе в ужасном виде, но веруй, она служит только преселением от времени в вечность, а время Господь положил во Своей власти (преп. Макарий).

Ты боишься смерти: но кто ж из нас бессмертен? Но смерть не есть уничтожение нашего бытия, а переход от настоящей кратковременной и от худшей в лучшую жизнь. Господь говорит: «верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25), ибо Он «Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38) (преп. Мака-рий).

Много и о многом заботиться не должно, а следует позаботиться о самом главном — о приготовлении себя к смерти (преп. Амвросий).

Ты пишешь, что, помышляя о смерти, чувствуешь страх; страх смерти естествен, но нам не должно бояться паничес-ким страхом, а ободрять себя верою и надеждою на благость Божию и на заслуги Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Это всем нам известно, что каждому из нас должно умереть, но когда, Единому Богу известно. И в этом есть предопределение Божие, когда кому умереть. Если кто уми-рает, в каких бы то ни было летах, в младости, или в старости, или в среднем возрасте, то ему так от Бога назначено, то о сем надобно быть спокойными, только примирять свою совесть покаянием и благонадежней. Сколько бы мы ни жили, а все надобно умереть; кто умирает в молодости, то надо полагать, что Богу так угодно, «чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый» (Прем. 4,11—12), говорит Писание (преп. Макарий).

Судьбы Божии нам неисповедимы; каждому из нас Он положил предел жизни — и не прейдем, а вечность не имеет конца!.. Для нас, верующих христиан, смерть не есть всегдашняя разлука, но временное отшествие: «живем ли или умираем, - [всегда] Господни» (Рим. 14, 8), учит святой Апостол, и пред Богом все живы есмы, ибо душа бессмертна и вечна. Сие рассуждение да будет вам утоле-нием скорби о лишении матушки вашей. Вы и теперь нахо-дитесь с нею в общении молитвенном, когда исполняете долг ваш — приносите молитвы о упокоении души ее, и при церковном богослужении творите поминовение, и делаете благотворения нуждающимся; для нее от сего есть вели-кая польза душе, а для вас утешение (преп. Макарий).

Сердечно прискорбно читать о частых твоих недугах... Да ты же еще стала так малодушна и боязлива смерти; милостив Господь, ты еще поживешь с нами, не устрашай-ся так, как ты боишься смерти. Истинная память смерти не имеет такого малодушного страха, какой вижу в тебе, но оная побуждает к любомудрию и к доброму житель-ству (преп. Макарий).

Что вы, оставшиеся, скорбите о лишении ее, то это не по разуму духовному, а плоть и кровь действует; не все ли равно — она умерла бы и много лет поживши, но сколько бы испытала бурь, скорбей и превратностей жизни? Плачущие не жалели ее в сем отношении, а в воображе-нии их рисовался проспект счастливой жизни, а это очень редко случается (преп. Макарий).

Возлюбленному сыну вашему, блаженному младенцу Пафнутию, даруй, Господи, вечный покой со святыми! Вы о нем плачете, а он теперь во светлостях святых радуется и веселится, и оттуда вещает к вам: «О мне не рыдайте, родители мои, но паче самих себе, согрешающих, плачьте всегда; младенцам бо определися праведных всех радость, ибо мы во временной жизни ничего не сделали, о чем ныне плакали». Успокойтесь и насчет приобщения Свя-тых Тайн, ибо чадо ваше с Господом неразлучно соеди-нено. Не думайте и о мытарствах, на которых не о чем было истязывать его. А что пред смертью тяжко страдал он, то тем показал он, что он чадо грешных родителей, в беззакониях зачатый и во гресех рожденный (преп. Анто-ний).

Мы хотя с вами купно, и со всеми совокупно, и просим, и молим Господа Бога о исцелении доброй супруги вашей, и несомненно уповаем на милосердие Божие, что силен Он есть даровать ей здравие и продлить жизнь до самой глубо-кой старости, но не ведаем, угодно ли это Его святой воле и полезно ли ей? Так и Сам Христос Спаситель наш в молит-ве Своей со слезами просил Бога Отца о избавлении, гово-ря: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Ср.: Мф.26, 39, 42). А посему если и для К. Б. предназначено у Господа Бога преселение из плачевной и многоскорбной юдоли сей в блаженную вечность, то не о том должно думать и говорить: с кем будет жить муж? С кем дети? Что с ними случится? Будут ли они счастливы?.. Но лучше употребить золотое времечко на размышление о грехах юности и неве-дения, о болезненном раскаянии в них и исповедании, зани-мать себя частою молитвою, хотя и краткою, и приобщением Святых Тайн, хотя в месяц раз, и размышлением: «О горе мне, грешнице сущей, горе, благих дел не имущей! Како пред суд Божий явлюся? Како со святыми вселюся?..» (преп. Антоний).

Ничего нет к нам ближе, как смерть! Также и это мнение ваше весьма справедливо, что, где бы ни случилось окончить жизнь свою со упованием на Божие спасение и опущену быть в могилу, везде Господня есть земля! (преп. Антоний).

Все мы теперь живем и ходим посреди сени смертной, ибо смерть не за морями, а у каждого за плечами. Стра-шимся за смерть одного и другого, но мысль о исправ-лении своем отлагаем впредь, когда язык наш немо будет говорить (преп. Антоний).

В каком месте назначено от Господа человеку уме-реть, то, хотя бы был он за границею за многие тысячи верст, непременно прибудет он к месту своего назначе-ния, и в свое время, ибо повеление Божие выполняется в точности (преп. Антоний).

Мы не можем постигнуть, почему молодой прежде-временно умирает, а старичок иной скучает уже самой жизнью и от бессилия то и дело охает, но не умирает. Господь же Бог всепремудро, человеколюбно и недоведомо нам всем и каждому полезное устрояет и дарует. Например, если чьи дни сохраняет до самой глубокой старости — благодетельствует; если чью жизнь пресекает в юности или в младенчестве, то опять благодетельствует. В истине сих слов удостоверяет нас Святая Церковь в заупокойном тро-паре, говоря ко Господу: «глубиною мудрости человеко-любно вся строяй, и полезное всем подаваяй, Едине Содетелю»... По сему доводу мы и должны оставить или, по крайней мере, умерить печаль нашу, дабы не было вменено нам в жалобу на Бога, что Он якобы с нами не человеко-любно поступает (преп. Антоний).

Что ж касается до вашей печали о том, что родитель якобы без напутствия окончил жизнь, то сего нам неизве-стно; может быть, кончина ему случилась мученическая, которая навершает все обряды, ибо известно, что и препо-добного Афанасия Афонского строение церковное задавило, но душа его во благих водворилась у Господа. Много и ныне умирают от грома, молнии, от огня, от воды, от угара, от падений нечаянных и прочее, и всех таковых кон-чина мученическая, в коей своею кровью очищаются грехи, и Святая Церковь наша особенное о них имеет ходатай-ство ко Господу (преп. Антоний).

Господь Бог глубиною мудрости Своея человеколюбно все строит и полезное всем подает, т. е. если чью жизнь продолжает, благодетельствует; и если чьи дни сокращает, то того ради, да не злоба изменит разум его, или лесть прельстит душу его. Так Господь Бог истинно челове-колюбие все строит и полезное всем подает. А наш долг — и в том и в другом случае с детскою покорностью ко Отцу Небесному должны говорить: Отче наш, да будет воля Твоя! (преп. Антоний).

Как хорошо встретить смерть с молитвою! А для этого надо навыкнуть, пока здоровы (преп. Никон).

Боязнь смерти — от бесов. Это они вселяют в душу такой страх, чтобы лишить надежды на милосердие Божие (преп. Никон).

Врач должен предупредить больного о приближении смерти (преп. Никон).

Существует такое церковное предание, что если у гроба покойника чувствуется радость и мир, то можно надеяться, что умерший угоден Богу, что жизнь его была праведна (преп. Никон).

Для вечной участи умирающего внешность погребения малое имеет значение (преп. Никон).

Умершие потому называются покойниками, что они в покое находятся (преп. Никон).

Вопрос: «Как готовиться к смерти?» Ответ: «Надо думать так, что только этот день дан тебе. Нельзя надеяться на завтрашний. Каждому грешнику обещано прощение, если покается, но никому не обещан завтрашний день» (преп. Никон).

Вижу, в каком устроении пред смертью ты находишь-ся. Ты пишешь: «Течение жизни скончах, веру соблюдох» (2 Тим. 4, 7), не знаю, что меня прочее ожидает, весело, говорю много, шучу, даже смеюсь... глядя на меня, некогда и плакать, — но не прелесть ли это», — делаешь возра-жение. — Скажу тебе, что это «явная прелесть». Как видим, пример из житий святых, все они, умирая, страшились смерт-ного часа и плакали, не зная, что их ожидает. Одного из них окружающие спросили: «ты ли, отче, боишься еще смерти?» На что он отвечал, что хотя <я> и старался жить по заповедям Божиим, но не знаю, что меня ожидает, ибо ин суд Божий, и ин суд человеческий. — А ты «шутишь и смеешься». Говоришь Апостольские слова: «веру соблюдох» (2 Тим. 4, 7). — Это только и мог сказать один святой апостол Павел, а мы с тобой, кажется, не Павлы. Не только все святые угодники Божий трепетали смертного часа, но даже и Божия Матерь боялась, что надо будет Ей прохо-дить мытарства, а ты, как сама говоришь: «умираешь без страха, не страшась того, что ожидает тебя по разлучении души». — Очень жалею я, и все мы жалеем, что ты на-ходишься в таком опасном прелестном духе. Лучше было если бы ты не умерла и вразумилась бы, на каком ты находишься пути. Молю Господа о вразумлении тебя... (преп. Иларион).

Да призрит Господь на вас миром и тишиною и тем облегчит скорбные сердца ваши, испытывающиеся стра-даниями единодушной вам сестры м. Тавифы и предстоя-щею с ней разлукой. Не унывайте чрез меру, укрепляя ваш дух верою и упованием на милосердие Небесного Отца, Который призывает ее от скорбей и болезней к успокое-нию на лоно Авраамле. Она не умрет, но только уснет до общего Суда Христова, а бессмертная душа ее прейдет от смерти в живот и там будет за любовь послуживших ей ходатайствовать любовью (преп. Иларион).

О умершем же младенце отдайте на волю Божию, но все считать грехи свои виною и сего наказания (преп. Лев).

Приготовление к смерти много может воспользовать душу того, кто с верою и упованием ожидает своего исхода из этой жизни. Вам кажется, что заботливость о приготовлении к смерти делает вас менее способным ко всему доброму и необходимому. Но это несправедливо. Вам кажется так потому, что вы не вполне уверены в будущей своей участи. Но кто же может быть вполне уверен в этом, когда и совершенные и угодники Божий, как, например, Арсений Великий и Агафон Великий, не без страха ожидали приближения часа смертного? Преподобномученик Петр Дамаскин говорит, что «спасение хри-стианина обретается между страхом и надеждою, и потому ни в каком случае не должно ни дерзать, ни отчаиваться» (преп. Амвросий).

Внешнее... приготовление <к смерти>, как я думаю, должно вам начать с двух главных предметов: написать духовное завещание и принять Таинство елеосвящения, по предварительной исповеди и причащении (преп. Амвросий).

...«Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление (преп. Амвросий).

Один старец говорил, что не боится смерти. Неся однажды из лесу охапку дров, он очень изнемог. Сел для отдыха и в скорби проговорил: «хоть бы смерть приш-ла». — А когда смерть явилась, он испугался и предложил ей понести охапку дров (преп. Амвросий).

О страхе... наводимом слухом чумы, скажу. Если мы всегда будем в памяти содержать Евангельское слово Господа: «будьте готовы на всякое время, яко не весте ни дни, ни часа воньже Сын Человеческий придет» (Ср.: Мф.24, 44; 25, 13), тогда страх этот потеряет свою силу. Готовиться же к смерти всегда полезно... Только более всего старайся иметь мирный дух, предавая все и всех суду Божию (преп. Амвросий).

Преподобный Марк Подвижник пишет, что если че-ловек склонен к отрадной жизни, то исход его бывает не легкий, а тяжкий по причине приклончивости к сластолю-бивой жизни, как сказано в 20-й главе о законе духовном: «сластолюбивое сердце — темницею и узами бывает душе во время исхода; трудолюбивое же сердце — дверь есть отверстая» (преп. Амвросий).

Пишешь, что в вашей обители несколько времени жила одна купеческая вдова, довольно задолжала бедным сестрам и бедным мирским людям, потом уехала на родину и там умерла страшною кончиною, высунувши язык, который и после не могли вправить. Ты спрашиваешь причину такой страшной кончины. Судьбы Божий для нас неисповедимы, а можно только сказать, что, во-первых, неблагонамеренно брать у бедных людей деньги, без уплаты оных, принадле-жит к грехам, вопиющим на небо, как и мзда наемнича, по сказанному в псалмах: «заемлет грешный и не возвратит» (Пс.36, 21), а во-вторых, должно быть, особа эта много грешила языком, от которого ни за горами, ни за морями не укроешься, и видно — в этом не покаялась, в-третьих, такие страшные кончины бывают и для вразумления оставшихся живых, чтобы были осторожны и страшились нарушать запо-ведь Божию или, по крайней мере, позаботились приносить искреннее покаяние во грехах своих, чтобы смерть не по-стигла их неготовых (преп. Амвросий).

Нельзя... не скорбеть, не сетовать, не печалиться родителям, так неожиданно потерявшим единственное свое чадо. Но ведь мы не язычники, которые не имеют никакой надежды касательно будущей жизни, а христиане, имеющие отрадное утешение и за гробом, касательно по-лучения будущего блаженства вечного. Этою отрадною мыслию должно вам умерять скорбь вашу, утолять вели-кую печаль вашу, что вы, хотя на время и лишились сына своего, но опять в будущей жизни можете видеть его, можете соединиться с ним так, что никогда уже не буде-те расставаться с ним. Только должно принять прилич-ные к тому меры: 1) поминать душу М. на Бескровной Жертве, на чтении Псалтири и в домашних ваших молит-вах; 2) о душе его творить и посильную милостыню. Все это полезно будет не только покойному сыну вашему М., но и вам самим. Хотя смерть его нанесла вам великую скорбь и огорчение, но эта скорбь еще более может утвердить вас в христианской жизни, в христианском благотворении, в христианском настроении духа. Что Господь творит с нами, бывает не только благо, но и добро зело (преп. Амвросий).

Ты все трубишь — пришла смерть. Да Господь так и сказал: «если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет» (Ср.: Ин. 12, 24). Вот тебе Господь и посылает искушение, чтобы живущая и живучая твоя страсть умерла, — тебе и при-ходит смерть. А по слову Божию: «если со Христом ум-рем, с Ним и оживем» (Ср.: 2 Тим. 2, 11) (преп. Анатолий).

А смерти ты желаешь потому, что, во-первых, не пони-маешь, что такое смерть и что нас там ожидает. А во-вторых, ты, матушка, сластолюбива, т. е. не хочешь терпеть скорбей, тоже не понимая ни цели, ни цены скорбей. В скорбях сокровенна есть милость Божия (преп. Анато-лий).

Смех

Смех изгоняет страх Божий (преп. Амвросий).

Смеяться — большой грех, это производит — смех и дерзость — бес блуда (преп. Анатолий).

Смех, я вам объяснял, есть действие блуда. Впредь за каждое бесчинное смехотворство читайте по 33 раза «Бого-родицу» (преп. Анатолий).

Дерзка и смела от смеха, — страха Божьего, стало быть, нет (преп. Амвросий).

За столом не смеяться. Надо знать время на все. Ежели рассмеются, то одна сжала бы губы и вышла в сени, положив там три поклона (преп. Амвросий).

Смеяться поменьше, а то от этого недолжные помыслы приходят (преп. Амвросий).

Если кто будет смешить, тому уменьшить одну чашку чая (преп. Амвросий).

Ты все там капризничаешь? Да хохочешь? Разве так живут в больнице? Разве так спасаются монахи? Разве так спят и смеются приявшие на себя одеяние покаяния и смирения? (преп. Анатолий).

Смирение

Смирение велие оружие на врага, но стяжание его велий есть труд и понуждение. «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Ср.: Мф.7, 14) (преп. Макарий).

Смирение есть одно непреоборимое оружие против всех козней вражиих, но достижение до оного небеструдно, а паче в мире живущим и непостижно. Вы же хотя и укоряете себя словами, но оным нельзя дать веры, когда не стяжете истинного сердечного смирения (преп. Макарий).

Спросите, как же и откуда научиться смирению? Сам Господь наш Иисус Христос сказал: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11, 29); вот основание нашей науки - смирение. Святые отцы, подражая сему учению, научались до того, что при всей их святости считали себя хуже всех и под всею тварью, и нас учат сему; и явственно показали, что где только учинилось падение, там предва-рила гордость... (преп. Макарий).

Сама высшая Любовь <Сын Божий> облеклась во сми-рение нашей плоти (преп. Макарий).

Смирение — неприступная твердыня для умных та-тей (преп. Макарий).

Старайся, дабы со внешним смиренноодеянием со-гласовать и внутреннее смирение. Считай себя худшею и последнейшею всех, не устами только говоря, но в сердце мысль водружая; оно доставит тебе спокойствие. Однако не думай, чтобы дело сие скоро могло совершиться: оно требует многого времени, труда и отсечения своей воли и разума, о чем уже много раз говорено, читано и писано было, но без практики не будет успеха: много раз падешь, смиришься и восстанешь, и тогда только твердо будет, когда совершенно познаешь свою немощь и не будешь опирать-ся на свои дела (преп. Макарий).

...<Необходимо>, чтобы всякое твое делание растворено было смирением: молишься ли ты, постишься ли, уклоняешься ли от света или исполняешь послушание, — все делай ради Бога и не думай, что делаешь хорошо. Самомнение — эта тонкая стрела бесовская — тайно уязвляет сердце, и семя его тонко насевается, так что мало-помалу возрастает фа-рисей, а потом предается и совершенной гордыне, а сия — бесовской области. Потому-то тебе и нужно научаться в ополчении Христовом на практике, а не наедине бороться с ратником, дышащим злобою. На него только и сильно оружие смирения! Ибо оно все его сети и стрелы разрушает. Молитва и пост хотя и великие оружия, но без смирения они не действуют (преп. Макарий).

Основание монашеской жизни — смирение. Есть сми-рение — все есть, а нет смирения — ничего нет. Можно даже без всяких дел одним смирением спастись (преп. Варсонофий).

Читавши о смирении, ты познала, что в тебе нет оного, а на место того самолюбие обладает тобою; желаешь на-учиться, как обрести оное? Тебе очень часто предлежат уроки оного, учись при укоризнах смирять себя, но сия небесная добродетель не без труда стяжавается, а долгим временем. Не достигая сего, паче должна смиряться и видеть свою нищету, со временем смиришься; читай поча-ще о смирении и помни, что оное есть пород <порождение> искушений (преп. Макарий).

Как мы далеки от смирения! А оно бы все стрелы лукавого сокрушало. Надобно учиться сей божественной науке; не нужно ходить ни в университеты, ни в академии и не тратить на это денег; и бедный, и богатый, все имеют право и способ учиться даром: «научитеся от Мене...» (Мф.11, 29). Не будем неверны словесем Господа нашего Иисуса Христа, а воспользуемся и станем учиться, время всегда есть; не только в 3-й, но и в 11-й час пришедших Он не отвергает, а приемлет, и равную мзду воздает. Пой-демте же! (преп. Макарий).

Следует понимать, что на похоронах произносится траурная речь, которая адресована всему кругу гостей. Похороны довольно тяжелое событие и родственники выбирают человека с хорошей дикцией и хорошо знавшего покойного.

Если вы читаете поминальную речь, то не стоит полагаться на импровизацию, нет ничего страшного, если вы запишите речь. Оптимальное время речи до 5 минут . Не следует пересказывать всю биографию покойного. Произносящий речь должен отобрать самые яркие, важные, хорошие моменты, которые выставляют все лучшие качества покойного.

Так как вы лично знали покойного, то можно вспомнить добрый поступок, хорошие слова, или моменты, а также подчеркнуть насколько для вас был значим этот человек. В конце речи обычно говорят о том, чему покойный научил нас, какую пользу сделал, что прожил жизнь не зря.

Нельзя в траурной речи припоминать недостатки и плохие поступки усопшего, помните, что и о плохом человеке можно сказать хорошее. Например, если человек был жадным, то можно сказать что хоть он и не всегда умел делиться радостью с другими, он является примером для нас, как самому быть счастливым и добиться всего своим трудом! Таким образом, гости узнают о покойном, о его насыщенной жизни, хороших делах.

Теплые слова греют душу гостям и родственникам, таким образом, легче переносится утрата.

Пример составления речи:

1. Обращение :

Дорогие гости [Имя]!
-Уважаемые родственники и друзья!
-Дорогие родные и друзья нашего любимого [Имя]

2. Кто вы :

Я муж нашей почитаемой [Имя].
-Я сестра поминаемого нами сегодня [Имя].
-Мы с [Имя] долго/последние годы вместе работали/служили.

3. О том как все произошло :

Мать долго болела; мы понимали, что будет, но когда нам позвонили из больницы…
-Когда я узнал, что [Имя] умер, в этот вечер я ни о чем ином не мог думать.
-Хотя дедушка прожил долгую жизнь, сообщение о смерти поразило меня.
-Сегодня 9 дней, как мама покинула нас.
-Год назад мы простились с [Имя], человеком уважаемым и достойным.

4. Пару слов о лучших качествах покойного :

Бабушка была добрейшим человеком, часто принимала гостей в своем уютном домике в деревне.
-Она была очень щедрой, и ее улыбка дарила всем хорошее настроение.
-Его знали как оптимиста и человека, с которым легко идти по жизни.
-Он был опорой для всех нас, на него всегда можно было положиться в трудную минуту.

Помните, что траурная речь на похоронах должна идти от вашего сердца , просто возьмите ручку и напишите о том, что у вас в душе, опишите покойного. Пусть лучше ваша речь будет формально не правильной, но зато искренней, которая тронет сердца гостей.

Пример траурной речи здесь приведено мало фактов из жизни, зато речь говорили от души :

Уважаемые родственники и друзья! Я муж нашей почитаемой [Имя] Узнав о трагедии, я долго не мог поверить в случившееся, весь вечер я не мог не о чем думать и до сих пор мне кажется, что это всего лишь сон.
Не многие знают о том, насколько чистым и светлым человеком была [Имя] Уже в 18 лет она совершила свое первое путешествие, и эта страсть видеть новое навсегда осталась в ее сердце. В одном из таких путешествий мы и познакомились, это был незабываемый месяц в незабываемом городе.
Мы оба считали себя свободными как птицы, и не хотели связывать себя узами брака, но это знакомство все перевернуло. Она была невероятно добрым и отзывчивым человеком. Всегда помогала незнакомым людям, всегда учитывала мнение других и избегала конфликтов. Я рад, что хоть и столь немного, но был с ней и смог насладиться той чистотой, нежностью и чувствами, которые мне подарила [Имя] Я всегда буду помнить тебя [Имя] твоя теплая улыбка навсегда останется в наших сердцах!

Что говорят на поминках?

На поминках уже каждый желающий может выказать свое уважение покойному. Если вы хотите почтить память близкого, подготовьтесь заранее, придумайте хороший тост или стих, чтобы встать за поминальным столом и почтить память дорогого человека.

Перед тем как сесть за стол, погибшего чтят минутой молчания. Православные начинают поминки с чтения 90 псалма и молитвы «Отче наш». Хозяин дома приглашает гостей к столу и люди рассаживаются, не садясь на пустое место выделенное покойному.

Первое слово дается хозяину дома: -Сегодня мы проводили в последний путь нашего близкого человека (называет его так, как было принято в семье). Пусть будет пухом ему/ей земля, а память вечной. (Кланяется портрету или свободному месту покойного).

Все выпивают (по традиции кисель). Не чокаясь. Затем слово передается ведущему. Ведущий также произносит свою речь, завершая ее словами: - Пусть земля будет (называет имя и отчество покойного/ой) пухом, а память вечной!

Затем траурные слова дает сказать ведущий всем желающим от старчества к меньшинству: Как правило это тосты, в конце которых говорят Пусть земля будет [Имя] пухом, а память вечной!

В поминальных словах разрешается использование афоризмов, любимых выражений усопшего, историй из жизни. Не допускаются любые негативные слова, разговоры о плохих чертах характера, выяснение отношений.

Пример : Друзья, сегодня день скорби. Было время, когда с ушедшим(ей) от нас мы веселились и радовались. Но сегодня мы с вами пьем сами эту чашу скорби, проводив в последний путь близкого нам человека. Не все в мире сподобились успения, подобно Богородице и других святых людей. Но мы сохраним в наших сердцах добрую память о нашем друге, имея надежду на воскресение и на новую встречу в новом месте. Давайте выпьем за это до дна вино печали!

Пример : Нам грустно и печально И нету чувств иных. Помянем всех родителей, Помянем всех родных! Помянем всех ушедших, В расцвете лет своих, Братьев, сестер умерших, Знакомых и чужих! Они когда-то жили И радовали нас, Смеялись и любили, Заботились о нас. Давно или недавно Их с нами больше нет, И на могилку трепетно Приносим мы букет!

Или просто случаи из жизни, кто то вспомнит, как он хорошо рисовал, кто то, как они вместе прекрасно работали, а кто-то расскажет о его хорошем поступке.

Пример : «Дед наш был очень добрым и хорошим человеком. Путь его был долог и труден. Все сложности, выпавшие на долю страны, он воспринимал, как свои. Работал и воспитывал детей, не жалуясь на отсутствие благ, недостаток еду или удобств. Он вырастил детей, был опорой внукам. Всем нам будет очень не хватать этого великолепного человека. Светлая ему память!»

Произносить поминальные слова нужно стоя. После ваших поминальных слов, глава семьи обязательно заканчивает ваши слова фразой - Пусть земля будет (называет имя и отчество покойного/ой) пухом, а память вечной! Или для верующих Царствия ему/ей небесного и вечный покой.

Когда все выскажутся, глава дома благодарит всех за теплые слова, еще раз желает всем быть сильными, чтобы пережить горечь утраты, сохранить твердость на все времена. Все встают, выпивают, кланяться и снова садятся. По традиции последний тост произносит старшая женщина в семье, или старший из родных. Она также всех благодарит за то, что пришли и почтили память покойного и по необходимости приглашает всех на следующие поминки. После последнего тоста не прощаются, а кланяться портрету покойного (или пустому месту за столом) и на выходе приносят слова соболезнования родственникам.

Как выразить соболезнование по поводу смерти?

Что не стоит говорить? Часто в такие тяжелые дни нам очень тяжело сформулировать свои мысли и правильно выразить свои соболезнования. Мы начинаем говорить общие фразы, вместо того чтобы просто поддержать дорогих нам людей в тяжелую минуту. Рассмотрим, что лучше не говорить, выражая свои соболезнования:

2. Бог рассудил, на все воля божья, бог забрал. Нельзя говорить такую фразу матери потерявшей маленького невинного ребенка, тем самым вы как бы говорите, что бог это сделал с ними. Лучше сказать, что сейчас человек в лучшем мире.

3. Как ты? Не нужно сухо спрашивать у родственников как у них дела, если есть необходимость поддержать беседу лучше спросить, как вы себя чувствуете? Что у вас на душе? Однако если вы не близкий человек, то достаточно поинтересоваться самими похоронами, спросить есть ли что-то, что я могу для вас сделать.

4. Все будет хорошо, не плачь! Не стоит такими выражениями стараться поднять настроение близким усопшего, всё-таки это траур и в эти дни родственники чаще всего хотят думать о сегодняшнем дне, а не о будущем.

5. Пожелания ориентированные в будущее не относятся к словам соболезнования: «желаю тебе прийти быстрее в себя после такой трагедии»

6. Плохим тоном считается находить позитивные моменты в трагедии и обесценивать утрату. Ничего, родите еще! Он сильно болел и наконец, отмучился! Помните, что люди здесь собрались почтить память покойного.

7. Ты не одна такая, бывает хуже, вот что случилось у…..Такие высказывания бестактны и никак не помогают смягчить боль утраты.

8. Нельзя искать виноватого. Надеемся, этого водителя посадят! Надеемся, этот убийца будет наказан. Такие высказывания также не относятся к словам соболезнования.

9. «Ты же знаешь, он пил много и был наркоманом, такие долго не живут» Такие высказывания также бестактны, об усопших или хорошо или ничего.

10. Вопросы «А как и где это случилось?» и прочие, также не уместно задавать при соболезнованиях.

Устное соболезнование близким покойного

Важнее всего чтобы ваши слова соболезнования были искренними и от души. Например, если вы плохо знали усопшего и его родственников, то достаточно будет простого рукопожатия или объятия со словами соболезную вашей утрате. Тоже относиться и к людям, у которых просто не находится слов или только два слова, соболезную вам. Вы можете просто обнять, взять за руку, положит руку на плече, тем самым показав, что вы искренне сочувствуете и разделяете свое горе с родными усопшего.

Хорошим тоном считается предложить свою помощь, спросить могу ли я что-то для вас сделать? Чаще всего вам вежливо ответят, нет спасибо, не стоит. Но если помощь и правда нужна, то это может быть помощь по приготовлению блюд для поминок, в подаче записок в церковь для проведения церковных литургий по усопшему и даже материальная помощь.

Как найти слова соболезнования по поводу смерти?

Чтобы легче выразить свои соболезнования, подумайте о покойном, кем он вам приходился, вспомните хорошие случаи из жизни, его поступки и совместные дела. Также подумайте о чувствах родных, как им тяжело, что они чувствуют. Это поможет вам подобрать слова для соболезнования.

Если вы чувствуете себя в чем-то виноватым перед усопшим, хорошим тоном будут ваши искренние извинения, ведь соболезнования это и прощение и примирение. Не нужно выдавливать из себя слова, если их нет, то просто подойдите и искренне скажите, как вы соболезнуете, в ваших глазах и так все будет видно. Ниже приведены примеры слов соболезнований :

Он очень много значил для меня и для Вас, скорблю с Вами. Пусть нам будет утешением, что он подарил столько любви и тепла.

Будем молиться за него. Нет слов выразить Вам скорбь.

Она очень много значила в Вашей и моей жизни. Никогда не забудем…

Очень тяжело терять такого дорогого человека. Разделяю Ваше горе. Чем я могу Вам помочь? Всегда можете на меня рассчитывать.

Очень жаль, примите мои соболезнования. Если я могу для Вас что-то сделать, то буду очень рада.

Хотелось бы предложить свою помощь. Я с радостью помогла бы Вам…

К сожалению, в этом несовершенном мире такое приходится переживать. Он был светлым человеком, которого мы любили. Я не оставлю Вас в Вашем горе. В любую минуту можете на меня рассчитывать.

Эта трагедия затронула всех, кто ее знал. Вам, конечно, сейчас тяжелее всех. Хочу Вас заверить, что я никогда не оставлю вас. А ее никогда не забуду.

Пожалуйста, давайте будем проходить этот путь вместе К сожалению, я только теперь понял, какими недостойными были мои пререкания и ссоры с этим светлым и дорогим мне человеком.

Простите меня! Скорблю вместе с Вами. Это огромная утрата. И страшная трагедия. Я молюсь и буду всегда молиться и за Вас, и за него.

Трудно выразить словами, сколько он сделал мне добра. Все наши разногласия – пыль. А то, что он сделал для меня, я пронесу через всю свою жизнь. Я молюсь за него и скорблю вместе с Вами. С радостью помогу Вам в любое время.

Однажды, группа учёных провела исследование: что говорили перед своей смертью знаменитые безбожники Ницше и М. Монро, Ленин и Вольтер.. О чём «шутил» инженер, построивший Титаник, и в чём был уверен идол рок-музыки Джон Леннон. Результаты оказались любопытными…

На Западе существует ряд публикаций о последних, предсмертных словах знаменитых людей. Часто это какие-то выдуманные выражения, часто бессмыслица. В любом случае, установить подлинность этих слов очень трудно.

Так получилось, что лет 10 назад я наткнулся на предсмертные слова одного подвижника православной веры. Я выписал их. С тех пор всякий раз, когда в книге, заслуживающей доверия или написанной современниками, удается прочитать подлинные слова умирающего человека, я выписываю их.

Постепенно стала очевидной тенденция: праведник, умирая, идет к Богу, и его слова оказываются пронизаны светом и любовью. Злой человек, неверующий, умирает тяжело, и последними словами, сорвавшимися с его губ, бывают страшные слова. Уже по одним этим предсмертным словам можно реконструировать духовный мир человека и увидеть, что он из себя представляет.

Во время богослужения мы просим у Бога безболезненной, непостыдной и мирной кончины. Это наше пожелание, но ни в коем случае не требование. Как можем мы сметь что-либо требовать у Владыки мира и Господа?..

Иногда, по замечанию схимонаха Паисия Святогорца, Господь дает специально болезненную, мучительную, а то и внешне соблазнительную кончину, чтобы смирить подвижника еще больше и чтобы чрез это смирение возвысить его.

Однажды современного афонского подвижника, старца Паисия , спросили: какова причина мук человека перед смертью, только ли она в греховности умирающего? Старец ответил: «Нет, это не безусловно. Также не безусловно и то, что, если душа человека выходит из него тихо и спокойно, то он находился в хорошем состоянии. Даже если люди страдают и мучаются в последние мгновения жизни, это не обязательно значит, что у них много грехов. Некоторые люди от великого смирения усердно просят у Бога, чтобы Он дал им плохую кончину – чтобы после смерти остаться в безвестности. Или кто-то может иметь плохую кончину, для того, чтобы духовно расплатиться с небольшим долгом. К примеру, при жизни человека хвалили больше, чем он этого заслуживал, поэтому Бог попустил, чтобы в час смерти он вел себя как-то странно, для того чтобы пасть в глазах людей. В других случаях Бог попускает некоторым страдать в час смерти, чтобы те, кто находится рядом, поняли, насколько тяжело приходится душе там, в аду, если она не приведет себя в порядок здесь…»

Это может быть хотя бы оттого, что все мы состоим из души и тела. И тело может болеть различными болезнями. И постепенно, в страданиях, оно может умирать согласно физическим законам течения болезни. Господь может облегчить страдания человека, но может попустить испить всю чашу страдания до конца. По мысли святых отцов, в таком случае можно говорить о том, что, давая человеку физические страдания, Господь, желающий, чтобы всякая душа была спасена, дает их во искупление грехов.

Смущаться этим может разве только человек, совсем далекий от Бога, считающий, что он лучше Бога знает, что и как должно быть. Болезненно и мучительно умирали и подвижники, о чем их последние слова. Вспомним хотя бы Спасителя, взявшего на Себя всю тяжесть грехов мира. Его последние слова:«Эли, Эли! лама савахфани? Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?», «Жажду», «Отче! в руки Твои предаю дух Мой», «Совершилось»!

Иногда Господь давал подвижнику освободиться перед смертью от страданий и мучений, и такой человек отходил в иной мир спокойно. Их последние слова даже становились посмертным завещанием нам, оставшимся на этом свете. Но подвижники веры никогда не умирали жалко. Пусть их физические страдания были предельными, но их душа жила предчувствием новой жизни. Туда, в блаженную вечность, и отходила. Иногда в последних словах умирающих верующих людей мы можем прикоснуться к той тайне, которая была содержанием их земной жизни, или той, что открылась им на границе этого и иного миров.

Последние сказанные людям слова святого Патриарха Гермогена: «Да будет над ними милость от Господа Бога и от нашего смирения благословение». После этих слов поляки перестали ему в темницу приносить пищу, и через некоторое время, 17 февраля 1617 года, он скончался.

Вот слова Святейшего Патриарха Тихона, исповедника Российского: «Слава Тебе, Господи, Слава Тебе, Господи, Слава Тебе, Господи!»

Когда начинается Божественная литургия, царские врата открываются и священник торжественно произносит: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа…».

Вот этот самый момент русский религиозный философ князь Евгений Трубецкой вспомнил при смерти. Последними словами его были: «Царские врата открываются. Начинается Великая Литургия».

Отец Иоанн Крестьянкин рассказывает: «Умирал в полном и ясном сознании профессор Петроградской Духовной Академии Василий Васильевич Болотов , знаменитый ученый, человек с колоссальными знаниями и со смиренной верой в сердце. Умирал, напутствованный в вечность Исповедью и Причастием, и последние его слова на земле были восторгом души его пред открывшимся духовному взору блаженством: “Как прекрасны последние минуты… как хорошо умирать… иду ко Кресту… Христос идет… Бог идет…”».

Священномученик Иларион (Троицкий): «Как хорошо, теперь мы далеки от…» И предал дух Богу.

Предсмертные слова епископа-подвижника Афанасия (Сахарова) (почил в 1962-м) были такие:«Всех вас спасет молитва».

Последние слова, произнесенные 22 июля 1992 года протопресвитером Иоанном Мейендорфом: «Eucharist’s icon» (русский перевод: «Икона Евхаристии»). «О чем говорил о. Иоанн? Может быть, о своей любви к Евхаристии, которая была для него центром всего – и богословия, и духовной жизни. Или он представлял себе свою любимую фреску из алтаря семинарского храма, перед которой он столько молился (по просьбе о. Иоанна была написана икона в византийском стиле – Христос причащает Апостолов). А может быть, он уже созерцал духовным взором небесную Евхаристию, вечную Литургию, совершающуюся непрестанно в Царстве Божием?» (митр. Иларион (Алфеев))

А вот как умирал протопресвитер русской Армии и флота Евгений Аквилонов , профессор СПб Духовной Академии, автор замечательных богословских трудов. Отец Евгений умирал от саркомы, ему было 49 лет. Почувствовав приближение смерти, о. Евгений взял в руки зажженную свечу и начал сам себе читать Последование на исход души от тела. Со словами: «Упокой, Господи, душу раба Твоего, протопресвитера Евгения» он отошел в вечность.

А вот с какими словами предал дух Богу подвижник 20-го века отец Серафим Вырицкий: «Спаси, Господи, и помилуй весь мир». Это не просто слова, это кредо великого пастыря, который все силы, до последней капли, отдал на то, чтобы молиться за мир. В годы большевистской вакханалии, в годы войны преп. Серафим много часов провел в молитве на камне, к которому его вели, а порой и несли и с которого снимали обессиленного.

Но жалко умирают хулители веры. Что-то открывается им на этой грани жизни, этой и той, может быть, видят они собравшихся у постели бесов, может быть, чувствуют зловоние и жар готовых принять их адских бездн.

Вольтер всю жизнь боролся с религией, с Богом. Однако последняя ночь его жизни была ужасной. Он умолял врача: «Заклинаю вас, помогите мне, я дам вам половину своего имущества, если вы продлите мою жизнь хотя бы на шесть месяцев, если же нет, то я пойду в ад и вы последуете туда же». Он хотел пригласить священника, но его свободомыслящие друзья не позволили это сделать. Вольтер умирая кричал: «Я покинут Богом и людьми. Я пойду в ад. О, Христос! О, Иисус Христос».

Американский писатель-безбожник Томас Пейн сказал на смертном одре: «Я отдал бы миры, если бы их имел, чтобы моя книга «Век разума» никогда не была напечатана. Христос, помоги мне, будь со мною»!

Генрих Ягода , нарком НКВД: «Должен быть Бог. Он наказывает меня за мои грехи».

Ницше. Сошел с ума. Умер, лая в железной клетке

Давид Хьюм - атеист. Перед смертью постоянно кричал: «Я нахожусь в пламени!». Его отчаяние было ужасным…

Карл IX: «Я погиб. Я это ясно сознаю».

Гоббс - английский философ: «Я стою перед страшным прыжком во тьму».

Гёте: «Больше света!»

Ленин. Умер, будучи помрачен в рассудке. Просил у стола, стульев прощение за свои грехи… Как это странно для человека, который был для миллионов людей вождём и идеалом…

Зиновьев - соратник Ленина, расстрелянный по приказу Сталина: «Слушай, Израиль, Господь наш Бог есть единый Бог» , - вот последние слова одного из руководителей атеистического государства.

Уинстон Черчилль - английский премьер-министр времён Второй мировой войны: «Какой же я безумец!»

Джон Леннон (The Beatles): на пике известности (в 1966г), во время интервью ведущему американскому журналу, сказал: «Христианство скоро закончится, оно просто исчезнет, я даже не желаю об этом спорить. Я просто уверен в этом. Иисус был ОК, но его идеи были слишком простыми. Сегодня мы более известны, чем ОН! ». После того, как он объявил, что Битлз более известен, чем Иисус Христос, он трагически погиб. Один психопат выстрелил в него в упор шесть раз. Примечательно то, что убийца сделал это с целью отобрать его популярность и прославиться на весь мир как убийца знаменитого певца.

Политик Бразилии Танкредо ди Амейдо Невес во время своей президентской избирательной компании публично сказал: «Если я наберу 500 000 голосов своей партии, то даже сам Бог не сможет меня сместить с президентского поста!». Конечно же, он набрал эти голоса, но внезапно заболел и за один день до того, как стать президентом, скоропостижно умер.

Инженер, построивший Титаник, после окончания строительных работ на вопрос репортеров, насколько безопасным будет его чудо корабль, с иронией в голосе ответил: «Теперь даже Бог не сможет его потопить!» . Наверняка каждый знает, что случилось с непотопляемым Титаником.

Известнейшая актриса Мерелин Монро во время презентации ее шоу посетил евангелист Билли Грэм. Он сказал, что Дух Божий послал его проповедовать ей. Выслушав проповедника она ответила:«Мне не нужен твой Иисус!» . Всего неделей позже ее нашли мертвой в ее апартаментах.

В 2005 году в городе Кампинас, в Бразилии, группа пьяных друзей пришла забрать свою подругу из дома для дальнейших развлечений. Мать этой девушки, сильно волнуясь о них, провела ее до машины и, держа дочь за руку, с трепетом сказала: «Дочь моя, езжай с Богом, и пусть Он тебя сохранит» , на что она дерзко ответила: «В нашей машине уже нет места для Него, разве только Он залезет и поедет в багажнике…» . Несколько часов позже матери сообщили, что этот автомобиль попал в ужасную автокатастрофу, и все погибли! Сам автомобиль изуродован до полной неузнаваемости, однако полиция сообщила, что, не смотря на то, что весь автомобиль полностью уничтожен так, что даже невозможно распознать его марку, багажник остался абсолютно невредимым, что совершенно противоречит здравому смыслу. Каково же было всеобщее удивление, когда багажник легко открылся, и в нем обнаружили лоток яиц, и ни одно из них не разбилось, и даже не треснуло!

«Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Библия, Галатам 6:7)

Венец каждой человеческой жизни есть память о ней, – высшее, что обещают человеку над его гробом, это память вечную. И нет той души, которая не томилась бы втайне мечтою об этом венце.

И. А. Бунин

Мертвые живы, пока есть живые, чтобы о них вспоминать.

Э. Анрио

…Для меня думать об умерших друзьях отрадно и сладко. Когда они были со мной, я знал, что их утрачу, когда я их утратил, я знаю, что они были со мной.

Сенека Младший

Забытым быть – ужасней смерти нет.

Р. Кампоамор

Умер да лежит, а некому тужить.

Забвение – это предохранительный клапан для скорби.

А. Декурсель

Забвение – вторая смерть, которой великие натуры страшатся больше, чем первой.

С. Буффлер

Когда бы верил я, что некогда душа,

От тленья убежав, уносит мысли вечны,

И память, и любовь в пучине бесконечны, –

Клянусь! Давно бы я оставил этот мир:

Я сокрушил бы жизнь, уродливый кумир,

И улетел в страну свободы, наслаждений,

В страну, где смерти нет, где нет предрассуждений.

Где мысль одна плывет в небесной чистоте...

Но тщетно предаюсь обманчивой мечте;

Мой ум упорствует, надежду презирает...

Ничтожество меня за гробом ожидает...

А. С. Пушкин

Мы теряем даже жизнь с радостью – лишь бы об этом говорили.

Б. Паскаль

Мы благодарны памяти за то, что она позволяет нам запоминать. Однако нужно быть признательным ей и за то, что она позволяет забывать.

Э. Эррио

Память людей – это незаметный след той борозды, который каждый из нас оставляет в лоне бесконечности.

Э. Ренан

Через тысячу лет,

через десять тысяч годов

Память чья сохранит

нашу славу и наш позор?

Тао Юаньмин

Память о великих людях имеет для нас не меньшее значение, чем их живое присутствие.

Сенека Младший

Нам дана короткая жизнь, но память об отданной за благое дело жизни вечна.

Цицерон

Человеческая память в ее психологическом смысле устроена таким образом, что самым первым ее свойством с течением времени является отсеивание неприятного, тяжелого и склонность к доброму, удачливому, даже комедийному.

В. В. Быков

Но и мертвые мы будем жить в частице нашего великого счастья; ведь мы вложили в него нашу жизнь.

Ю. Фучик

Жизнь мертвых заключается (продолжается) в памяти живых.

Цицерон

Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.

М. Ю. Лермонтов

Рожденный умрет – жизнь земная жива:

О добром и злом остается молва.

Все смертны, бессмертного нет человека,

В посмертной молве о нем – след человека.

Жизнь – малая горсть, и глядишь – ее нет,

Но плох ли, хорош, а останется след.

Ю. Баласагуни

Одни мертвые покоятся с миром, другие его лишены.

Перес Гальдос

Легко лгать на мертвого.

Людей ожидает после смерти то, чего они не чают и не воображают.

Гераклит

Смерть – злым, а добрым вечная память.

Те, кто умирают, оставляют после себя свои благодеяния и уносят свои грехи.

Велес де Гевара

Мертвое тело в землю зароют, да доброту не забудут.

Лезг.

При жизни будь хвалим, после смерти – благословим.

Периандр

Если умирает крещеный человек, Церковь молится о упокоении души его, совершая чин погребения усопших. При погребении священник читает особую разрешительную молитву, в которой властью, данной ему в Таинстве священства, просит Бога простить все грехи умершему христианину.

Если умирает человек, не пожелавший при жизни принять св. Крещение, то отпевание такого человека не совершается. Это нельзя считать какой-то жестокостью, ибо Церковь зиждется на любви к Богу и людям. Церковь не может насильно привлечь к себе: это противоречит учению Божию.

...И если умерший человек не пожелал сам при жизни вступить в живое общение с Богом, то и после его смерти Святая Церковь не дерзает сделать это насильно.

«Душа после смерти»

Пройдет время, и мы уйдем навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было, но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле...

А. П. Чехов

Кто жил так, что его память свято сохраняется в душах людей, которых он любил, тот, я думаю, сделал свое дело для продолжения своего существования и после смерти.

Г. Эберс

Если религия есть культ предков или совокупная молитва всех живущих о всех умерших, то в настоящее время нет религии, ибо при церквах нет уже кладбищ, а на кладбищах, на этих святых местах, царствует мерзость запустения. Это запустение кладбищ, казалось, и должно бы было вызвать внимание живущих в той местности, в той части города, в котором на известном кладбище погребаются умершие; живущие в этой местности должны бы были сделать его местом собрания, совещания, постоянного попечения о восстановлении его во всей целости, полноте и смысле, нарушенных забвением отцов и неравенством сынов; т.е. это значит создать на кладбище музей со школой, учение в коей было бы обязательно для всех сынов и братьев, которых отцы, матери и братья погребены на этом кладбище... Если религия есть культ мертвых, то это не значит почитание смерти, напротив, это значит объединение живущих в труде познавания слепой силы, носящей в себе голод, язвы и смерть, в труде обращения ее в живописную. Для кладбищ, как и для музеев, недостаточно быть только хранилищем, местом хранения; и оттого, что кладбища обратились в места лишь хранения, на них, на этих святых местах, и царствует мерзость запустения... Запустение кладбищ есть естественное следствие упадка родства...

Н. Ф. Федоров

Самый верный путь, приближающий нас к дорогим умершим, – это не смерть, а жизнь. Они живут нашей жизнью и с нашей смертью умирают.

Р. Роллан

Когда мы мертвы, не ищите нашу могилу в земле, но найдите ее в сердцах людей.

Д. Руми

Подлинная урна усопшего не на кладбище, а в забывчивых сердцах.

Ж. Кокто

Помни, что каждый живет лишь настоящим, ничтожно малым моментом; все же остальное или уже прожито, или покрыто неизвестностью. Ничтожна жизнь каждого, ничтожен тот уголок земли, где он живет, ничтожна и самая долгая слава посмертная: она держится лишь в нескольких кратковечных поколениях людей, не знающих и самих себя, не то что тех, кто уже давно почил.

М. Аврелий

Человек в гробу – только тогда правда на миру.

Япон.

Только над могилою человека можно провозгласить его великим.

П. Буаст

К живым следует относиться благожелательно, о мертвых же нужно говорить только правду.

Вольтер

Не смерть страшна, а ужасно надругательство над кончиной!

Эсхин

О покойнике худа не молви.

Покойного величай.

Хилон

О смерти матери погорюй с тем, у кого нет матери.

Осет.

Честолюбие – непреодолимое желание подвергнуться нападкам врагов при жизни и насмешкам друзей после смерти.

А. Бирс

Выставляют напоказ свою скорбь больше всего те, кто меньше скорбит.

Тацит

Гроб уносит усопших в пучину забвенья,

Как ладья – потерпевших кораблекрушенье.

Сказать о мертвом должно лишь одно:

Все, чем дышал он, с ним погребено.

Да будет легок шаг идущего! Покой

Тела истлевшие вкушают под стопой.

Хоть наших пращуров и след исчез мгновенный,

Не должно оскорблять их памяти священной.

Пускай по воздуху пройдет твоя тропа,

Чтоб ты не попирал людские черепа.

Аль-Маарри

Память – это единственный рай, из которого нас не могут изгнать.

Жан Поль

Рассмотрим все состояния на земле. Цари созидают огромные здания, на коих извивают свои имена, строят в свои имена грады, становят статуи, сочиняют законы, производят войны, вельможи и богатые также соделывают строения и, статуями и живописью прелагая образ свой, стараются, чтобы имена их в какие памятники были вмещены и повелевают себе соделывать великолепные гробницы. Художники и ученые истощеваются от трудов, чтобы что изящное соделать, и имена свои при сочинениях полагают. Самые земледельцы желают, чтобы хоть камень какой на их могилу был возложен, дабы сколько ни есть, память их осталась, радуются иметь детей, яко о прелагающих (потомству) имя их.

М. М. Щербатов

Хоть наших предков дорогих давно укрыт землею прах –

Но мы, потомки, помним их у нас в сердцах.

Когда ж покинуть этот мир придет и наш с тобой черед –

Пусть время наши имена рукой жестокой не сотрет!

Наследник чаяний твоих да примет твой последний вздох,

Все, не свершенное тобой, ему свершить поможет бог.

Коль станет память о тебе потомок ревностно беречь,

То в час, назначенный судьбой, не страшно будет в землю лечь.

Ш. Шохин

К тому, кто оскорбляет весь народ

Пока живет,

Никто на погребенье не придет,

Когда умрет.

Казах.

Еще не засыпана моя могила,

а они уж в добре моем рылись.

Жив я еще, не умер,

а они по мне прекратили плачи.

Из древней месопотамской литературы

Стоит человеку умереть, как его немедленно забывают. Мертвецы не оставляют после себя никаких следов и забываются, как будто их никогда не было. Их не вспоминают бедные, о них не жалеют богатые, их не славят образованные. Ни государству, ни друзьям, ни родственникам они не нужны. Выясняется, что человечество могло обойтись даже без самых знаменитых покойников и что особи куда менее достойные могли совершить ничуть не меньше, чем они.

Д. Аддисон

Есть мертвецы, в которых больше жизни, чем в живых. Но есть и живые, которые мертвее всяких мертвецов.

Р. Роллан

Есть мертвые, которых нужно убивать.

Л. Денуайте

Очень приятно, когда о вас помнят, но иногда бывает полезнее оказаться забытым.

К. Хаббард

Рождение многих следует оценивать как фальстарт.

Г. Е. Малкин

Жил – никакой пользы не было, а умер – приходится носить траур.

Вьет.

...Память о лице едва сохраняется лишь до третьего или четвертого поколения.

Э. Тайлор

Человек, умирая индивидуально, соматической смертью, не умирает общественно, переливаясь своим поведением в составе коллектива и творчеством в живое окружение, общественность. Он продолжает жить в тех, кто остается в живых, если он жил при жизни, а не был мертв. Коллектив живой воскрешает мертвых.

Н. Я. Марр

Кто забывает мир, того мир тоже забудет.

А. Поп

Плачь над умершим – он лишился света, но оплачь и глупца – покинул его разум.

«Мудрое слово Древней Руси»

Мало оплакать невинно убиенных – нужно еще объяснить им смысл их жизни и смерти.

А. Б. Подводный

Не над мертвыми плачь, над неразумным: ибо у тех для всех общий путь, а у этого – воля своя.

Поучение Исихия

Мертвому плачем не поможешь.

Суах.

Оплакивать покойника – все равно, что кусать камни.

Посмертные награды – это квинтэссенция эгоизма, от которого покойные страдали при жизни, оставаясь ни с чем.

Ч. К. Колтон

Многое может возродиться из того, что уже умерло.

Гораций

Когда в наших сердцах бледнеют воспоминания, смерть заставляет их вновь расцвести…

Ф. И. Тютчев

Всякая могила травой зарастает.

Забвение – возмездие для зла и несправедливость для добра.

Э. А. Севрус

Когда – незадолго перед смертью – друзья спросили угасавшего философа, где бы он желал покоиться после смерти, Шопенгауэр ответил: «Все равно. Они найдут меня».

«106 философов»

Могила – храм молчания и примирения.

Т. Маколей

Нет ни воспоминания, которое не стерло бы время, ни боли, которую не заканчивает смерть.

М. Сервантес

Некоторые дикари вбивают кол в трупы, а цивилизованные довольствуются словом: «Спи, – говорят, – в могиле и не мешай нам наслаждаться жизнью»; но и слово оказывается так же бессильно, как и кол, мертвецы не оставляют нас в покое, они постоянно напоминают нам о своей солидарности, которой мы изменили, за что и наказываемся; и кара будет все тяжелее, пока мы снова не войдем в единство с мертвецами, которое их смертью разрушилось и в которое, очевидно, нельзя войти ни словами, как это делают цивилизованные, ни угощениями, к которым прибегают дикари. Несмотря на толстый слой земли, труп не остается спать в могиле, а проникает в атмосферу в виде миазмов, зародышей, составляя необходимое условие жизни и даже красоты... Напрасно в порыве дешевого великодушия некоторые завещают (считая себя вправе делать распоряжения о не принадлежащем им ни при жизни, ни по смерти теле) сжечь свое тело по смерти; не вне только, а и внутри предки против своей воли властвуют над своим потомством (закон наследственности, атавизм), доказывая тем солидарность всех поколений, доказывая, что не для наслаждения, а для какой-то высшей цели назначен человек.

Н. Ф. Федоров

Цари мелькают в круговерти лет,

И каждому идет забвенье вслед.

Аль-Маарри

...Все на свете должно стать жертвой забвения, этого немого и безжалостного тирана...

А. Ривароль

О забвение! Забвение! Нет более мягкой подушки для истощенного путника!

Забвение – цветок, лучше всего произрастающий на могилах.

Ж. Санд

Закрыли гроб – говорят: конец.

Конец! Как звучно это слово,

Как много – мало мыслей в нем;

Последний стон – и все готово,

Без дальних справок. А потом?

Потом вас чинно в гроб положат,

И черви ваш скелет обгложут,

А там наследник в добрый час

Придавит монументом вас,

Простит вам каждую обиду

По доброте души своей,

Для пользы вашей (и церквей)

Отслужит, верно, панихиду,

Которой (я боюсь сказать)

Не суждено вам услыхать.

И если вы скончались в вере,

Как христианин, то гранит

На сорок лет по крайней мере

Названье ваше сохранит.

Когда ж стеснится уж кладбище,

То ваше узкое жилище

Разроют смелою рукой...

И гроб поставят к вам другой.

И молча ляжет с вами рядом

Девица нежная, одна,

Мила, покорна, хоть бледна...

Но ни дыханием, ни взглядом

Не возмутится ваш покой –

Что за блаженство, боже мой!

М. Ю. Лермонтов

Сколько их, прославленных, предано уж забвению. Да и те, что прославили, с глаз долой.

М. Аврелий

Какие полки, и толпы, и поколения таких людей уже поглотило забвение! Их прах образует ту почву, на которой жизнь наша продолжает давать плоды.

Т. Карлейль

В моем завещании содержатся указания насчет моей похоронной процессии, в которой не будет похоронных экипажей, но зато будут шествовать стада быков, баранов, свиней, всякой домашней птицы, а также передвижные аквариумы с живыми рыбами, причем у всех тварей, сопровождающих гроб, будут повязаны белые банты в память о человеке, который предпочел умереть, но не есть себе подобных. Если не считать процессии, направлявшейся в Ноев ковчег, это будет самая замечательная процессия, какую доводилось видеть людям.

Б. Шоу

Если кто будет говорить мне похвальное слово «над раскрытою могилой», то я вылезу из гроба и дам пощечину.

Мне хотелось бы, чтобы меня некоторые помнили, но отнюдь не хвалили; и только при условии, чтобы помнили вместе с моими близкими. Без памяти о них, о их доброте, о чести – я не хочу, чтобы и меня помнили.

В. В. Розанов

Я охотно возвратился бы из потустороннего мира, чтобы изобличить во лжи всякого, кто стал бы изображать меня иным, чем я был, хотя бы он делал это с намерением воздать мне хвалу.

М. Монтень

Памятники ставятся всему тому, что наименее памятно.

Р. Стивенсон

По кладбищам, могильным плитам и эпитафиям можно судить о нации, ее невежестве или благородстве.

Имей мертвецы возможность прочесть хвалебные надписи на своих надгробиях, они бы умерли вторично – от стыда.

Д. Аддисон

Если вы желаете себе несокрушимого памятника, вложите свою душу в хорошую книгу.

П. Буаст

Ставить кому-либо памятник при жизни – значит объявить, что нет надежды на то, что потомство его не забудет.

А. Шопенгауэр

Добрым людям не нужны памятники. Их добрые дела будут напоминать о них.

Талмуд

Человека достойный памятник только один – земляная могила и деревянный крест. Золотой же памятник можно поставить только над собакою.

В. В. Розанов

Желание, чтобы нас помнили после смерти, суетно, поэтому не удивительно, что желанием этим обыкновенно пренебрегают.

Д. Галифакс

Что уцелело, что дошло до нас?

Два-три кургана, видимых поднесь...

Да два-три дуба выросли на них,

Раскинувшись и широко и смело.

Красуются, шумят, – и нет им дела,

Чей прах, чью память роют корни их.

Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаем

Себя самих – лишь грезою природы.

Поочередно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

Ф. И. Тютчев

О чем над мертвым бы ни причитали,

Живые плачут о своей печали.

Казах.

Каждый человек носит в глубине своего «я» маленькое кладбище, где погребены те, кого он любил.

Р. Роллан

Когда сердце мое жаждет умиления, я вспоминаю друзей, мною утраченных, женщин, отнятых у меня смертью, живу в их гробницах, лечу душой на поиски их душ.

Н. Шамфор

Много ли нужно для сохранения памяти о человеке? Час работы мраморщика.

А. Карр

И гробницы – памятники не сожаления, а спеси сыновей.

К. Гельвеций

Заботы о погребении, устройство гробницы, пышность похорон – все это скорее утешение живым, чем помощь мертвым.

Августин Блаженный

В живых бросают грязью, в мертвых – цветами.

Швед.

Завистливое «живут же люди» иногда вызывают и богатые похороны.

Б. Ю. Крутиер

Два чувства разделяют тех, кто приходит проститься с покойным: любовь и злорадство.

Э. А. Севрус

Некоторые эпитафии существуют скорее для удовлетворения гордости живущих, чем для восхваления добродетелей умерших...

Когда читаешь эпитафии, кажется, что спасти мир можно, только воскресив мертвых и похоронив живых.

П. Элдридж

Единственная нетленная эпитафия – это хорошая книга.

П. Буаст

Было бы желательно, чтобы каждый заранее написал себе эпитафию, чтобы написал ее возможно лестной и старался сделаться достойным ее.

Ж. Мармонтель

Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых.

К. Маркс

Когда лягу в могилу, безразлично будет мне,

Засуха или дождик средь земных погостов;

Так земле безразлично, что скрывает прах земной:

Груду костей бараньих или львиный остов.

Аль-Маарри

Придя в трехдневный мир на краткое мгновенье,

К нему не должен ты почувствовать влеченье.

Пусть даже ты привык лежать на пышном ложе,

Ты все равно в земле найдешь успокоенье.

В могилу все равно сойдешь ты одиноко,

Не будешь средь людей, в блестящем окруженье.

В земле твои друзья – лишь муравьи да черви,

Почему нужно молиться за наших умерших близких: изречения афонских святых

В Православной Церкви 11, 18 и 25 марта по-особенному почитаются три субботы Великого поста, которые называются Родительскими. Особенностью богослужения в эти дни является то, что Церковь поминает усопших. Мы собрали изречения трёх афонських святых о необходимости поминовения усопших.

Молитва от чистой скорби о умершем

Любит Господь народ Свой, в особенности умерших, я каждый вечер проливал за них слезы. Мне жалко, что люди лишаются такого Милостивого Господа. И однажды сказал я духовнику: «Жалко мне людей, которые мучаются во аде, и каждую ночь я плачу за них, и томится душа моя так, что жалко бывает даже бесов. И духовник сказал мне, что эта молитва от благодати Божией». (Преподобный Силуан Афонский).

Один подвижник спросил меня: «Плачешь ли ты о грехах своих?» Говорю ему: «Как-то мало, но за умерших много рыдаю». Тогда он говорит мне: «Ты плачь о себе, а других Господь помилует. Так сказал игумен Макарий». Послушался я, и стал делать, как он мне сказал, перестал плакать за умерших, но прекратились тогда слезы и за себя. (Преподобный Силуан Афонский).

Спросил я этого подвижника: «Молиться ли мне об умерших?» Он вздохнул и сказал: «Я, если бы было можно, всех вывел бы из ада, и только тогда душа моя успокоилась бы и возрадовалась бы». При этом он сделал руками движение, как бы собирал снопы на поле, и слезы текли из очей его. После того не стал я больше останавливать молитвы за умерших, и слезы вернулись ко мне, и много рыдал я, молясь за них. (Преподобный Силуан Афонский).

Когда молитва идет от чистой скорби о живом или умершем, то в ней нет пристрастия. Душа в этой молитве скорбит о нем и усердно молится, и это есть признак милости Божией. (Преподобный Силуан Афонский).

Усопшим нужна молитва

Если мы поставим себя на место больных или усопших, это поможет нам молиться с состраданием; сострадание сходит в сердце, и молитва наша становится сердечной. (Преподобный Паисий Святогорец).

Даже просто свечку поставить за душу почившего уже большая польза. Усопших надо помнить и всегда о них молиться. Не будем забывать молиться об их душах, дабы обрели упокоение. (Преподобный Паисий Святогорец).

Я, хотя никогда не думаю о родственниках, если вдруг из-за усталости или по отсутствию времени не помолюсь об усопших, то вижу потом во сне своих роди-телей. Потому что когда я молюсь вообще об усопших, то и они получают помощь и радуются, а если не молюсь, то лишаются этого утешения. Если наши ничтожные молитвы приносят бедным усопшим помощь, тогда с нас, монахов, если мы о них не молимся, нужно с живых содрать кожу и посыпать солью. Усопшим нужна молитва. (Преподобный Паисий Святогорец).

Усопшим молитва нужна больше, чем живым, потому что для живых ещё есть надежда покаяния. И Бог хочет, чтобы были люди, которые просят Его об усопших, потому что окончательный Суд ещё не произошёл. (Преподобный Паисий Святогорец).

Трудно обуздать ум, который носится со скоростью, большей скорости света. Нужно «взять его за ручку» и повести к страждущим, больным, покинутым, усопшим. (Преподобный Паисий Святогорец).

Не следует оплакивать усопших

Не оплакивайте усопших, а если любите их, делайте всё возможное для блага их душ - поминайте их, заказывайте сорокоусты, панихиды и литургии, возжигайте свечи, ладан, масло, поститесь, молитесь и раздавайте милостыню. (Равноапостольный Косма Этолийский).

Христиане, сыновья и дочери Христовы, так- же остерегайтесь того, чтобы чрезмерно оплакивать усопших, в особенности ваших детей, которые сразу попадают в Рай как Ангелы. Они принадлежат Богу, а не вам. Вы радуетесь, когда Бог даёт ребёнка. Научитесь же радоваться и тогда, когда Он забирает его. (Равноапостольный Косма Этолийский).

Бог принимает усопших в месте светлом, в месте покойном. Не надо траура и причитаний, этим вы очень им вредите, пусть этим занимаются нечестивые и неверующие, а мы, христиане, надеемся и исповедуем воскресение из мёртвых. Не следует нам вовсе оплакивать усопших. (Равноапостольный Косма Этолийский).